Файл: ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчёта и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.

Одним из ключевых элементов организации бизнеса в условиях рыночной экономики является система организации коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.

Профессор Ф.Г. Панкратова и профессор Т.К. Серегиной в своей монографии прослеживают объективный подход к коммерческой деятельности, формулируя суть рассматриваемой проблемы следующим образом:

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств .

При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве.

Совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли как раз и является коммерция в сфере товарного обращения.


Видом коммерческой деятельности по реализации товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования является розничная торговля.

С переходом к рынку роль торговли неуклонно возрастает. Она должна способствовать росту производства продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов, свойственных рынку.

Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание, и предоставление дополнительных услуг покупателям.

Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и пути ее совершенствования на примере конкретного магазина.

Исходя из цели курсовой работы, задачами ее будут являтся:

- изучение функции, целей и задач коммерческой деятельности розничной торговой организации;

- изучение коммерческой работы по закупке товаров и организация коммерческой работы по продаже товаров;

- проведение анализа показателей эффективности коммерческой работы в розничной торговой организации.

После проведения анализа коммерческой деятельности розничного торгового предприятия будут сделаны соответствующие выводы.

При написании работы будут использоваться как специальные литературные издания, так и другие виды информационных источников по данной теме.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С переходом на рыночные отношения в России стал развиваться и торговый бизнес. Его роль в социальном плане растет с каждым годом, способствуя развитию предпринимательской активности и расширению среднего класса. Торговля, претерпев серьезные структурные изменения в связи с развитием и масштабным влиянием на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.


Особенностью современной торговли является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в уменьшении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями[1].

Перед розничной торговлей в настоящее время стоят большие задачи, такие как требование в ускорении развития, необходимость структурной перестройки розничной торговой сети, решение проблем, связанных с увеличением численности предприятий и их размещением[2].

Коммерческая деятельность в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнёров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

Торговая организация любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям. Следовательно, всё внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей

Исключительной компетенцией торговых предприятий становится функциональная ориентация на рыночный характер хозяйствования: свободный выбор партнеров, независимость, полная финансовая самостоятельность, материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность. Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.

Классифицировать розничные торговые предприятия можно по следующим признакам:

- по видам и особенностям устройства;

- по типу предприятия;

- по форме обслуживания покупателей;

- по типу здания и особенностей его объемно-планировочного решения;

- по функциональным особенностям предприятия.

Для сбалансированного развития предприятий торговли, необходимо развивать различные виды или типы магазинов, которые должны основываться на новой форме торговли, и одновременно вбирать в себя определенные черты старых форм.

Предприятия торговли должны осуществлять и активную маркетинговую деятельность по выявлению реальной и потенциальной емкости рынка и реального и потенциального спроса на конкретный товар, предлагаемый ими, с целью снижения уровня рисков.

Основными принципами торгового предприятия как предприятия коммерческого являются: принцип получения прибыли при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска, в этом и заключается сбалансированное развитие предприятия торговли[5].


Существует ряд проблем тормозящих рост предприятий такие как: недостаток финансовых средств; недостаток квалификации специалистов; высокая арендная плата и недостаток складских помещений; недостаток информационного обеспечения; жесткая конкуренция; несовершенство нормативно-правовой базы в сфере государственного регулирования сектора торговли.

Основная проблема малых торговых компаний обусловлена недостатком финансовых ресурсов. Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на первом этапе, и в период развития бизнеса.

В России не сформировалось цельного представления о системе финансового обеспечения, хотя стартующие фирмы и могут получить поддержку от Фонда содействия развитию малых предприятий и другие фонды. Банкам в свою очередь не выгодно работать на этом сегменте кредитного рынка: очень высокие риски, плохо обоснованные бизнес-планы, не высокая ликвидность обеспечения. Малые предприятия стараются не прибегать к заемным средствам из-за высоких процентных ставок и отсутствия обеспечения. Для новичка получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки таких фирм, предполагается разделить риски между государством и коммерческими банками[6].

Хотя торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны, в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров.

Острой проблемой для предприятий остается высокая арендная плата за использование помещений в торговых и складских целях.

К одной из проблем малого предпринимательства в сфере торговли так же относиться недостаток информации о новых рынках сбыта, отсутствие возможностей для кооперирования с другими предприятиями и организациями.

Жесткая конкуренция - одна из текущих особенностей торговли . Торговые предприятия в борьбе за покупателя активно конкурируют между собой как по ценам, так и по наборам и видам дополнительных услуг для покупателей. Конкуренция идет и в системе организации торговли – появляются различные новые форматы торговых предприятий (гипермаркеты, интернет-магазины), которые успешно конкурируют с традиционными магазинами. Такая обостренная конкуренция постоянно ставит торговые предприятия в затруднительное положение, заставляя либо постоянно совершенствоваться в условиях рынка, либо приводит предприятие к его разорению, что делает развитие торгового бизнеса, особенно мелкого и среднего, затруднительными. В конкурентной борьбе за потребителя успех обеспечивается тому предприятию, которое более обеспечено личными материальными средствами.


В условиях жесткой борьбы между конкурентами широко используются приемы недобросовестной конкуренции. К таким методам относятся: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Обычно такая конкуренция запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю над монополиями, а так же гражданским и уголовными кодексами[7].

Регулирование отрасли торговли ,до последнего времени, в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства: в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций; отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний; отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций; отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций; отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров; отсутствие регулирования оптовых компаний; существенное делегирование полномочий по работе с отраслью регионам[8].

Так же к числу серьезных проблем можно отнести и необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов[9].

1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации

Коммерческая, деятельность, как и любая другая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования .

Удовлетворяя нужды и запросы потребителей, торговля является конечным звеном деятельности субъектов рынка.

Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Основными задачами розничной торговли являются:

- изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;

- определение ассортиментной политики;