Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (магазин «Рио»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы исследования определяется следующим:

Во-первых, любая организация находится и функционирует в среде. Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения.

Во-вторых, организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. Для того, чтобы выжить в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Влияние факторов внешней среды на стратегию предприятия изучали: Кислова Ю. Е., Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. и др. Мотивацию и стимулирование персонала изучали: Балашов Ю. К., Коваль А. Г., Егоршин А. П., Кибанов А. Я. и др.

Объектом исследования является деятельность магазина «Рио».

Предмет исследования – внутренняя и внешняя среда магазина «Рио».

Целью данной работы является анализ факторов внутренней и внешней среды, которые влияют на эффективное принятие управленческих решений, необходимых для успешной деятельности организации.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты внутренней и внешней среды организации;


- раскрыть особенности внутренней и внешней среды магазина «Рио»;

- выявить проблемы деятельности магазина «Рио»;

- предложить рекомендации по развитию организации и персонала;

В работе использована отечественная и переводная учебная и периодическая литература, а также материалы статистических сборников.

Методами исследования были теоретические: анализ, синтез, классификация, обобщение и эмпирические: описание, наблюдение, контент-анализ сайта, исследование целевой аудитории.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность внутренней и внешней среды организации

1.1. Внутренняя среда организации (персонал, финансы, организационная структура, оценка)

Внутренняя среда организации – это та часть среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

При анализе факторов внутренней среды организации обследованию подлежат следующие функциональные области: маркетинг; финансы; производство; персонал; организационная структура.

Персонал. Поведение человека в любой организации, по определению, является произвольным, так как оно подчиняется, прежде, всего личным интересам и целям. Личные цели и интересы человека могут совпадать с целями организации или не совпадать и даже вступать с ними в противоречие. И в этом случае его произвольное поведение будет носить дезорганизующий характер. Человек является потенциально дезорганизующим элементом в любой социальной системе, каковой является и предприятие.


С другой стороны, кто, как не человек, создает весь этот организационный инструмент, кто, как не он, организует связи в процессе труда, связи с другими работниками при выполнении общего дела? Именно человек, являясь активным, мыслящим элементом социально-экономической и технической системы, каковой является организация, выступает как ее организующий фактор, т.е. налицо двойственность поведения человека в организации: с одной стороны, потенциально дезорганизующая, с другой - организующая. Организующая роль человека проявляется и в его способности к самоорганизации, способности вносить в организационный регламент рационализацию [25, с. 127].

Дуглас Макгрегор, специалист в области лидерства, предложил руководителям два альтернативных взгляда на отношение к работникам, позволяющие выбрать «золотую середину» для собственного оптимального поведения: теории «Х» и «У». Согласно теории «Х»: люди изначально не хотят трудиться и избегают работать; они не желают ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили; они хотят чувствовать себя защищенными со стороны организации; чтобы людей заставить трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания.

Согласно теории «У»: люди хотят и любят работать; если люди привержены целям организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение к делу является вознаграждением и связано с достижением цели организации; люди в большинстве случаев способны к творческому подходу.

Теория «Х» предназначена для автократического лидера и ориентирована главным образом на подавление дезорганизующего поведения человека в организации. Теория «У» предназначена для демократического стиля руководства и ориентирована в основном на организационное поведение [25, с. 134].

Мотивы поведения человека в совокупности представляют собой некую производную от его личных целей и интересов. Руководить людьми означает, по сути, управлять интересами.

Можно быть уверенным, что организационное поведение людей и процессы самоорганизации носят конструктивный характер, если удастся:

- Подчинить интересы людей целям организации;

- Привести интересы людей в соответствие с целями организации;

- Или достигнуть сочетания и даже полного совпадения личных и групповых интересов с целями организации.

Для анализа такого фактора внутренней среды предприятия в целях улучшения его деятельности необходимо определить динамику численности работающих; численность персонала по категориям, квалификации, образованию.


Производство. В производственной системе именно поведение менеджеров связывают в наибольшей степени с организационной структурой. Руководитель организует работу подчиненных ему исполнителей. Эту его задачу условно можно разделить на две: организация самого процесса работы и организация людей, занятых в этом процессе.

Первая задача сводится к установлению и обеспечению технологических и других организационных связей между элементами процесса, вторая – к установлению целесообразных социально-экономических связей между его участниками. Первая задача по своему содержанию является организационно-технической, вторая – социальной. В результате совместного решения этих задач достигается одна общая цель (итог работы), которую можно рассматривать как выход организуемой системы. Но если первая задача сводится к созданию целесообразно организованного процесса, то вторая – к организации трудового коллектива, ориентированного на достижение поставленной цели.

Решая задачи совершенствования организации производства, труда и управления, менеджер прибегает к помощи соответствующих функциональных подразделений предприятия (отдел труда и заработной платы, плановый отдел), а для этого необходим анализ результатов производственной деятельности предприятия для выявления недостатков и определения резервов для их устранения в целях улучшения деятельности предприятия [17, с. 102].

Финансы.. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому финансовый менеджмент обладает многовариантностью, которая означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех и иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в финансовом менеджменте – правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления. А для реализации намеченных целей необходим анализ финансовой деятельности предприятия, его платежеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость [5, с. 17].

Организационная структура предприятия представляет собой «набор» служб, участков, отделов, подразделений, находящихся в постоянной взаимосвязи в целях достижения интересов предприятия. Управление каждого из звеньев организационной структуры, так и реализация задач, поставленных перед каждым из ее звеньев, происходит как на линейном (горизонтальном) уровне, так и на вертикальном уровне.


Задача менеджера заключается в организации бесперебойной работы всех звеньев организационной структуры предприятия. Определение оптимальной организационной структуры. Для этого анализируется уже существующая организационная структура предприятия, определяются ее «слабые» звенья и «слабые» связи между отдельными звеньями [18, с. 145].

Таким образом, внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Оценка внутренней среды организации. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами.

1.2.Внешняя среда организации, ее характеристика, среда прямого и косвенного воздействия

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Теперь, уже с учетом внешней среды, можно изобразить такую схему [22, с. 73]: