Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие и источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы.

Для предприятий, основывавших свою деятельность на единой государственной собственности, главным было выполнение плановых заданий любой ценой. Использование технических новшеств мешало своевременному выполнению директивных плановых заданий, соответственно, предприятия не были заинтересованы во внедрении изобретений. В результате, имея достижения в сфере военно-промышленного комплекса, освоении космоса, страна отставала по таким направлениям, как машиностроение, информатизация, транспорт, связь, производство товаров для населения.

К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.

Все это можно было сделать на основе и приватизации. Под приватизацией как основанием возникновения права собственности понимается переход вещей из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную.

Объектом исследования являются общественные отношения в области приватизации, а именно отношения по приобретению права собственности на основании приватизации.

Предметом исследования являются положения российского законодательства регулирующие приватизацию как основание возникновения права собственности.

Целью работы является анализ особенностей приобретения права собственности на имущество в порядке приватизации в соответствии с российским законодательством.

Исходя из поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- дать правовую характеристику приватизации как основания возникновения права собственности

- охарактериовать субъектов приватизации государственного имущества по законодательству России

- выявить существующие проблемы и показать пути совершенствование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества


Методологическая основа исследования. Курсовая работа формировалось с применением, общих специальных методов гражданско-правовой науки:, сравнительно-правового, исторического, логико-юридического и системного методов.

Нормативную базу составляют конституция РФ, федеральные законы РФ, прежде всего Гражданский кодекс РФ, и иные нормативно-правовые источники.

Теоретической основой курсовой рабоыт стали работы таких авторов как: Абаев М.Т. , Галиновская Е.А. , Ершова И.В. , Рындин И.Е. , Скворцов О.Ю. , Челышева Н. Ю.

Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1 Общая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности

1.1 Понятие и источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

Слово «приватизация» происходит от латинского «privatus», что означает «частный», «негосударственный» и от латинского «privato», означающий «избавление». В юридической литературе отмечается тот факт, что данный термин впервые вводится в оборот в 1969 году П.Ф. Друкером в работе «Век прерывания традиций» для обозначения процесса возврата национализированных предприятий их прежним владельцам («реприватизация»).

На сегодняшний день понятие «приватизация» содержится в статье 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц[1].

В соответствии с указанным Законом отношения по приватизации могут регулироваться иными федеральными законами и нормативными актами, а также законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления (п. 2 ст. 3 ФЗ «О приватизации»).

В литературе существуют различные подходы к определению понятия приватизация.

Так В.М. Игнатов определяет понятие приватизации в широком и узком смысле, в частности, приватизация в широком смысле является одним из институтов регулирования экономики путем сокращения государственной собственности и увеличения частной. А в узком смысле приватизация – как основание права собственности это полная или частичная передача права собственности конкретным физическим и юридическим лицам[2].


Э.С. Савас полагает, что приватизация используется для определения процесса преобразования формы собственности конкретного предприятия в частную. В широком смысле приватизация - это проведение различных мероприятий по уменьшению сферы деятельности государства или по укреплению значения частной собственности в предпринимательской деятельности[3].

Полагаем, что с правовой точки зрения наиболее точным является определение, которое было дано С.И. Комарицким. По его мнению, приватизация - это правовой институт, который относится к сфере правового регулирования права собственности и означает прекращение права собственности на конкретное имущество и, как следствие, возникновение права частной собственности[4]. Таким образом, в ходе мероприятий по приватизации осуществляется переход права собственности на имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности, в частную в специально установленном порядке.

М.Т. Абаев полагает, что приватизация - это особый способ приобретения права частной собственности путем возмездного отчуждения в собственность физических и юридических лиц такого имущества, которое находится в публичной собственности[5].

В качестве источников правового регулирования приватизации выступают:

Конституция Российской Федерации.

В частности, в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На регулирование отношений приватизации направлены также ст. ст. 9, 71, 72, 76 Конституции РФ[6]

Федеральные законы.

В Законе о приватизации 2001 г. установлено, что в части норм он имеет большую юридическую силу, чем иные федеральные законы. В случае отсутствия соответствующих норм Закона о приватизации 2001 г. при отчуждении государственного и муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г.). Кроме того, отношения, которые возникают при отчуждении объектов, указанных в п.2 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г. регулируются иными федеральными законами.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Основные признаки приватизации государственного и муниципального имущества закреплены в ст. 217 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренным законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества[7].


В статье раскрываются следующие признаки приватизации: принадлежность приватизируемого имущества к государственной или муниципальной собственности; принадлежность покупателя приватизируемого имущества к числу субъектов частной собственности; необходимость соблюдения особой публичной процедуры (специально установленного законом порядка передачи имущества), предусмотренной законами о приватизации.

При этом особенностью подтвержденной Конституционным Судом РФ является то, что нормы ГК РФ применяются субсидиарно к федеральным законам о приватизации. 

Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. К ним, в частности, относятся: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Так, многими субъектами РФ приняты и действуют свои законодательные акты, которые устанавливают особенности приватизации имущества, которое находится в собственности субъекта РФ. Например, Закон г. Москвы от 17.12.2008 N 66) "О приватизации государственного имущества города Москвы"[8], Закон Московской области от 03.10.2014 N 117/2014-ОЗ "Об условиях приватизации в 2014 году находящегося в собственности Московской области недвижимого имущества" (принят постановлением Мособлдумы от 18.09.2014 N 4/98-П)[9].

Итак, анализируя источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества видим, что имеется множество актов различной юридической силы, которые приняты различными субъектами. При этом отсутствует единый комплексный подход к формированию единых общеобязательных правил поведения субъектов приватизации, что создает проблему правового регулирования приватизации в России и препятствует ее успешной реализации. Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и заключается в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.

Итак, правовой результат приватизации состоит в переходе права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, который включает ненормативный акт органа власти, непосредственно саму сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки.


Таким образом, приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и являющееся особым основанием возникновения права собственности заключается в особом в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков. Правовую норму, содержащуюся в ст. 217 ГК РФ, необходимо рассматривать в качестве общей нормы, закрепляющей основные признаки приватизации государственного и муниципального имущества, которые характеризуют ее особенности, вне зависимости от вида приватизируемого объекта.

1.2 Правовая характеристика приватизации как основания возникновения права собственности

Приватизация как объективное право на возникновение права собственности основывается на нормативных актах, что устанавливается в ст. 217 ГК РФ и совместно с ней образуют юридическую основу возникновения права собственности.

Внедрение приватизационного законодательства в общую сферу гражданского законодательства становится возможным только при соблюдении следующих условий:

1.Предполагается, что совместно с правом публичной собственности на имущество есть, и право частной собственности и они совместно образуют единый институт права собственности. При этом ст. 217 ГК РФ выступает в роли профилактического барьера, исключая возможные крайности в трактовке проблем права собственности, тем что фиксируют и удерживают существование различия в праве публичной и частной собственности, так и право на переход публичного имущества на режим права частной собственности, то есть фактически утверждается однородность и единство двух форм права собственности[10].

2.Кроме узаконивания права частной собственности, предпосылкой появления приватизации является юридическое признание равенства всех признаваемых законом форм собственности.

3.Предпосылкой приватизации как уже отмечалось становится наличие различных форм собственности. При этом нельзя отметить, что устранение различий и выравнивание объема и характера прав владения, пользования и распоряжения имеет и должно иметь определенные пределы. В связи с этим признание равенства двух форм права собственности не означает автоматического их тождества. Так в частности различие между двумя формами собственности выражается не только в объеме и способах правомерных действий по владению, пользованию и распоряжению имуществом но, что важнее и по основаниям приобретения и прекращения права собственности.