Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования организационной структуры предприятия

1.1. Сущность и значение организационной структуры предприятия

1.2. Эволюция организационных структур предприятия

1.3. Причины необходимости изменений организационных структур

Глава 2. Анализ и оценка организационной структуры ООО «СтройДом»

2.1. Краткая характеристика ООО «СтройДом»

2.2. Организационная структура предприятия

2.3. Оценка эффективности организационной структуры предприятия

Анализ организационной структуры управления проведен на примере ООО «СтройДом». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой, строительными материалами и сопутствующими товарами.

В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы. В целом организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа. Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «СтройДом». К таковым относятся: коммерческий отдел; финансово-экономический отдел; отдел управления персоналом; отдел логистики; инженерно-технический отдел. Для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).

Как показал анализ организационной структуры ООО «СтройДом», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, так как находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является ошибкой.

Глава 3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «СтройДом»

В целях совершенствования системы организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «СтройДом» предлагаем вывести отдел маркетинга из состава коммерческого отдела в отдельную самостоятельную функциональную единицу (рис. 3).

Заключение

Анализ организационной структуры управления проведен на примере ООО «СтройДом». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой, строительными материалами и сопутствующими товарами.

В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы. В целом организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа. Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «СтройДом». К таковым относятся: коммерческий отдел; финансово-экономический отдел; отдел управления персоналом; отдел логистики; инженерно-технический отдел. Для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).

Как показал анализ организационной структуры ООО «СтройДом», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, так как находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является ошибкой.

Список литературы

Содержание:

Введение

Актуальность. Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Объектом исследования данной работы является предприятие розничной торговли ООО «СтройДом».

Предметом исследования является организационная структура исследуемого объекта.

Цель работы – анализ и определение путей совершенствования организационной структуры ООО «СтройДом».

Достижению поставленной цели работы способствует решение следующих задач:

1) изучить сущность и значение организационной структуры предприятия;

2) проанализировать эволюцию организационных структур;

3) рассмотреть необходимость изменения организационных структур;

4) дать организационно-экономическую характеристику ООО «СтройДом»;

5) провести анализ и дать оценку организационной структуре управления ООО «СтройДом»;

6) наметить основные направления совершенствования организационной структуры объекта исследования.

Теоретической и методической основой исследования послужили исследования ученых в области разработки, построения и анализа организационных структур управления, а также оценки их экономической эффективности. В качестве информационной базы в процессе исследования проанализированы отчетная документация ООО «СтройДом», а также различные методические пособия из области менеджмента, управления предприятием, организации производства, финансово-экономического анализа.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические основы формирования организационной структуры предприятия

1.1. Сущность и значение организационной структуры предприятия

Организационная структура управления - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно–аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта.

В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения. Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем[1]:

  • не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
  • выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
  • исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
  • обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления[2].

По мнению Р. Дафта, организационная структура содержит три компонента:

1) формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и объем контроля менеджеров и супервайзеров;

2) объединение индивидов в подразделения и подразделений в целостную организацию;

3) системы, гарантирующие эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений[3].

Г. Минцберг рассматривает девять основных компонента организационной структуры, разделенные на четыре группы. Первая группа - дизайн должностных позиций - включает параметры: специализация в выполнении рабочих задач, формализация поведения при выполнении рабочих задач и предписываемые должностными позициями обучение и индоктринация. Вторая группа - дизайн сверхструктуры - включает параметры: группирование в организационные единицы, размер организационных единиц. Третья группа - дизайн латеральных связей - система планирования и контроля, инструменты взаимодействия. Четвертая группа - проектирование системы и принятие решения - вертикальная децентрализация, горизонтальная децентрализация[4].


Исследователи Астонской группы, Д. Пью, Д. Хиксон, Р. Хинингс, К. Тернер выделили три категории структурных переменных:

1. Структуризация деятельности: функциональная специализация; ролевая специализация; стандартизация (общая); формализация (общая).

2. Концентрация полномочий: централизация полномочий; автономность организации; стандартизация процедур подбора и продвижения кадров.

3. Линейное руководство основными работами: число подчиненных на одного руководителя; формализация учета выполнения работ; численность линейных руководителей (в процентах к общему числу работников)[5].

На наш взгляд, можно выделить следующие характеристики организационной структуры: формализация, организационная сложность, централизация, конфигурация, механизмы координации и контроля.

Формализация характеризует масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей, а также степень стандартизации работ внутри организации[6].

Организационная сложность организации отражает три уровня дифференциации: горизонтальная, вертикальная и пространственная.

Централизация характеризует степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации и отражает формальное распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления[7].

Координация взаимодействия и контроль сотрудников также являются параметрами организационного проектирования. Существует много способов координации деятельности, например, правила и процедуры, деятельность по интеграции и взаимодействию, групповые встречи, планирование[8].

1.2. Эволюция организационных структур предприятия

Структуры управления организацией отличаются большим разнообразием своих форм, в основе которых лежат отличительные свойства, в частности размер, производственно-коммерческая деятельность организации, производственный профиль, степень финансовой самостоятельности, централизация управления.

В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия. В связи с этим появились такие формы организаций, как общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия, акционерные общества, холдинговые компании.


Каждая организация имеет свою организационную структуру. Организационная структура представляет собой упорядоченность задач, полномочий и ответственности[9]. Она создает условия для осуществления предприятием своей деятельности, развития и меняется под влиянием внешней среды.

Разнообразие организационных структур связано с характером и сложностью выпускаемой продукции, степенью дифференциации, размерами организации, различиями в области деятельности.

Первые опыты создания организационных структур привели к созданию трех функциональных групп: НИОКР, производство, маркетинг. Эти функции соответствовали логической последовательности создания, изготовления и сбыта. Они стали определяющими в построении организационной структуры [10].

Таблица 1

Влияние интенсивных масштабов инноваций на организационную структуру управления[11]

Интенсивность масштабов инноваций

Характер изменений организационной структуры

1

2

1. Освоенная продукция, технология, рынок

1. Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей структуры

2. Новая продукция, освоенная технология, рынок

2. Может осуществляться разработка в рамках существующей структуры, но в подразделении НИОКР создается новая проектная группа

3. Освоенная продукция, технология, новый рынок

3. Организационная структура может остаться без изменения, но может быть создана новая группа по сбыту

Продолжение таблицы 1

1

2

4. Новая продукция, освоенная технология, новый рынок

4. Может быть организована группа по сбыту новой продукции, укомплектование персонала из служб НИОКР и маркетинга

5. Новая продукция, технология, освоенный рынок

5. Может быть создана группа, укомплектованная персоналом службы НИОКР и производством

6. Новая продукция, технология, рынок

6. Новое направление в хозяйственной деятельности требует создания новых подразделений, которые будут дополнять организационную структуру

Вторая стадия характерна повышением уровня выпуска новой продукции. В отличие от 3-х предыдущих постоянных функций, возникают новые, что приводит к образованию новых структурных подразделений, которые строятся вокруг конкретных инновационных действий. Причем насыщенность инновационной деятельностью влияет непосредственно на организационную структуру управления предприятием[12].


Рассмотрим влияние интенсивных масштабов инноваций на организационную структуру управления.

По мере роста организации появляются новые подразделения: кадры, снабжение, бухгалтерия, центры прибыли и пр. Обязанности общего руководства делятся между несколькими управленцами, в результате чего они полностью отвечают за прибыль и убытки своих подразделений.

Третья стадия – укрупнение предприятий. Крупная диверсификация позволяет выпускать обширный ассортимент изделий для разных рынков. Именно по этой причине может меняться организационная структура управления, принимающая определенный вид. В зависимости от характера связей между подразделениями организации имеют место быть различные типы организационных структур, которые используются в разных сферах деятельности. В настоящее время широко используются линейные, функциональные, линейно-функциональные и матричные. Сфера применения линейных – это в основном малые предприятия; функциональные применяются в научно-внедренческих организациях, где требуется высокая квалификация исполнителей, так как функциональные специалисты – узкие специалисты. Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Таблица 2

Преимущества и недостатки линейной ОСУ[13]

Преимущества

Недостатки

Единство и четкость распорядительства

Высокие требования к руководителю

Согласованность действий исполнителей

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Простота управления

Оковывание инициативы исполнителей

Оперативность в принятии решений

Концентрация власти в управляющей верхушке

Личная ответственность руководителя

Сложность горизонтальных связей

Четко выраженная ответственность

Значительные недостатки линейной структуры в определенной мере возможно устранить функциональной структурой.

Таблица 3

Преимущества и недостатки функциональной ОСУ

Преимущества

Недостатки

Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций

Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

Легкость горизонтальных связей

Возможность поступления противоречивых указаний к исполнителю

Высокая инициатива исполнителей

Возможность пограничных конфликтов между отдельными функциональными руководителями

Исключение дублирования в выполнении управленческих функций

Снижение ответственности исполнителей

Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов

Длительная процедура принятия решения, так как каждый отвечает за свою область