Файл: Состояние и развитие потребительской кооперации РФ (на примере Кредитного потребительского кооператива «Содействие»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты исследования потребительской кооперации РФ

Потребительская кооперация: понятие, сущность

1.2 Факторы и условия функционирования и развития потребительской кооперации в стране

1.3 Показатели оценки состояния и развития организации в сфере потребительской кооперации

2 Анализ состояния и развития потребительской кооперации в РФ (на примере Кредитного потребительского кооператива «Содействие», г. Екатеринбург)

2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности Кредитного потребительского кооператива «Содействие»

2.2 Оценка современного состояния и развития Кредитного потребительского кооператива «Содействие»

2.3 Факторы, влияющие на развитие Кредитного потребительского кооператива «Содействие»

3 Направления совершенствования функционирования и развития организации в сфере потребительской кооперации (на примере КПК «Содействие», г. Екатеринбург)

3.1 Возможные (потенциальные) угрозы для функционирования и развития Кредитного потребительского кооператива «Содействие»

3.2 Направления совершенствования функционирования и развития Кредитного потребительского кооператива «Содействие»

Заключение

Библиография источников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, экономика любой страны – это широко разветвленная сеть сложных взаимоотношений миллионов хозяйствующих субъектов, их основой являются расчеты, платежи, кредиты, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Поэтому функционирование и развитие кредитных организаций и организаций в сфере потребительской кооперации – это гарантия независимости страны, условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха.

Во-вторых, обострением проблем развития организаций сферы потребительской кооперации в условиях рыночных отношений, усиливающейся конкуренции и мирового кризиса.

В-третьих, правильная организация работы в сфере потребительской кооперации способствует росту инвестирования, товарооборота, устойчивого обеспечения денежными ресурсами развития национальной экономики, полному удовлетворению совокупного спроса населения, получению коммерческого успеха и увеличению благосостояния общества.

Цель курсовой работы – выявить тенденции развития и предложить направления совершенствования функционирования организации в сфере потребительской кооперации.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

– раскрыть понятие и сущность потребительской кооперации систематизировать факторы и условия развития организации в сфере потребительской кооперации;

– представить показатели оценки состояния и развития организации в сфере потребительской кооперации и на их основе дать оценку современного состояния Кредитного потребительского кооператива «Содействие»;

– определить возможные (потенциальные) угрозы функционированию и развитию организации в сфере потребительской кооперации КПК «Содействие» и предложить стратегические направления по совершенствованию ее деятельности.

Объект исследования – организация в сфере потребительской кооперации Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Екатеринбург.

Предмет исследования – современное состояние, факторы и перспективы развития КПК «Содействие».

Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению экономики предприятия (Шлыков В.В., Мак-Мак В., Ярочкин В.И. и другие), статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет ресурсы, а также бухгалтерская отчетность организации КПК «Содействие».


Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографии источников. Содержание работы изложено на 66 страницах машинописного текста и включает 13 рисунков, 9 таблиц, список использованных источников состоит из 36 наименований.

1 Теоретические аспекты исследования потребительской кооперации РФ

Потребительская кооперация: понятие, сущность

Для развития рыночных отношений и формирования коммерческих структур важную роль играют кредитные организации и некоммерческие организации потребительской кредитной кооперации, т.к. ими аккумулируются финансовые потоки и они могут активно влиять на развитие национальной экономики. В это же время именно эти организации подвергаются наибольшей опасности, так как там где есть денежные средства, всегда найдутся люди, которые захотят их отнять. Поэтому проблема безопасности кредитных организаций – это проблема не только их владельцев и сотрудников, а это еще и проблема их клиентов, вкладчиков. Проблемами кредитных организаций затронуты широкие слои населения, от них зависит и ситуация в стране. Преступления, которые совершаются в отношении таких организаций и их работников, считаются наиболее опасными и тяжелыми.

К объектам безопасности некоммерческих организаций в сфере кредитной потребительской кооперации относятся:[1]

– персонал (руководство, ответственные исполнителя, сотрудники);

– финансовые средства, материальные ценности, новейшие технологии;

– информационные ресурсы (информация с ограниченным доступом, относящаяся к коммерческой тайне, иная конфиденциальная информация в виде документов и массивов независимая от форм и видов их представления).

Рассмотрим особенности функционирования и развития таких организаций, как кредитные потребительские кооперативы, которые в экономическом смысле и по сути своей деятельности являются кредитными.

В соответствии с Законом от18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитным потребительским кооперативом (далее – КПК) называется добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)[2].


КПК – это некоммерческая организация, деятельностью которой является организация финансовой взаимопомощи членам кредитного кооператива (пайщикам) через объединение паенакоплений (паев) и привлечение денежных средств членов КПК (пайщиков) и иных денежных средств в определенном законодательством и уставом кредитного кооператива порядке, и размещение этих денежных средств, предоставляя займы членам кредитного кооператива (пайщикам), для удовлетворения их финансовых потребностей.

Некоммерческими организациями называются организации, не имеющие в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

КПК кроме организации финансовой взаимопомощи своих членов имеет право заниматься иными видами деятельности, учитывая ограничения, установленные законодательством, и если эта деятельность служит достижению целей, ради которых создан КПК, соответствует этим целям и предусмотрена в Уставе КПК.

Отличием КПК от других кредитных организаций (банков) является то, что банки осуществляют предпринимательскую деятельность, то есть самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания банковских услуг.

Существенным обстоятельством является то, что сам КПК не оказывает услуги, а только «организует финансовую взаимопомощь». Кооперативом организуются отношения займов, которые предоставлены одним пайщикам из средств переданных ему личных сбережений других пайщиков внутри кооператива. Весь доход (проценты за пользование займами), полученный в результате этой деятельности, направляется пайщикам, предоставившим свои личные сбережения (плата за использование личных сбережений), а нераспределенная часть дохода распределяется между всеми пайщиками через начисление на паевые взносы в соответствии с Законом № 190-ФЗ. То есть, субъектом получения так называемой «прибыли» является не сам КПК, а все его пайщики. Кооперативы осуществляют свою деятельность с целью «удовлетворения финансовых потребностей пайщиков», а полученные и перераспределенные между пайщиками проценты – это продукт и средство удовлетворения этих потребностей.

В организуемой КПК финансовой взаимопомощи определяется социальное значение деятельности кооператива – удовлетворение финансовых потребностей его членов – пайщиков с одной стороны, и получение доходов пайщиками на свои личные сбережения, размещенные в кооперативе, приумножение своих средств и их защита от инфляционного обесценивания – с другой стороны.


Кредитные кооперативы осуществляют свою деятельность на основе следующих принципов[3]:

финансовая взаимопомощь членов КПК (пайщиков). Заключается в организованном кредитным кооперативом процессе объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов КПК (пайщиков), а также иных денежных средств и размещения этих денежных средств, предоставляя займы членам КПК (пайщикам) с целью удовлетворения их финансовых потребностей в соответствии с уставом КПК и внутренними нормативными документами КПК.

– ограничение участия в деятельности КПК лиц, не являющихся его членами. КПК не имеет права предоставлять займы не пайщикам КПК, кроме кредитного кооператива второго уровня, членом которого он является, а также не имеет права привлекать денежные средства лиц – не пайщиков КПК, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

– добровольность вступления в КПК и свобода выхода из него независимо от согласия других членов КПК (пайщиков). То есть членом КПК по желанию может стать любое физическое лицо, достигшее 16 лет, либо юридическое лицо

– самоуправление КПК обеспечивается через участие его членов (пайщиков) в управлении КПК. Высший орган управления КПК – общее собрание членов КПК (пайщиков). Исключительной компетенцией общего собрания членов КПК (пайщиков) являются избрание, переизбрание, досрочное прекращение полномочий правления КПК, контрольно-ревизионного органа (наблюдательного совета, ревизионной комиссии, ревизора) КПК, комитета по займам КПК, рассмотрение отчетов о деятельности КПК.

– равенство прав членов КПК (пайщиков) при принятии решений органами КПК независимо от размеров внесенных членом КПК (пайщиком) взносов. Фактически означает «один член КПК (пайщик) – один голос», независимо от размеров взносов каждый пайщик при голосовании на общем собрании членов КПК имеет только один голос.

– равенство доступа членов КПК (пайщиков) к участию в процессах финансовой взаимопомощи и другим услугам КПК. Члены КПК (пайщики) имеют равный доступ к участию в процессах финансовой взаимопомощи и другим услугам КПК независимый от размеров внесенных взносов.

– равенство доступа членов КПК (пайщиков) к информации о деятельности КПК. Каждый член КПК (пайщик) имеет право получать информацию от органов КПК о его деятельности (протоколы общего собрания членов КПК (пайщиков), годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность КПК, смета доходов и расходов на содержание КПК, отчет о ее исполнении).


– солидарное несение членами КПК (пайщиками) субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов КПК (пайщиков). Члены КПК (пайщики) солидарно с другими членами кредитного кооператива (пайщиками) несут субсидиарную ответственность по обязательствам КПК в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Содержание эффективного функционирования и развития КПК отражается таким его состоянием, которое обеспечивает возможности его устойчивости в разных, особенно неблагоприятных условиях, складывающихся во внешней среде, вне зависимости от характера ее влияния на деятельность кооператива, масштаб и характер внутренних изменений.

Основными элементами эффективного функционирования и развития КПК являются:

– эффективность управленческой деятельности кооператива в предотвращении угроз и устранении ущербов от отрицательных воздействий на разные аспекты деятельности;

– разумное поведение, осмотрительность, осторожность и надежность при совершении финансовых операций для обеспечения финансовой надежности учреждений, защиты вкладчиков КПК (пайщиков);

– соблюдение установленных законодательством финансовых нормативов, регулярное раскрытие информации о гарантиях стабильности, защите финансовых интересов пайщиков, исполнении обязательств по доверенным КПК личным сбережениям, снижает настороженное отношение граждан, повышает степень доверия к кооперативу, для обеспечения регулярного притока сбережений в фонды финансовой взаимопомощи; 

– формирование резервных фондов для защиты личных сбережений пайщиков для повышения финансовой стабильности.  

1.2 Факторы и условия функционирования и развития потребительской кооперации в стране

Функционирование и развитие некоммерческой организации в сфере кредитной потребительской кооперации зависит от факторов, отражающих устойчивость, возможность роста, обеспечение экономических интересов и т.д.

Для обеспечения нормального функционирования и развития менеджеры должны знать теорию экономики организации, объекты безопасности, основные виды опасностей и угроз, количественные и качественные показатели оценки деятельности, методы анализа факторов и основные направления улучшения деятельности, а также должны уметь претворять на практике свои теоретические знания.