Файл: Налоговые правонарушения (отношения по начислению и уплате налогов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Понятие и признаки налоговых правонарушений

1.2 Правонарушения против системы налогов

1.3 Правонарушения против исполнения налогового обязательства

1.4 Правонарушения против системы гарантий исполнения обязанностей и реализации прав налогоплательщиков

1.5 Правонарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Причины налоговых правонарушений в России

2.3 Анализ налоговых правонарушений в России

3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

3.1 Основные проблемы применения ответственности за совершение налоговых правонарушений

2.3 Пути совершенствования организации налоговой системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Полное и своевременное выполнение налогоплательщиком своих обязанностей зависит и от государственных органов, иных лиц, которые в силу требований НК РФ должны предоставлять налоговым инспекциям информацию, существенную для налогообложения. Так, согласно ст. 85 НК РФ органы, регистрирующие организации и физических лиц-предпринимателей, обязаны в установленный срок сообщать налоговым органам о всех зарегистрированных лицах. Органы, учитывающие и регистрирующие недвижимое имущество, подлежащее налогообложению, обязаны информировать налоговые инспекции о фактах регистрации такого имущества и о его владельцах. Нотариальные органы обязаны ставить в известность налоговые инспекции о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения.

Выполнение этих требований должно быть гарантировано установлением ответственности за несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, служащие основанием для привлечения лица к уплате налога, иной информации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Отдельный состав — уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, в качестве основания привлечения лица к уплате налога, иной информации, на основании которой проводится налогообложение, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Налоговый кодекс РФ в ст. 129.1 установил ответственность указанных выше лиц за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение сведений налоговому органу. Вместе с тем в ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за аналогичное правонарушение, а также за представление в налоговые органы сведений в неполном объеме или в искаженном виде. К ряду лиц налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от совершения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика без подтверждения им определенных фактов, значимых для налогообложения. Например, ст. 86 НК РФ позволяет банкам открывать счета организациям, предпринимателям, нотариусам, частным детективам и охранникам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Поэтому в ч. 1 ст. 132 НК РФ установлена ответственность банков, а в ч. 1 ст. 15.7 КоАП РФ — их должностных лиц за нарушение указанного правила. Систематическое нарушение такого требования может повлечь и применение мер принуждения, предусмотренных законодательством о банковской деятельности, например отзыв лицензии.


1.5 Правонарушения порядка ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете бухгалтерский (финансовый) учет лежит в основе налогового учета, которым определяются необходимые показатели и данные для составления деклараций, расчетов и других отчетных документов.

В основе налогового учета лежит расчетный метод, использующий данные бухгалтерского учета, не связанный с операциями на его счетах. Цели бухгалтерского учета шире, нежели формирование данных для составления налоговой отчетности. Но в законе нет конкретных составов правонарушений в области бухгалтерского учета. Этот пробел в определенной степени ликвидирован НК РФ и КоАП РФ, которые установили ответственность за те нарушения в области бухгалтерского учета, которые влияют на выполнение налогоплательщиком его обязанностей.

Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, других объектов налогообложения. Под таким нарушением кодекс понимает отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.

Таким образом, использованное в НК РФ понятие «грубое нарушение правил учета» объемлет как нарушение порядка организации бухгалтерского и налогового учета (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского и в регистрах налогового учета проводимых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского и налогового учета), так и нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах и в налоговых регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского и налогового учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов, первичных, аналитических и отчетных документов налогового учета), нарушение порядка составления отчетности.


Размер санкций за эти правонарушения зависит от повторяемости деяний и их последствий. В статье 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц организаций за грубое нарушение ими правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов.

В этой статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: — занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета; — искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Конечно, по смыслу названной статьи ответственность установлена не за само нарушение правил составления декларации, а за представление в налоговый орган декларации, составленной с нарушением правил.

Наказуемо также нарушение срока представления налогоплательщиком налоговой декларации. В зависимости от длительности может выделяться простой и квалифицированный пропуски срока, которые можно назвать уклонением от представления декларации. Квалифицированный пропуск означает непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение определенного длительного срока. В этом случае устанавливается более высокий штраф.

Статьей 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц организаций за нарушение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета организации.

Вывод: в качестве налогового правонарушения выступает совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выразилось в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ либо в нарушении установленных запретов или предписаний. Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые регулируются единым кодифицированным законодательным актом — НК РФ.

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Причины налоговых правонарушений в России


На современном этапе наблюдается существенное расширение способов сокрытия налогов и занижения налогооблагаемой прибыли, в том числе способы, которые ранее не были распространены среди предприятий малого бизнеса. Если сравнительно с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. Так, на начало 2000 г. по фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 219 уголовных дел, однако на начало 2010 г. эта цифра увеличилась в 225 раз и достигла 49 053 [АлайкинаЛ.Н., Котар О.К., Исаева Т.А. Методы управления налоговым риском на предприятиях сельского хозяйства // Успехи современной науки и образования. 2016. - Т. 2. - № 4. С. 93].

Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18% всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53% - осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29% - вообще не платят налоги [АлайкинаЛ.Н., Котар О.К., Исаева Т.А. Методы управления налоговым риском на предприятиях сельского хозяйства // Успехи современной науки и образования. 2016. - Т. 2. - № 4. С. 94].

Уклонения от налогов в наиболее крупных размерах установлены при операциях со спиртом и ликероводочными изделиями (31% от начисленного), автомобилями (29%), продуктами питания (28%), нефтью и нефтепродуктами (26%), товарами народного потребления (12%), древесиной (9%), цветными металлами (8%), финансами и ценными бумагами (по 5%), электроэнергией (2%), сельхозсырьем (1%) [Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Н.И. Кузнецов и др.; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2009, с. 26].

Во внешнеэкономической деятельности наблюдается широкое распространение налоговых преступлений. За 2016 г., по материалам Федеральной налоговой полиции РФ, максимальное количество нарушений налогового законодательства было выявлено при экспортных операциях с продукцией нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, экспорте природного газа, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, импорте продуктов питания, импорте сельскохозяйственного оборудования [Романов А.Н. Экономические причины налоговой преступности. М.: АудитЮнити, 2013, с.48].

Такие нарушения наиболее часто совершаются в областях, связанных с производством природных ресурсов или имеющих на своей территории крупнейших производителей данных видов продукции с использованием импортных компонентов [Кириллова О.С. Налоговое регулирование финансово-экономической безопасности регионов // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (18). С. 60].


В данное время на территории Российской Федерации действует более 2,8 млн организаций и предприятий налогоплательщиков, около трети из них не предоставляют отчетности и не платят налоги; 1285 предприятий должны государству в среднем по 2,8 млрд руб.; 89 предприятий имеют индивидуальную задолженность свыше 100 млрд руб. (42% от общей задолженности в бюджет). За прошлый год из 85 субъектов Российской Федерации только 6 регионов выполняли свои налоговые обязательства [Моделирование эффективной работы сельскохозяйственного предприятия / под ред. А.В. Голубева; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2003, с. 64].

Экономическими причинами налоговых преступлений являются:

- кризисные проявления в современной российской экономике, ухудшающие финансовое положение бизнеса и населения;

- чрезмерность налоговой нагрузки на налогоплательщика, ухудшающая его экономическое положение в связи с проводимыми налоговыми реформами и особенностями налоговой системы;

- уклонение от налогов, превращающееся в важный фактор роста конкурентоспособности, при отсутствии легальной возможности обеспечения конкурентных преимуществ в некоторых сферах бизнеса.

Политическими причинами налоговых преступлений являются:

- нестабильность и громоздкость налогового законодательства;

- недостаточная функциональность отдельных налоговых механизмов, касающихся совокупности правовых норм, обусловливающих порядок исчисления и уплаты определенного налога [Моделирование эффективной работы сельскохозяйственного предприятия / под ред. А.В. Голубева; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2003, с. 66].

Организационными причинами налоговых преступлений являются:

- недостаток механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, налоговой полиции и другими контролирующими органами;

- несогласованные действия органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда. Техническими причинами налоговых преступлений являются:

- неправильное использование форм и методов налогового контроля. Достаточно типичным является факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля налоговыми органами [Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Н.И. Кузнецов и др.; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2009, с. 27];