Файл: Налоговые правонарушения (отношения по начислению и уплате налогов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений

1.2 Правонарушения против системы налогов

1.3 Правонарушения против исполнения налогового обязательства

1.4 Правонарушения против системы гарантий исполнения обязанностей и реализации прав налогоплательщиков

1.5 Правонарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Причины налоговых правонарушений в России

2.3 Анализ налоговых правонарушений в России

3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3.1 Основные проблемы применения ответственности за совершение налоговых правонарушений

2.3 Пути совершенствования организации налоговой системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

- недостаточный уровень подготовленности руководителей и бухгалтерского персонала по налоговым вопросам.

Нравственно-психологическими основами налоговых преступлений являются:

- отрицательное отношение к деятельности налоговой службы (фискальная налоговая система приводит не к развитию бизнеса и росту производства, а, наоборот, к его сворачиванию и сокрытию налогов);

- низкая отдача от налоговых платежей при их перераспределении через бюджет порождает снижение уровня налоговой лояльности;

- корыстные мотивы поведения некоторых налогоплательщиков.

Необходимо отметить, что в отдельные периоды развития нашей страны, несмотря на серьезные материальные трудности и нестабильность внешнеполитической ситуации, уровень собираемости налогов был почти стопроцентным, а налоговая культура налогоплательщиков была на гораздо более высоком уровне. Например, во время Великой Отечественной войны доля поступления налогов в бюджеты всех уровней приближалась к 100%, существовала практика добровольных пожертвований граждан в пользу бюджета обороны [Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016, с. 29].

    1. Зарубежный опыт

Законодательство западных стран, закрепляющие налоговые нормы, в частности нормы по борьбе с преступлениями тщательно проработаны и составляют детальную систему. Одним из главных аспектов налогового законодательства является то, что оно не применяет принцип презумпции невиновности и обязанность по доказыванию при рассмотрении судебных исков по налоговым делам возникает у налогоплательщика. Однако у обвиняемого (подозреваемого) в налоговом преступлении отсутствует право на отказ предоставлении информации, которая могла быть использована против него . Незначительным отличием российского законодательства от зарубежного является то, что нормы уголовного права содержатся в едином Кодексе (Уголовный кодекс Российской Федерации), так как за рубежом в основном нормы о налоговых преступлениях закреплены в актах налогового законодательства. В США это раздел 26 Свода законов США, в основу которого лег Кодекс внутренних доходов; в Великобритании, Италии и Японии — отдельные налоговые законы; во Франции — Общий кодекс о налогах. Однако в КНР также, как и в Российской Федерации налоговые преступления содержатся в Уголовном кодексе (УК КНР) [Артемьева Ю.А. Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями // Налоги. 2012. № 12, с. 5].


За рубежом меры государственного принуждения в сфере уклонения от уплаты налогов считаются наиболее жесткими и используются уже после наибольшего применения средств убеждения, основанных на заинтересованности граждан и организаций уплачивать налоги. Такое практикуется в Канаде, Болгарии, Франции, Украине и в Германии, где лишение своды на срок до 10 лет будет грозить недобросовестным налогоплательщикам [Шувалова Е.Б, Климовицкий В.В., Пузин А.М. Налоговые системы зарубежных стран - М.: Дашков и Ко, 2010, с. 35].

В Канаде к ответственности за налоговые преступления будут привлекаться руководители компании, если суд признает размер неуплаченных налогов крупным, а во Франции и Украине такой срок предусмотрен для налоговых правонарушителей, совершивших преступление в сфере уклонения от уплаты налогов повторно. Тем не менее, самое строгое наказание применяется в государственной системе налоговых правоотношений в Китае. Это единственное государство, где наказание за неуплату налогов является особо жестоким, например за получение обманным путем государственного налога, может применяться наказание в виде пожизненного заключения либо смертной казни [Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М., 2005. С. 247]. За рубежом принято налоговые преступления делить на два условных направления: американское и европейское [Козырин А.Н. Уголовно-правовая ответственность за нарушение уголовного законодательства: опыт зарубежных стран // Ваш налоговый адвокат. ФБК-Пресс.1998. Вып. 1 (3). с. 139].

В США используют относительно жесткие методы в борьбе с налоговыми преступлениями, которые применяются к налогоплательщику, практикуется криминализация значительного числа составов налогового преступления. Преступлением также будет являться несвоевременная подача налоговой декларации, если будет доказано, что налогоплательщик умышлено замедлил с ее составлением и подачей в соответствующий орган. Внесение в документацию налоговой отчетности заведомо ложных сведений считается серьезным преступлением и за совершение данного налогового преступления следует назначение санкции в виде штрафа до 100 000 долларов, а если преступление совершила корпорация – 500 000 долларов и тюремное заключение на срок до пяти лет. Помимо этого, штрафы имеют изощренную специфику.

Например, при неполной уплате налогов взыскивается 5% от неуплаченной суммы и 50% от суммы, которую недобросовестный налогоплательщик получил бы, если бы положил данные денежные средства в банк под среднерыночный процент. Привязка размера штрафа к итогам возможной капитализации налоговых сумм является надежным способом избежать и предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику делается выгоднее не платить налоги, а вкладывать «сэкономленные» ресурсы в оборот и приобретать прибыль, на много порядков превышающие размеры определенных законодательством наказаний. На практике, если разговор идет о неуплате крупных сумм, многочисленные налогоплательщики-нарушители просто мирятся с взысканием небольшого зафиксированного штрафа, поскольку, положив «сэкономленные» деньги на депозит, они нагонят упущенное [Кордуба С. Б. Ответственность за уклонение от уплаты налогов: зарубежный опыт / С.Б. Кордуба // Юридические науки, правовое государство и современно законодательство. – Пенза. – 2018. – С. 103]. В Лас-Вегасе проводилось 34 ежегодное совещание Национального Института по Налоговому Мошенничеству (National Institute on Criminal Tax Fraud (NICTF)), на котором Министерство Юстиции США объявило о том, что были изменены принципы оценки наказания по налоговым преступлениям и был введен принцип «двойное наказание за налоговые преступления в США». Mark Daly – старший адвокат по судебным делам Налогового Департамента при Министерстве Юстиции США, сделал объявление, что теперь при назначении наказаний за преступления в сфере уклонения от уплаты налогов в США обвиняемым, прокуратура будет руководствоваться положениями 2 части статьи S1,3. Данная статья содержит преступления, связанные с «отмыванием денег» и финансовыми махинациями в оффшорах [Министерство Юстиции США изменяет меры наказания за налоговые правонарушения. URL: https://internationalwealth.info/offshore-tax/us-legal-ministry-changes-punishment-for-tax-crimes].


Таким образом, резиденты США могут быть подвергнуты двойному наказанию, что влечёт за собой увеличение штрафных санкций в десятки раз и увеличение срока лишения свободы. В то же время специалисты в налоговых вопросах говорят о том, что Налоговая Служба США (IRS) не будет наказывать физических лиц за просроченные отчёты FBAR, если налоги своевременно выплачиваются согласно поданной налоговой декларации и ранее IRS не предъявляло претензий по налоговым запросам [Кордуба С. Б. Ответственность за уклонение от уплаты налогов: зарубежный опыт / С.Б. Кордуба // Юридические науки, правовое государство и современно законодательство. – Пенза. – 2018. – С. 104].

Европейский подход отличается более мягкими наказаниями, применяемые с налогоплательщиками-нарушителями. В Европейских странах по возможности стремятся избегать судебных процедур, а штрафы сменяются доплатами к налогам, устанавливаемыми в административном порядке. Однако в случае повторного нарушения сумма штрафа возрастает неоднократно. Кроме того, применяется изъятие имущества, полученного за счет денежных средств, приобретенных в следствии уклонения от уплаты налогов, запрет заниматься коммерческой деятельностью, работать в государственных и муниципальных органах.

В уголовном законодательстве Швеции и Франции, помимо штрафов, предусмотрены отдельные санкции за налоговые преступления в виде лишения свободы на длительный срок, в плоть то 10 лет.

В некоторых государствах развивается тенденция применения способов государственного убеждения, а не принуждения налогоплательщиков добросовестно выполнять свои обязанности по уплате налогов.

Также получил развитие метод замены уголовной ответственности на административную в случаях совершения неумышленного уклонения от уплаты налогов [Фрадков М.Е. Налоговая преступность без границ и национальностей // Налоговый вестник. 2001. № 10, С. 125]. Например, в Индонезии ежегодно публикуется список 200 частных компаний, уплативших самый крупный налог. По традиции президент страны награждает организации-налогоплательщиков почетными грамотами и также, они получают определенные налоговые льготы.

Другой случай применения административной ответственности взамен уголовной является Германия, в ситуациях, когда затруднительно доказать умысел неуплаты налогов, применяются альтернативные нормы, предусматривающие крупные штрафы.

Налоговая амнистия проводится в Италии. По решению властей налогоплательщики имеют возможность репатриировать фонды из стран с либеральным банковским законодательством. Налоговая амнистия предусматривает, что владелец капитала уплатит помимо налога 5 % штрафа со всего объема утаенных средств и не должен будет объяснять их происхождение [Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2017, С. 581].


Таким образом, успех обеспечения экономической безопасности государства и реализации программы по противодействию налоговым правонарушениям во многом зависит от того, каким реальным содержанием она наполнена, какие меры заложены в ее основных положениях.

2.3 Анализ налоговых правонарушений в России

Налоговым правонарушением, согласно НК РФ, является виновное противоправное деяние в области налогового законодательства «налогоплательщика и иных субъектов, определенных НК РФ, за которое установлена ответственность, предусмотренная Налоговым Кодексом. Налоговые правонарушения чаще всего выявляются в процессе проведения мероприятий налогового контроля. НК РФ (ст. 82) предполагает, что «налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, осуществляют налоговый контроль посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом» [Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — Москва: Проспект, КноРус, 2018.] .

Налоговые правонарушения в большинстве случаев обнаруживают в процессе осуществления налоговых проверок. Налоговые проверки подразделяются на выездные и камеральные. Их отличие состоит в месте их проведения. Так, камеральные проверки проводятся в месте нахождения налоговой инспекции по имеющимся у них документам, а выездные - на территории фирмы или предприятия, проверка, которого осуществляется. Количество выездных проверок значительно меньше камеральных, т.к. выездные проверки проводятся только с указание руководителя, они более трудоемки по объему работы, но при этом проводятся в меньший срок. Сравним данные выездных проверок за период 2015-2017 гг. Из приведенных ниже данных прослеживается тенденция повышение эффективности проверок, при уменьшении их общего числа. Так, с 2015 года количество проведенных выездных проверок уменьшилось на 11 700, но при этом общая сумма доначислений по результату проверок увеличилась на 56, 8 млрд, а средний размер доначислений за одну проверку увеличился на 7,2 млн. соответственно [Ширкин А.А. Анализ статистики налоговых правонарушений / А.А. Ширкин // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - №9(25) - 2018].


Таблица 1 - Данные выездных проверок за период 2015-2017 гг.

Характеристика /год проведения

2015

2016

2017

Количество выездных проверок

30 700

26 000

больше 19 тыс. проверок

Общая сумма доначислений

267.5 млрд

349Л млрд

324,3 млрд

Средний размер доначислении составлял на одну проверку

8,9 млн

13,7 млн.

16,1 млн

На данный момент уже имеются данные камеральных и выездных проверок за 4 месяца 2018 года, сравним имеющиеся данные с аналогичным периодом 2017 года.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика проверок за 4 месяца 2017 и 2018 г. [Кузнецов И. Налоговые проверки 2018 [Электронный ресурс]. 25 июня 2018 г. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/954223.html]

Отчетный период

4 месяца 2017 года

4 месяпа 2018

количество выездных проверок

5,6 тыс.

4,1 тыс.

количество камеральных проверок

10,6 млн.

14.9 млн.

из них с нарушениями налогоплательщиков

698 тыс.

864 тыс.

средний размер доначислений выездных проверок

23 тыс. рублей

21 тыс. рублей

общая сумма доначислений в результате выездных и камеральных проверок

42 млрд.

57 млрд.

Сравнивая данные за 4 месяца 2018 года и аналогичного периода 2017 года можно отметить следующие изменения: количество выездных проверок уменьшилось на 1,5 тыс., но при этом количество камеральных, напротив, увеличилось- на 4,3 млн. При увеличении количества камеральных проверок

произошел закономерный рост количества проверок, в результате которых были выявлены нарушения (их количество увеличилось на 166 тыс.).

С положительной стороны можно отметить, что общая сумма доначислений в результате выездных и камеральных проверок увеличилась на 15 млрд., однако средний размер доначислений в результате выездных проверок уменьшился на 2 тыс. рублей (что незначительно). Из этого следует, что общая сумма доначислений продолжает расти, при общем уменьшении выездных проверок и увеличении камеральных.

Из приведенных статистических данных предыдущих лет и 4-х месяцев 2018 года с учетом плана работы ФНС на 2018 год (внедрение новых информационных систем и методов работы) можно прогнозировать дальнейший рост эффективности проводимых проверок.