Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие и источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Естественно, такая ситуация недопустима не только с точки зрения целесообразности, но и законности. Статьей 124 ГК предусмотрено, что в гражданском обороте государственные и муниципальные образования по статусу приравниваются к юридическим лицам. Хотя в законе на этот счет особых оговорок нет, думается, что из самого публично-правового статуса муниципальных образований, закрепленного в Конституции и законодательстве о местном самоуправлении, вытекает ограничение их гражданско-правового статуса исключительно целевой правоспособностью, аналогичной правоспособности унитарных предприятий и некоммерческих организаций.

То есть деятельность муниципального образования как субъекта гражданского права должна быть направлена на обеспечение интересов его населения при решении вопросов местного значения, указанных в Уставе муниципального образования и ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Следовательно, отчуждение объектов муниципальной собственности должно осуществляться строго в рамках интересов населения.

Поэтому сделки по отчуждению муниципальной собственности, влекущие нарушение таких интересов (например, продажа муниципального имущества по цене значительно ниже его рыночной стоимости и т. д.), должны признаваться недействительными, но не как противоречащие законодательству о приватизации по ст. 168 ГК, а как выходящие за пределы целевой правоспособности муниципального образования по ст. 173 ГК (применяя аналогию с юридическими лицами).

Лица, которые приобретают объекты приватизации, называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст. 5 Закона о приватизации 2001 г.).

Так, по мнению И.Е. Рындина, выбор данного термина является не совсем удачным, т.к. не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи[18].

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федераций, муниципальных образований превышает 25%.

Данное ограничение установлено по причине того, что исходя из смысла приватизации, государственное имущество должно быть передано только в частную собственность, а в ином случае передача имущества не будет являться приватизацией.


При участии в приватизации покупатель обязан доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. В случае если после совершения приватизационной сделки будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, то соответствующая сделка признается ничтожной.

Рассмотрим вопрос о способах приватизации государственного и муниципального имущества.

Понятие способ приватизации используется в российском законодательстве с 1991 г. Законодателем определение данного понятия не дано, в связи с чем, в литературе способ приватизации рассматривается как правовая форма отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц, которая установлена законом[19].

Исходя из вышесказанного можно сделать, вывод что, субъектами приватизации являются собственники, продавцы, а также покупатели.

Собственниками имущества, является Российская Федерация либо субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, в любом случае имущество является публичной собственностью.

Продавцом публичного имущества могут являться назначенные ими представители, в настоящее время это Росимущество.

Покупателями публичного имущества могут выступать физические или юридические лица, кроме государственных или муниципальных предприятий, или юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований более 25%. Покупатели физические лица должны обладать дееспособностью и правоспособностью. При этом покупатель должен доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Следует отметить, что термин покупатели в данной области во многом является условным так как приватизация осуществляется различными способами, и только часть из них предусматривают куплю-продажу имущества или передачу имущества возмездно.

Глава 2. Характеристика и проблемы правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества


2.1 Особенности приватизации муниципальных и государственных предприятий

В период распада СССР и перехода к рыночной системе остро встал вопрос о передаче предприятий из государственной собственности в частную.

Основные цели приватизации в России на тот период являлись :

- формирование группы частных собственников-предпринимателей;

- появление и развитие конкурентной среды между частными и государственными предприятиями;

- помощь в демонополизации экономики;

- увеличение эффективности деятельности предприятий;

- помощь и социальная защита населения с помощью развития объектов социальной инфраструктуры на средства вырученные за счет приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1.Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов была разделена на все население России. И был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

При этом рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону; продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

Таким образом приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение в частную собственность физическими и юридическими лицами государственных и муниципальных предприятий и их подразделений в полном составе или отдельных самостоятельных подразделений, материальных и нематериальных активов предприятий и их долей (паев, акций).

Сущность основных принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий заключается в следующем:


- во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;

- во-вторых, в праве каждого гражданина РФ на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России за­креплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализовывалось путем выдачи именных приватизированных чеков;

- в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т.д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;

- в-четвертых, в предоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы.

Современные способы приватизации государственного и муниципального имущества заключаются в :

- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

-продаже государственного или муниципального имущества на аукционе;

-продаже акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

-продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе;

-продаже за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

-продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

-продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены;

-внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;


-продаже акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Следует отметить, что приватизация государственных и муниципальных предприятий как способ возникновения права собственности в целом достигли своих целей. Произошло массовое перераспределение государственной собственности в частную. При этом другим вопросом является то, что не были достигнуты те социальные цели и задачи которые были поставлены.

Являясь структурным элементов экономической системы России, муниципальная собственность включает в себя объекты жилищного и нежилого фонда, коммуникации, пассажирский транспорт, предприятия, обслуживающие указанные объекты, организации, осуществляющие розничную торговлю, учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Кроме того, к собственности муниципальных образований могут быть отнесены земельные и иные ресурсы, расположенные в границах их территории, а в случаях, установленных российским законодательством, и за пределами таких территорий.

Законодательством предусмотрено, что в собственности муниципалитетов может находиться имущество, предназначенное для реализации отдельных государственных полномочий, переданных местному самоуправлению на основании законов Российской Федерации или законов субъектов Российской Федерации. Такое имущество передается муниципальным органам государственными органами с целью комплексной реализации возложенных на них отдельных государственных задач и функций. Государственные органы, передавшие свои полномочия муниципалитетам, осуществляют контроль за целевым использованием переданного имущества и финансовых средств органами местного самоуправления.

Особое место в системе объектов собственности муниципальных образований занимает недвижимое имущество. Перечень имущества, относящийся к недвижимому, контурно определяется законодательством и закреплен в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Детальная регламентация вопросов, касающихся определения объектов недвижимого имущества муниципальных образований, проводится законодательством о местном самоуправлении. Значительную часть недвижимого имущества муниципальных образований составляют земельные ресурсы и объекты жилищного и нежилого фондов.

Законное основание приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации в настоящее время определено Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Этот закон вводит ряд улучшений в управление процессом приватизации.