Файл: сущность и значение налогового учета в системе налогообложения РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанная информация требуется внутренним и внешним пользователям для контроля над соблюдением российского законодательства, предотвращения отрицательных результатов экономической деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.

В процессе ведения бухгалтерского учета обязательно должен использоваться план счетов – утвержденный систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Основным методом учета бухгалтерских операций является метод двойной записи. [16]

В тоже время система и правила налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.

Некоторые субъекты экономической деятельности обязаны вести исключительно налоговый учет и не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Например, индивидуальные предприниматели ведут только налоговый учет и освобождены от бухгалтерского учета. [17]

В процессе осуществления бухгалтерского или налогового учета также немало методических и технологических несовпадений, что делает их одновременное ведение невозможным, а параллельное чрезвычайно сложным для организации.[18]

Это и разные классификации доходов, и непризнание для целей налогообложения сверхнормативных расходов, например на рекламу и на представительские расходы, и ситуация, когда при распределении прямых расходов на остатки незавершенного производства перечень прямых расходов в бухгалтерском учете при калькулировании себестоимости продукции конкретного вида не совпадает с перечнем прямых расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль и т.д.

С учетом жестких требований налогового законодательства к необходимости ведения налогового учета, ему должно отдаваться преимущество по сравнению с бухгалтерским учетом.

На сегодняшний момент налоговый учет обязателен к применению при определении налоговой базы по таким налогам как:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ;

2) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 210 НК РФ;

3) налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 315 НК РФ;

4) упрощенная система налогообложения – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 346.24 НК РФ. [19]


Относительно специальных налоговых режимов следует указать, что применение налогового учета обязательно только налогоплательщиками, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, в том числе на основе патента.[20]

Если сравнивать принципы ведения налогового и бухгалтерского учета можно сделать вывод, что этим двум видам учета присущи такие общие черты как непрерывность осуществления, сплошное отражение хозяйственных фактов, юридическая доказательность, стоимостное измерение.

Обратной стороной налогового и бухгалтерского учета является то, что взимание налогов отражается в бухгалтерском учете как одна из хозяйственных операций на счете 68 «Расчеты по налогам и платежам».[21]

Второй особенностью налогового учета является установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от процедур бухгалтерского учета. Так, объектом налогообложения является прибыль, определенная путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов и амортизационных отчислений.

Важным аспектом налогового учета является момент возникновения валовых доходов, валовых расходов для исчисления налога на прибыль и налогового кредита для исчисления НДС.[22]

Действие правила первого события, установленного налоговым законодательством причиной того, что момент отражения указанных показателей для целей налогообложения не совпадает с моментом возникновения (признания) бухгалтерских доходов и расходов.

Третьей особенностью налогового учета является определение для каждого вида налогов своего налогового периода - срока, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого показателя объясняется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, дохода, выручке) свойственна продолжительность во времени и повторяемость.

Вместе с тем для финансовой отчетности установлены единые сроки формирования показателей, предприятия подают годовую бухгалтерскую отчетность после окончания года, а промежуточную - ежеквартально.[23]

Несмотря на такую взаимосвязь, результаты по данным бухгалтерского и налогового учета могут отличаться между собой. Основными причинами таких отклонений является наличие различий между правилами ведения бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы.[24]


Речь, прежде всего, идет о различии в методике определения сумм валовых расходов, валовых доходов и налогооблагаемой прибыли в налоговом учете с суммами расходов и доходов и результатов деятельности в бухгалтерском учете.

Кроме того, если в бухгалтерском учете в целом исследованы теоретические категории, существует отдельная методология учета, то теоретическая база налогового учета ограничивается лишь правилами его ведения. Существенным отличием является назначение бухгалтерской и налоговой отчетности. Если по данным первой можно охарактеризовать финансовое состояние предприятия, то по данным второй - состояние расчетов с бюджетом по соответствующим налогам и сборам

Итак, ведение налогового чета на предприятиях регламентируется главой 25 Налогового Кодекса РФ. В которой указывается, кто, как и почему должен вести налоговый учет. Налоговый учет в сравнении с бухгалтерским имеет определенные сходства и различия. Острая необходимость возникновения и функционирования налогового учета появляется только тогда, когда система бухгалтерского учета перестает обеспечивать реализацию фискальных интересов государства.

2. Ведение налогового учета

2.1 Разработка учетной политики

Принятие Налогового кодекса ставит перед предприятием новые требования, порой весьма сложные, решение которых требует глубоких знаний национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, действующего налогового законодательства РФ, особенно по учету и отчетности.[25]

Переход к новой системе учета связан с определенными трудностями и предусматривает выполнение определенных операций в бухгалтерском учете, в частности правильного определения себестоимости товаров, работ, услуг, порядок признания доходов и расходов, которые принимают участие по определению объекта налогообложения и т. [26]

Учетная политика предприятия для целей налогообложения должна решать три основные задачи:

  • организация ведения налогового учета организационно-технические, разработка системы документооборота для формирования показателей налоговых регистров и т.п., разработка системы налоговых регистров.
  • выбор наиболее приемлемых для предприятия способов учета, в отношении которых существуют альтернативы предусмотрены налоговым законодательством.
  • освещение отдельных вопросов взимания налоговых платежей по которым существуют противоречия в нормативных актах или вообще не регламентированы законодательством.[27]

Решение указанных задач является важным для предприятия в процессе его дальнейших взаимоотношений с налоговыми органами. Эффективная политика для целей налогообложения позволит избежать многих конфликтов.

Порядок ведения налогового учёта в организации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учётной политики организации для целей налогообложения.[28]

Преимущества внедрения учетной политики:

  • создание социальных гарантий для защиты внешних пользователей путем обеспечения единства интерпретации данных бухгалтерского и налогового учета и показателей финансовой и налоговой отчетностей
  • получения эффекта от использования рациональной учетной политики, то есть оптимальное обеспечение информацией нужд управления, сокращение объемов документооборота, повышение действенности системы внутреннего контроля на предприятии;
  • использование предоставленной свободы действий по вопросам организации бухгалтерского учета для создания действенной системы бухгалтерского учета на предприятии, которая обеспечит соблюдение интересов собственника;
  • с помощью элементов учетной политики и при условии конкретизации требований к характеру необходимых данных достигается наиболее полное и эффективное обеспечение информацией всех уровней управления на предприятии;
  • постоянство учетной политики и раскрытия в финансовой отчетности позволяет на ее основе строить прогнозы будущего финансового состояния предприятия;
  • использование документов по учетной политике для устранения неопределенностей в нормативных документах по бухгалтерскому и налогового учета.

Разработка учетной политики включает:

  • разработку методологии и принципов ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности;
  • разработку методологии и принципов ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;
  • описание системы внутреннего контроля.[29]

Предприятием может быть определен один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

  • отразить отдельные вопросы по каждому налогу, который уплачивается предприятием в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;
  • составить для каждого налога свою отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей налогообложения.[30]

Учетная политика в части налогообложения формируется исходя из принципа последовательности применения норм и правил Налогового кодекса РФ.[31]

Единого порядка составления учетной политики для целей налогообложения в действующем законодательстве нет, однако, исходя из отдельных его норм, можно составить ориентировочный алгоритм формирования налоговой учетной политики. При этом, следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормами налогового законодательства они или не определены вообще, или определены недостаточно прозрачно, что не позволяет трактовать их однозначно, и чаще всего приводит к конфликту с налоговыми органами.

2.2 Способы ведения налогового учета

Налоговый кодекс устанавливает основные правила ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета. А вот указаний на конкретную методологию налогового учета в кодексе нет, в отличие от бухгалтерского учета, где правила ведения учета регламентированы Положениями по бухгалтерскому учету и Планом счетов бухгалтерского учета.[32]

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Ведение налогового учета в организации зависит от вида деятельности, объёма документооборота, структуры, используемых программ.[33]

Существует два основных способа ведения налогового учета:

  1. Ведение налогового учета на основе бухгалтерских данных.

Для этого в формы бухгалтерского учета вносятся показатели, необходимые для расчета налоговой базы. То есть регистры бухгалтерского и налогового учета ведутся совместно. Этот способ ведения учета менее трудоемок и в силу этого более удобен для применения.

При разработке системы налогового учета, основанной на данных бухгалтерского учета, важно:

  • определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают, и объекты учета, по которым правила учета различны, выделив объекты налогового учета;
  • разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогообложения;
  • разработать формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов налогового учета;
  • определить объекты раздельно налогового учета (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).[34]