Файл: Органы местного самоуправления (ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МО Г. Алапаевск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

К выбору данной темы меня подтолкнул личный опыт встречи с органами местного самоуправления. Был он конечно не совсем положительный, но все же пробудил во мне желание написать работу на данную тему. Я считаю данную тему очень актуальной, потому что для меня это возможность выразить своё мнение и вообще глубже изучить её.

А для общества же местное самоуправление является неотъемлемой частью и представляет собой важнейшую форму народовластия, непосредственно выражающую волю народа и составляющую одну из основ конституционного строя демократического государства. Местная власть максимально приближена к населению, затрагивает интересы каждого человека, решает большинство его насущных проблем или делает вид, что решает или вообще не решает.

В настоящее время общая доля собственных доходов местных бюджетов в среднем по стране весьма незначительна. Всю остальную часть составляют бюджетные субсидии от субъектов Российской Федерации. Серьезные пробелы существуют в налоговом законодательстве, значительно ограничивающие скудные налоговые доходы муниципальных образований. До сих пор не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты. Муниципальным образованиям сегодня выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для роста экономической деятельности на их собственной территории. Все эти вопросы в данной курсовой работе будут рассмотрены.

Целью данной курсовой работы является осветить вопрос о функциональной структуре местных органов самоуправления.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:

  • Определить место и функции органов местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации;
  • Изучить вопрос местного самоуправления как организационной структуры местного сообщества

Теоретическая и практическая значимость исследования: рассмотрены как общетеоретические проблемы правового положения муниципальных органов, так и содержание их правомочий в сфере управления в Российской Федерации.

Объектом данного исследования является функции местного самоуправления.

Предметом - органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации


1. Место и функции органов местного самоуправления в системе управления Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления

Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления России, как и любой другой демократической страны, положено два принципа, два основания: принцип разделения властей (разделяй и властвуй) и принцип комплементарное, предполагающий разделение государства на уровни управления, распространяющие власть но узловым административно-территориальным звеньям пространства страны.

Используя эти основания, можно построить таблицу, иллюстрирующую распределение основных институтов государственной и муниципальной власти по структурным единицам действующей системы управления (табл. 1).

Таблица 1

Структура государственного управления в РФ

Ветви

Уровни

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Федеральный

Федеральное Собрание

Правительство

Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд

Региональный

Парламент республики, Законодательное собрание субъекта РФ

Президент республики, губернатор, глава правительства

Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд

Муниципальный

Городской совет, поссовет, сельсовет, райсовет и пр.

Глава местного самоуправления. мэр

Районный (городской) суд, мировой судья

Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Затем более детально основные ее положения были развиты в России И.Д. Беляевым, В.П. Безобразовым, А.В. Васильчиковым, А.Д. Градовским, Н.И. Лазаревским и другими учеными. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.


Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельна и под свою ответственность деятельность населения, связанная с решением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций [27, с. 146].

В ст. 131 Конституции РФ закрепляется, что местное самоуправление осуществляется на границах городских и сельских поселений, а также иных территорий [31, с. 184].

Местное самоуправление - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.

Состояние с развитием муниципального самоуправления в России можно характеризовать данными о количестве муниципалитетов разного вида по федеральным округам Российской Федерации (табл.2) [13, с. 145].

Таблица 2

Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года [7]

Федеральный округ

Муниципальные образования - всего

Муниципальные районы

Городские округа

Городские поселения

Сельские поселения

Центральный ФО

4827

413

252

474

3688

Северо-Западный ФО

1639

157

156

215

1114

Южный ФО

1727

143

30

93

1461

Северокавказский ФО

1712

114

30

43

1525

Приволжский ФО

5948

448

78

343

5079

Уральский ФО

1344

93

110

77

1064

Сибирский ФО

4082

318

78

242

3444

Дальневосточный ФО

1355

123

50

153

1029

Крымский ФО

289

14

21

4

250

Всего

22923

1823

805

1644

18654


Органы местного самоуправления осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Наиболее общие функции местного самоуправления [13, с. 124] это:

  • обеспечение участия населения в решении местных дел; 

  • управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
  • обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры; 

  • предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг; 

  • охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории (эти задачи выполняют органы местной милиции, общественной безопасности во взаимодействии с государственными правоохранительными органами); 

  • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством (органам государственной власти запрещено ограничивать права местного самоуправления, вторгаясь в его компетенцию).


Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [13, с. 124]. 


Принципы местного самоуправления — обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. 


Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы [13, с. 124-125]. 


Общими принципами местного самоуправления являются [13, с. 125]:

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Реализация данного принципа основана на обеспечении финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.


Самостоятельность гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов, их законами. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, как гласит ст. 4 Европейской хартии о местном самоуправлении, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения между органами и должностными лицами местного самоуправления и государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет следующие положения.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются (ст. 17). 


Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14). 


1.2 Структура и компетенции органов местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [1, 19, с. 278].

Рис 1 – Органы местного самоуправления Российской Федерации