Файл: Теоретические основы формирования гражданского общества в институте государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реже в них изучаются политические составляющие гражданского общества.

Так, например, на основе социологических исследований ряд учёных пришёл к выводу о том, что «в современной России отсутствует свойственная обществам современного типа дифференцированная сфера политики - сфера артикуляции и согласования интересов и ценностей различных общественных групп через посредство партий, социальных движений и других формирований, с тем чтобы сформулировать общезначимые цели и реализовать политические действия для их достижения»

Некоторые авторы для понимания гражданского общества в российском контексте предлагают использовать концепт кликократического порядка, который сдерживает формирование автономной политической сферы и воспроизводит фрагментарность в обществе. Говорится также о том, что в России отсутствует общество как субъект, поскольку кликократический порядок подразумевает под собой кликовость, господство персоналистских связей, партикуляристские практики и т. п.

Л. Е. Филиппова предполагает, что низкий уровень участия населения в политике и неверие в эффективность политической активности объясняются тем, что в России не сложилось чёткого представления о том, что собой представляет политика как специфическая сфера общественной активности. Во многом причина этого заключается, по её словам, в том, что у широких масс населения слабо дифференцированы гражданская и политическая сферы, не происходит формирования политических идентичностей.

В отечественной политологии до сих пор спорными являются вопросы сущности, структуры, функций, типологии, ценностей гражданского общества, политического сознания и форм политической активности граждан.

При этом приходится нередко констатировать тот факт, что понятие «гражданское общество» часто имеет далёкий от научного понимания смысл в публицистике и политической риторике.

В этом контексте оно, как правило, выступает в качестве желательного состояния общества и противопоставляется современному российскому обществу, что иногда накладывает свой идеологический отпечаток и на научные исследования.

Отечественные политологи дают самые разнообразные трактовки понятия «гражданское общество».

Так, А. Ю. Мельвиль предлагает следующее определение: «Гражданское общество совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи».


С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество и глобальное общество.

По словам учёного, гражданское общество утверждает ненасильственную договорную (контрактную) самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека.

А. Ю. Сунгуров вслед за А. Арато, который концептуально отличает неформальные социальные связи и солидарные общества от более формализованных и институализированных структур гражданского общества, говорит о том, что следует различать гражданское общество как движение и как институт.

Первое как своего рода учредительное гражданское общество, которым создаётся второй учреждаемая, институализированная его версия.

Исследователь представляет гражданское общество как определённый тип коммуникационного процесса между государством и гражданином. По словам А. Ю. Сунгурова, «такая коммуникация возможна лишь при дискурсивных, диалоговых отношениях между её субъектами».

За последние десятилетия российская политическая наука накопила большое количество новых знаний о гражданском обществе.

Рассмотрение опыта посткоммунистических стран, в частности России, значительно расширило проблематику исследований гражданского общества и связанных с ним аспектов.

Начиная с интерпретации работ своих западных коллег, отечественные политологи смогли дать собственное видение изучаемых проблем, что в итоге привело к появлению разных направлений и трактовок в исследовании феномена гражданского общества.

Подводя итоги, необходимо сказать о том, что в российской политической науке сейчас наметилось снижение интереса к проблемам гражданского общества.

В качестве причин данной тенденции можно выделить ряд следующих факторов.

Во-первых, не оправдались ожидания и надежды многих учёных на быстрый переход к демократическому режиму в России при активном формировании гражданского общества.

Спустя некоторое время после падения СССР в России обозначились авторитарные тенденции во власти, которые сильно проявились в 2000-х гг. и продолжили усиливаться в 2010-х гг. Некоторые исследователи даже говорят о неудаче демократического транзита и провале самой концепции такого перехода в России.

Во-вторых, в работах некоторых учёных говорится о том, что в современном западном мире феномен гражданского общества сильно трансформируется и приобретает новые формы вслед за общественными и технологическими изменениями, в первую очередь появлением новых средств коммуникации.


В-третьих, гражданское общество часто стало рассматриваться в качестве третьего сектора в рамках теории межсекторного партнёрства. Это в какой-то степени переносит акцент в исследованиях гражданского общества на поиск новых форм и механизмов межсекторного партнёрства.

В заключение отметим, что развитие гражданского общества в России носит контрадикторный характер. Противоречия гражданского общества создают ощутимую угрозу национальной безопасности, могут генерировать риски и вызовы экономической безопасности, а также быть их следствием.

Мы полагаем, что говорить о «глобальном гражданском обществе» сегодня можно только как о множественности организаций гражданского общества всех уровней в глобальном масштабе.

В то же время мы не отрицаем возможности процесса глобализации гражданского общества как рождения единого глобального организма, однако об этом можно говорить только в том смысле, что мы имеем дело лишь с истоками этого сложного, весьма длительного и противоречивого процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышеизложенного материла хотелось бы сделать следующие выводы.

Благодаря рассмотрению особенностей государства, его сущности и закономерностей развития можно определить, насколько это сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление, указать наличие плюрализма при его понимании.

Что касается понятия демократической политической системы, то в данном ситуации речь идет об организации легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Ее работа осуществляется на основании понятных и принятых обществом принципов, с учетом ясных целей и способностью содействия в реализации интересов.

В действительности, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. В доказательство этого можно указать следующе факторы:

- Государство стремится создать условия для того, чтобы противостоять борьбе различных социальных групп, которые имеют довольно противоречивые интересы. Благодаря государству было предотвращено самоуничтожение человеческого общества и созданы условия для того, чтобы политическая система общества продолжила свое существование.

- Государство можно рассматриваться как организационная форма, которая позволяет индивидам войти в состав политической системы общества.

- В действительности, можно сказать, что государство стало первым результат общей деятельности людей, которые смогли организовать и создать структуру, учитывающую в той или иной мере интересы различных слоев общества.


Также государство является важным индикатором, который позволяет связывать воедино политическую систему и гражданское общество.

Политическая система находится в постоянном движении и регулярно видоизменяется. И в том момент, когда возникает необходимость в реализации тех или иных изменений, например, в смене политического режима, особая роль в решении указанного вопроса отводится государству. Только при наличии законной государственной власти можно говорить об относительно безболезненном переходе к новому политическому этапу в жизни общества.

Следовательно, можно говорить о том, что в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает в качестве политической организации, при этом являясь именно политическим институтом. Несмотря на это нельзя абсолютизировать политический характер деятельности государства, так как деятельности государства носит многоаспектный характер, что позволяет говорить о иных аспектах: финансовых, технико-экономических и тд. Несмотря на то, что представленные в данном случае и имеют отношение к политической деятельности государство, тем не менее назвать их такими невозможно.

Таким же обозом действуют различные государственные структуры, которые несмотря на то, что являются политическими образованиями, выполняются совершенно различные функции.

В заключении необходимо отметить, что любая политическая деятельность имеет отношение к государственной власти. Можно долго дискутировать по поводу факторов возникновения государства, но прежде всего речь здесь идет о том, что результатом политической деятельности людей и их объединений, стала государственная власть. И по этой причине, что бы кто не говорил о причинах создания той или иной партии, или государстве, во главе всегда будет стоять стремление к власти. По этой причине нельзя говорить о бесперебойном механизме образования и осуществления государственной власти нет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Российская Газета» от 25.12.1993 г. №237
  2. Антонова Т.В. Социальная защита как особый социальный институт современного государства // Актуальные проблемы права: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета по итогам Фестиваля науки 13 октября 2016 года. - М.: АПКиППРО, 2015. - С. 116-123.
  3. Арестов Е.В. Развитие социального государства (государства благосостояния) // Вопросы современной юриспруденции . 2015. №7-8 (48) С.63-67.
  4. Бeкин, А.В. Тип современного Российского государства и права: дисс. канд. юрид. наук. - Краснодар. - 2014. - 233 с.
  5. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2015, № 2 (13). - С. 28-36.
  6. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2014. С. 490-491.
  7. Вoдoпьянов, В.П. Теория государства и права: Конспект лекций в схемах: [Пособие для подгот. к экзаменам]. - М.: Приор-издат. - 2014. - 189 с.
  8. Имангазиева Э.И. Государство как участник социального партнерства в разрешении социальных конфликтов // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2017 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2017. - С. 110-120.
  9. Кoмаров, С.А., Малькo, А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М. - 2013. - 367 с.
  10. Кoрельский, В.М., Перевалoва, В.Д. Теория государства и права/ Учебник для юридических вузов и факультетов. - 2014. - 352 с.
  11. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь Кириленко Г.Г. , Шевцов Е.В. – М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2003. – 480 с.
  12. Кирпичeнко, Н.П. Организационно-методическое обеспечение курса "Теория государства и права" // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - №4. - С.7-10.
  13. Кочеткова, Л. Н. Социальное государство: консервативный проект Лоренца фон Штейна: Материалы Всероссийской науч. конф. «Россия: путь к социальному государству», (Москва, 6 июня 2015 г.). – М. : Научный эксперт, 2015. – 1008 с. 
  14. Кочеткова, Л. Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна. // Философия и общество, № 3 (51), 2015.
  15. Кравченкo, Ю.Б. Теория государства: учеб. пособие для слушателей юрид. фак. - Изд - во: Владивосток. фил. Рос. тамож. Акад.- 2015. - 158 с.
  16. Милецкий В. П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России / Политические процессы в России в сравнительном измерении. – СПб. : Изд–во СПб. ун–та, 2015. – С. 82.
  17. Пугачев, В. П., Соловьев, А. И. Введение в политологию. – М.: Аспект-пресс, 2017. – 488 с.
  18. Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / / Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С. 27
  19. Сайкина Г.К. Человек – бытийное или социальное существо? // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Том 155. Кн. 1. С. 147 – 156.
  20. Сизова Н.С. От социальной к социокультурной структуре общества: историко-философская реконструкция // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 49 – 51.
  21. Сорoкожердьев, В.В. Ускоренная динамика российского общества: актуальные аспекты экономики, политики и права // Экономическая наука современной России. - 2015. - №1 (60). - С.119-121.
  22. Трумель В. Улучшить социальную защиту пострадавших // Охрана труда и соц. страхование. - 2015. - N 5. - С.10
  23. Федорова Л. К вопросу о действенности социальной политики // Экономист. - 2013. - N 4. - С.60
  24. Феоктистов А.В., Феоктистов В.А. Соотношение социальных прав человека и социальных обязанностей государства // Народовластие и права человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19-22 октября 2014 г.. - М.: РАП, 2014 - С. 463-470.
  25. Шарков, Ф. И. Основы социального государства [Электронный ресурс] : учебник / Ф. И. Шарков. - М.: Дашков и Ко, 2017 с. 25