Файл: Теоретические основы формирования гражданского общества в институте государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для аутопойетических систем состояние приспособленности является предпосылкой, а не результатом эволюции, так как эволюция разрушает свой материал, если она более не способна гарантировать состояние приспособленности. Аутопойезис – это самовоспроизводство в изменении, развитии, способность системы воссоздавать свои основные компоненты, обеспечивая их связанность и упорядоченность, поддерживать собственную идентичность, производить внутрисистемные изменения, обеспечивать появление новых элементов и связей.

Таким образом, политическая система может эффективно адаптироваться к проводимой в государстве политике, что в конечном итоге может привести к распаду созданной модели политического управления по причине непродуманности государственных решений или его неприспособленности к быстрому реагированию на вызовы времени.

Учитывая переходное состояние рассматриваемых политических систем, можно применять и различные версии теории модернизации. Их сторонники (Т. Парсонс, Г. Алмонд, Ш. Айзенштадт, У. Ростоу и др.) выдвинули концепцию политического развития в связи с высоким уровнем либерально-экономического плюрализма. Общественные группы в такие периоды формулируют частные интересы и доводят свои требования до правительства, следствием этого являются постоянные перемены в структурно дифференцированном обществе.

Внутри своей политической системы у исследуемых государств имеются и свои символические структуры власти. Они как бы воспроизводят сложившуюся в обществе модель власти. Хотя в ряде случаев в рамках политической системы идут попытки организовать идеальную систему властвования, формируя тем самым «антипарадигму».

В действительности, государство можно назвать наиболее важным интегрирующим фактором, который связывает в одно звено политическую систему и гражданское общество. В обязанности государства, с учетом его социального происхождения, входит забота об общих делах. Ему приходится решать совершенно разные обще социальные проблемы - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Являясь основным собственником средство производства, земли, ее недр, оно помогает развитию наиболее капиталоемких отраслей науки и производства, обеспечивая указанные направления финансово. Выступая в качестве органа, который управляет общественными делами, государству посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) удается сохранить целостность политической системы, поддерживать правопорядок в обществе.


Несомненно, на данном этапе могут возникнуть некоторые противоречия, которые заключаются в гипертрофированном понимании роли государства в жизни общества и снижения значения отдельной личности. По этой причине в качестве социального и демократического государства может восприниматься только то, в котором предусмотрена возможность для реализации прав и свобод человека.

Для развития политической системы общества особую роль играет суверенный характер государственной власти. В данном случае речь идет о том, что никто, кроме государства не должен выступать от имени народа и общества. Государство может позиционировать себя, как цивилизованное, только в том случае, если в нем соблюдаются суверенные права.

Хотелось бы отметить, что политическая система постоянно видоизменяется и зависит от многих факторов. При этом все компоненты системы должны работать параллельно, только таким образом можно правильно вырабатывать политические решения. В том случае, когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), именно государство в первую очередь участвует в их разрешении. Необходимо понимать, что в данном случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только в том случае когда государственная власть является законной можно говорить об обеспечении относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

В заключении хотелось бы сказать, что проблемы, которые связаны с пониманием государства, его сущности и закономерности развития позволяют:

- определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление;

- подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства;

- определить его признаки, сущность, основы и закономерности развития.

2. Анализ особенностей формирования гражданского общества в условиях правового государства


2.1. Проблемы роли государства в политической системе общества

При рассмотрении роли и месте государства в политической системе общества особое внимание необходимо уделять тому, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества является наиболее массовой и всеобъемлющей организацией. В его состав входят совершенно разные слои населения.

Если обратиться к различным конституциям, то можно отметить, что государство позиционирует себя, как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Данное стремление было впервые представлено в Конституции СССР 1977г. и в последующих конституциях, включая современную.

Если обратиться к ситуации, которая сложилась в других странах по данному опросу, то можно отметить, что она аналогична. В качестве примера можно привести Конституцию США 3, с.65.

Вышесказанное не говорит о том, что государство в качестве ограничения социальной базы использует лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. В действительности, все совершенно иначе, ведь государство стремится к расширению социальной базы, которая способствует его стабильности. На самом деле, каждое существующее государство нацелено на то, чтобы его социальная основа, заложенная конституцией, была реализована в реальной жизни. Для того чтобы в полной мере реализовать свои функции государству необходимо, чтобы у него было как можно больше убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Важной ролью государства в политической системе общества можно также указать то, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. Возможны ситуации, когда государство выступает в качестве монопольного собственника основных средств и орудий производства. В качестве примера можно привести социалистические страны, а именно Советский Союз.

В частности, в СССР государство владело землями, различными банками и различными средствами производства в промышленности, иным имуществом, которые было необходимо для того, чтобы обеспечивать решение поставленных задач.

С учетом практических исследований можно констатировать, что дл нормального функционирования государства необходимо, чтобы государственная форм собственности была хорошо развита. При этом, по мнению некоторых общественных правоведов, в качестве важного условия стабильности общества и политической системы в целом также выступает сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в данном случае не должно оказывать влияние на прочие составляющие общественной системы.


Если сравнивать государство с иными политическими институтами общества, то можно сказать, то в качестве основного различие можно указать наличие наивысшей политический власти в обществе. Его властная сила признана универсальной, так как она:

- распространяется на все население и общественные партии данной страны;

- держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которые не имеются в наличии ни у одной общественной организации. К данной категории можно отнести законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

В действительности, политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые способствуют обеспечению их функционирования. Тем не менее, если сравнивать их с государственным аппаратом, в их состав не входят органы, которые должны охранять существующую правовую систему- органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Помимо этого, в качестве отличительной черты государства также можно указать то, что она имеет в наличии различные юридические средства, которые позволяют управлять многими отраслями экономики и оказывать влияние на все общественные отношения. Имея в наличии определенный арсенал полномочий, государственные органы не только могут создавать нормативно-правовые акты, но и обеспечивать их последующую реализацию. Для достижения поставленных целей используются различные способы: воспитание, поощрение и убеждение, осуществление регулярного контроля за тем, чтобы нормы прописаны в законодательных актах, соблюдались в полном объеме.

Хотелось бы сказать, что во многих государствах общественные организации имеют возможности оказывать воздействие, которое изначально им не присуще. Хотя, несомненно, указанные средства воздействия носят в некоторой степени ограниченный характер. Их возникновение связано не с особенностями природы указанных явлений, а по той причине, что именного государство наделило их возможностью издавать законодательные акты.

В качестве наиболее важного отличительного признака государства также можно указать обладание суверенитетом, который также является характерным признаком государственности. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.


В заключении хотелось бы выделить следующие основные моменты. В первую очередь необходимо понимать, что государство и общественные объединения являются самостоятельными части политической системы. Они имеют внутреннюю самостоятельность и независимость в принятии решений как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Действие различных организационных структур осуществляется на основании законов, которые выступают в качестве правового фундамента государственной и общественной жизни. Нельзя говорить о том, что указанные особенности описывают всю специфику государства как элемента политической системы общества. Но при этом они позволяют понять сущность государства, рассмотреть факторы, которые указывают роль государства в политической системе общества.

2.2. Особенности формирования правового государства в современном российском обществе

Государство выступает одним из составляющих элементов общества, но занимает в этом обществе главенствующую роль, осуществляя функции регулирования различных процессов, происходящих в обществе (экономических, социальных, политических, культурных и т.д.). В тоже время именно благодаря обществу и возникло само государство. Получается, что государство, сформировавшись обществом, в дальнейшем получает определенную самостоятельность по контролю за обществом и процессами, происходящими в нем. Поэтому о состоянии и характере общества можно судить по характеру государства. В связи с изложенным основным является вопрос о соблюдении баланса взаимодействия между обществом и государством, сущность которого заключается в проводимой государством политике, обеспечивающей интересы, как общества, так и государства.

Термин «правовое государство» получил широкое распространение после издания трудов немецкого государствоведа Р. Моля в 30-х годах XIX века и появился как результат многовекового развития политической жизни и правовой мысли цивилизованных стран.

А.В. Малько понимает под правовым государством такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений