Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования организационной структуры предприятия

1.1. Сущность и значение организационной структуры предприятия

1.2. Эволюция организационных структур предприятия

1.3. Причины необходимости изменений организационных структур

Глава 2. Анализ и оценка организационной структуры ООО «СтройДом»

2.1. Краткая характеристика ООО «СтройДом»

2.2. Организационная структура предприятия

2.3. Оценка эффективности организационной структуры предприятия

Анализ организационной структуры управления проведен на примере ООО «СтройДом». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой, строительными материалами и сопутствующими товарами.

В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы. В целом организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа. Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «СтройДом». К таковым относятся: коммерческий отдел; финансово-экономический отдел; отдел управления персоналом; отдел логистики; инженерно-технический отдел. Для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).

Как показал анализ организационной структуры ООО «СтройДом», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, так как находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является ошибкой.

Глава 3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «СтройДом»

В целях совершенствования системы организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «СтройДом» предлагаем вывести отдел маркетинга из состава коммерческого отдела в отдельную самостоятельную функциональную единицу (рис. 3).

Заключение

Анализ организационной структуры управления проведен на примере ООО «СтройДом». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой, строительными материалами и сопутствующими товарами.

В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы. В целом организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа. Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «СтройДом». К таковым относятся: коммерческий отдел; финансово-экономический отдел; отдел управления персоналом; отдел логистики; инженерно-технический отдел. Для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).

Как показал анализ организационной структуры ООО «СтройДом», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, так как находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является ошибкой.

Список литературы

Глава 3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «СтройДом»

В целях совершенствования системы организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «СтройДом» предлагаем вывести отдел маркетинга из состава коммерческого отдела в отдельную самостоятельную функциональную единицу (рис. 3).

Рисунок 3 - Усовершенствованная структура отдела маркетинга ООО «СтройДом»

Функциональная структура отдела маркетинга, в данном случае, обеспечивает высокий уровень специализации в определенных конкретных сферах маркетинговой деятельности, что обеспечивает высокое качество и высокую эффективность применяемых специализированных решений. Обеспечивается компонентный охват практически всех сфер маркетинговой деятельности.

Отдел возглавляет начальник отдела маркетинга, который координирует работу функциональных специалистов отдела. Начальник отдела подчиняется непосредственно генеральному директору. Основные задачи создаваемой службы маркетинга можно сформулировать следующим образом: обеспечение организации и ведения маркетинговой и сбытовой работы.

Для определения прав, полномочий и ответственностей между сотрудниками отдела маркетинга при выполнении различных маркетинговых функций можно использовать матричный метод. Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке и принятии решений, в работе по его исполнению. В верхней части таблицы дан перечень сотрудников, выполняющих те или иные маркетинговые функции, а по вертикали – перечень основных функций маркетинговой деятельности на предприятии (табл. 6).

На пересечении вертикальных и горизонтальных линий, с помощью символов, указаны управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности:

Р – принятие решения (на основе подготовительной информации);

П – подготовка решения;

У – участие в подготовке решения, заключающееся в подготовке отдельных вопросов или необходимой информации по поручению подразделения или должностного лица;

И – исполнение решения.

Таблица 6

Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом на ООО «СтройДом»


Маркетинговые функции

Генеральный директор

Начальник отдела
маркетинга

Специалист но
маркетинговым
исследованиям

Специалист но
товарной политике

Менеджер по
сбыту

Специалист по
рекламе и
стимулирования сбыта

1

2

3

4

5

6

7

Маркетинговые исследования

Р

П,И

У

У

У

Исследование рынка энергосберегающих технологий

Р

П,И

У

У

У

Изучение потребителей

Р

П,И

У

Изучение конкурентов

Р

П,И

У

Выбор целевых рынков

Р

П,И

У

У

Определение ассортимента продукции

Р

П, И

У

П,У

У

Определение цен

Р

У

П, И

У

Оценка и выбор каналов сбыта

Р

У

П,И

Заключение договоров с конечными потребителями

Р

П,И

Доставка товаров покупателям

Р

П,И

Организация рекламной деятельности

Р

У

У

П,И

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

Организация мероприятий по стимулированию сбыта

Р

У

У

П,И

Организация связей с общественностью

Р

У

У

У

П,И

Анализ результатов деятельности
предприятия

Р

П,И

У

У

У

Анализ эффективности маркетинговой деятельности

Р

П,И

У

У

У

Разработка оперативных планов
маркетинга

Р,И

П,У

П,У

П,У

П,У

Контроль маркетинга

Р

П, И

У

У

У

У


Организационная структура предприятия после применения предложенных мероприятий будет выглядеть следующим образом (рис. 4).

Рисунок 4 - Организационная структура ООО «СтройДом» после применения предложенных мероприятий

Выводы

Данные обстоятельства позволили разработать ряд предложений по совершенствованию организации и функционированию службы маркетинга в ООО «СтройДом». В качестве оптимальной организационной структуры службы маркетинга предложена функциональная структура во главе с начальником отдела и выделением функциональных специалистов по основным направлениям маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, товарная политика, сбытовая политика, реклама и стимулирование сбыта. Данная организационная структура обеспечивает полный комплекс управленческих решений в области маркетинговой деятельности.

Предлагается также произвести распределение прав, задач и ответственности в системе функционирования маркетинга с применением матричного метода и устанавливаются взаимосвязи службы с другими подразделениями предприятия. Предлагается также сформировать комплекс организационно-распорядительных документов с целью закрепления усовершенствованной организационной структуры службы маркетинга.

Заключение

Организационная структура управления - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Организационная структура представляет собой упорядоченность задач, полномочий и ответственности. Она создает условия для осуществления предприятием своей деятельности, развития и меняется под влиянием внешней среды.

Разнообразие организационных структур связано с характером и сложностью выпускаемой продукции, степенью дифференциации, размерами организации, различиями в области деятельности.

Усиление внимания к совершенствованию организационных структур управления в современных условиях в значительной мере объясняется их слабой подвижностью и большой инерционностью. Изменения в производственной базе создают объективные предпосылки для изменений в организации управления, однако реализация этих предпосылок не наступает автоматически, она требует большой научно-обоснованной организационной работы.

Практика управления и научные исследования указывают на то, что потребность в изменении организационной структуры управления наступает в результате возникновения несоответствия, то есть определенных противоречий между этой структурой и течением производственных процессов, когда ход последних не стимулируется, а тормозится устаревшими формами организации деятельности субъекта управления.


Эти несоответствия могут возникать по трем основным причинам: вследствие улучшения организации процессов управления; вследствие сдвигов в производственной структуре управляемого объекта и вследствие сдвигов в составе процессов управления.

Анализ организационной структуры управления проведен на примере ООО «СтройДом». Это динамично развивающаяся коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля бытовой техникой, строительными материалами и сопутствующими товарами.

В результате анализа организационной структуры объекта исследования сделаны следующие выводы. В целом организационную структуру управления предприятием можно охарактеризовать как структуру линейно-функционального типа. Поскольку при функциональной департаментализации организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то целесообразно обозначить эти блоки в организационной структуре управления ООО «СтройДом». К таковым относятся: коммерческий отдел; финансово-экономический отдел; отдел управления персоналом; отдел логистики; инженерно-технический отдел. Для выполнения отдельных функций, в соответствии с решением конкретных задач, в организации созданы отдельные службы и отделы (по сути, организационные блоки).

Как показал анализ организационной структуры ООО «СтройДом», отдел сбыта и маркетинга, существующий на предприятии, довольно ограничен в своих возможностях, так как находится в составе коммерческого отдела и испытывает большие затруднения с финансированием своей деятельности в виду незаинтересованности руководства в развитии данного направления, что является ошибкой.

Данные обстоятельства позволили разработать ряд предложений по совершенствованию организации и функционированию службы маркетинга в ООО «СтройДом». В качестве оптимальной организационной структуры службы маркетинга предложена функциональная структура во главе с начальником отдела и выделением функциональных специалистов по основным направлениям маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, товарная политика, сбытовая политика, реклама и стимулирование сбыта. Данная организационная структура обеспечивает полный комплекс управленческих решений в области маркетинговой деятельности.

Предлагается также произвести распределение прав, задач и ответственности в системе функционирования маркетинга с применением матричного метода и устанавливаются взаимосвязи службы с другими подразделениями предприятия. Предлагается также сформировать комплекс организационно-распорядительных документов с целью закрепления усовершенствованной организационной структуры службы маркетинга.


Список литературы

Балашов А.П. Основы менеджмента: учеб. пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 с.

Биктимеров, Р. Н. Формирование эффективных хозяйственных связей внутрифирменной системы предпринимательских структур : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Р. Н. Биктимеров ; [Казан. гос. фин.-экон. ин-т, Каф. «Маркетинг» ; науч. рук.: Мищенко А. П.]. - Уфа, 2011.

Зариадзе А. Целевая функция управления самостоятельными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. № 1. 2012.

Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.

Гурьянова Э.А. Современное состояние и проблемы проектирования организационных структур отечественных организаций // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 3. С. 31-34.

Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Драчева, Е. Л. Менеджмент : учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - М. : Академия, 2011.

Зариадзе А. Целевая функция управления самостоятельными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. № 1. 2012.

Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. 2011. № 4. – С. 12.

Ильченко А. В. Выбор организационной структуры предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 127–129.

Менеджмент [Текст] : учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.»; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти : ПВГУС, 2011.

Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2011.

Организация, планирование и проектирование производства: операционный менеджмент: перевод с 5-го английского издания / Найджел Слак, Стюарт Чеймберс, Роберт Джонстон. – М.: Инфра-М, 2014.

О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011.

Сазонов А.А. Современные подходы к проектированию организационных структур управления // Проблемы экономики. 2012. № 1. С. 78.

Серочудинов Е. С., Мизова А. И. Эффективность организационной структуры управления предприятием // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6.

Терешин Н.Н., Кулагова И.А., Алехина О.Ф.Исследование и совершенствование управления производством на промышленных предприятиях. Монография. Ижевск – Н. Новгород: Изд-во «Митра». 2011.