Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (определение основных направлений по совершенствованию).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты особенности налоговой политики в РФ
1.1. Понятие и содержание налоговой политики РФ
2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ
4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
1.2. Классификация видов налоговой политики РФ
1.3. Механизм функционирования налоговой политики
2. Показатели и перспективы развития налоговой политики в РФ
2.1. Анализ налоговых доходов в федеральный бюджет на 2015-2016 гг
2.3. Проблемы и пути решения совершенствования налоговой политики в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В налоговой политике, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список использованных источников
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и
исполнительной власти
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. Федеральных законов от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».
- Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. ФЗ № 363-ФЗ от 30.11.2011) // Справочно-правовая система «Гарант».
- "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».
- Федеральный Закон от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» (в ред. от 03.12.2008 )// Справочно-правовая система «Гарант».
- Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (ред. от 22.11.2016) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 07.07.2017 года).
- Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год…[Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 09.07.2017 года).
- Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 г. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 09.07.2017 года).
- Закон ЯО от 21.12.2015 N 104-з (ред. от 11.07.2016) "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (принят Ярославской областной Думой 11.12.2015) [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://duma.yar.ru (дата обращения 09.07.2017 года).
Описание книг одного-трех авторов
- Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 315 с.
- Жидкова, Е. Ю. Налоги и налогообложение. – М.: Эксмо, 2014. – 480 с.
- Черник, Д. Г. Налоги: практика налогообложения. – М.: Инфра-М, 2014. – 368 с.
- Захаров, М.Л. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации. - М.: Проспект, 2015. - 720 c.
- Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2013. - 192 с.
- Князева, В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Юнити, 2015. - 191 с.
- Кучеров И. И. Теория налогов и сборов – М.: ЮрИнфоР, 2014.- 560 с.
- Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 315 с.
Описание учебников и учебных пособий
- Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: Дашков и К. 2013. – 525 с.
- Аронов, А.В. Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: Экономист. 2014. – 593 с.
- Дмитриева, Н.П. Дмитриев Д.Д. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для Вузов. – Ростов/н/Д: Феникс. 2015. – 510 с.
- Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – 2-е изд. переработанное и дополненное. – СПб.: Питер-М. 2014. – 449 с.
- Сидорова, Е. Ю. Налоговое планирование: курс лекций. – М.: Экзамен, 2016. – 221 с.
- Петров, М. Налоговая система и налогообложение в России: учебное пособие. – Ростов-на/Д : Феникс, 2015. – 245 с.
- Фокин, В. М. Налоговое регулирование: учебное пособие. – М.: Статут, 2014. – 76 с.
Описание статьи из периодического издания
- Быкова, Н. Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 358-362.
- Баташева, Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 436-438.
- Горский, И.В., Лебединская Т.И. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса // Финансы и налоги. - 2015. -№ 9. – С..45-51.
- Грицюк, Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования // Финансы и кредит. – 2016. - №7. – с.15-17
- Рощупкина, В.В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне // Финансы и кредит. - 2015. - № 3. - С. 47-50.
- Труфанов, В.Н. Реализация налоговой политики Российской Федерации на региональном уровне // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 3. - С. 175-178.
- Цыгичко, А.Н. Налоги, субсидии, инвестиции // Экономист. – 2014. - №11. – С. 6-14.
- Черник, Д.Г. Грамотная налоговая политика // Налоговый вестник. – 2016. - № 4 – С. 3-5.
Описание интернет ресурсов
- Официальный сайт федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] — Режим доступа // URL: http://nalog.ru (дата обращения 07.07.17).
- Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: http://www.minfin.ru/ — (дата обращения 07.07.17).
- Официальный сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: http:// yar.gks.ru/(дата обращения 07.07.17).
- Официальный сайт ярославской областной думы [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: http://.duma.yar.ru/(дата обращения 07.07.17).
- Официальный сайт Управление Федеральной налоговой службы РФ по Ярославской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: http://nalog.ru (дата обращения 07.07.17).
- Портал органов государственной власти Ярославской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа // URL: http.yarregion.ru/(дата обращения 07.07.17).
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классификации налогов и сборов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура налоговой системы РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Критерии классификации и виды налоговой политики
Критерии классификации |
Виды налоговой политики |
По уровню органов власти и управления |
· Глобальная · Наднациональная · Национальная · Региональная · Местная |
В зависимости от способов воздействия государства на налоговую систему |
· Политика, осуществляемая путем опосредованного вмешательства государства в налогообложение · Авторитарная |
В зависимости от целей государства |
· Максимальных налогов · Экономического развития (низкого налогового бремени) · Разумных налогов (существенного уровня налогообложения) |
В зависимости от степени контроля над экономической ситуацией |
· Стабилизационная · Деструктурированная |
В зависимости от учета инфляционной составляющей |
· Стабилизационная · Деструктурированная |
В зависимости от быстроты реагирования на изменения окружающей среды |
· Динамичная · Инерционная |
В зависимости от временной определенности |
· Долгосрочная · Краткосрочная |
В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговую политику |
· Оптимистическая · Пессимистическая · Реалистическая |
В зависимости от кардинальных проводимых изменений |
· Революционная · Эволюционная |
В зависимости от научных концепций |
· Классическая · Кейнсианская · Неоклассическая · Неокейнсианская |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Начисление и поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01.04.2017 года |
|||||||
Наименование налоговых поступлений |
Поступило платежей в консолиди-рованный бюджет |
в том числе |
|||||
федеральные налоги и сборы, |
региональные налоги и сборы, всего |
из них |
местные налоги и сборы |
налоги, предусмо-тренные специа-льными налого-выми режи-мами |
|||
налог на имуще-ство органи-заций |
транспорт-ный налог |
||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ВСЕГО |
4 224 058 083 |
3 881 978 225 |
186 317 379 |
161 201 408 |
24 869 950 |
46 242 400 |
109 520 079 |
в том числе по организациям и индивидуальным предпринимателям с основным видом деятельности: |
|||||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего |
28 411 979 |
16 214 552 |
2 701 271 |
2 065 656 |
633 859 |
1 595 930 |
7 900 226 |
Добыча полезных ископаемых - всего |
1 222 746 597 |
1 192 869 934 |
21 328 452 |
20 883 245 |
445 157 |
1 047 178 |
7 501 033 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего |
150 004 947 |
134 414 226 |
14 564 954 |
14 319 553 |
244 966 |
484 082 |
541 685 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, - всего |
19 411 286 |
16 802 231 |
1 867 770 |
1 690 909 |
176 813 |
143 988 |
597 297 |
Продолжение таблицы |
|||||||
Строительство |
200 520 488 |
187 742 475 |
4 445 091 |
2 769 893 |
1 675 096 |
2 205 227 |
6 127 695 |
Транспортировка и хранение -всего |
146 480 194 |
114 800 638 |
26 089 653 |
24 018 625 |
2 070 922 |
1 678 295 |
3 911 608 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего |
22 914 640 |
18 002 795 |
944 788 |
896 377 |
48 284 |
420 904 |
3 546 153 |
Деятельность в области информации и связи - всего |
122 973 855 |
115 713 372 |
3 261 365 |
3 125 307 |
135 981 |
41 107 |
3 958 011 |
Деятельность финансовая и страховая – всего |
240 849 493 |
230 695 730 |
7 504 781 |
6 913 182 |
591 631 |
1 478 414 |
1 170 568 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
104 379 488 |
68 076 882 |
15 000 504 |
14 479 019 |
521 404 |
7 070 151 |
14 231 951 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
216 385 367 |
200 876 837 |
5 366 125 |
4 803 455 |
561 063 |
2 342 777 |
7 799 628 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
42 370 589 |
35 904 065 |
1 777 624 |
1 092 563 |
684 380 |
250 551 |
4 438 349 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
81 024 238 |
76 485 244 |
3 664 707 |
3 451 969 |
212 592 |
803 268 |
71 019 |
Образование |
60 259 164 |
47 542 409 |
6 174 322 |
6 052 154 |
122 110 |
5 801 918 |
740 515 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
48 671 280 |
41 946 536 |
3 338 883 |
3 227 549 |
111 278 |
1 634 779 |
1 751 082 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений- всего |
19 076 950 |
15 191 868 |
1 800 765 |
1 522 184 |
51 111 |
738 611 |
1 345 706 |
Предоставление прочих видов услуг |
11 924 436 |
9 580 836 |
328 632 |
278 609 |
48 678 |
188 175 |
1 826 793 |
Окончание таблицы |
|||||||
Остальные виды экономической деятельности |
8 699 956 |
7 446 468 |
564 632 |
376 545 |
188 087 |
160 792 |
528 064 |
Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД |
108 941 263 |
96 043 450 |
7 525 107 |
6 935 977 |
588 405 |
1 207 566 |
4 165 140 |
Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД |
-70 277 |
-19 880 898 |
12 783 505 |
1 |
12 779 798 |
7 027 107 |
9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Виды доходов бюджета города Ярославля
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации
за 2015-2016 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Динамика структуры поступлений налогов и сборов в бюджетную систему на конец 2016 начало 2017 гг (в % к общей сумме поступлений)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Структура прогнозируемых налоговых доходов Ярославского областного бюджета на 2017 год (план в %)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Налоговые ставки, по Ярославской области на 2016-2018 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Предоставление в 2016 году органами городского самоуправления льгот по местным налогам