Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Понятие и источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, органы местного самоуправления, отказывая гражданам в приватизации, фактически не несут ответственности за свои действия. Законодательством установлена возможность применения мер ответственности к органам местного самоуправления возможно только за нарушение сроков принятия решения о приватизации жилых помещений. Отсутствие таких ном в законодательстве обуславливает неправомерное поведение должностных лиц муниципалитетов, отказывающих гражданам в законной приватизации жилища без достаточных на то оснований. Небрежное отношение органов и должностных лиц местного самоуправления к исполнению своих обязанностей проявляются и в отказе указанных лиц являться в судебные инстанции. Отказы, как правило, мотивируются отсутствием возражений по иску и согласием с будущим решением суда. Такую мотивацию можно рассматривать как полную незаинтересованность муниципалитетов в отстаивании своей позиции и в окончательном решении вопроса. Таким образом, с точки зрения защиты прав граждан следует дополнить Федеральный закон № 151 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» нормой, устанавливающей ответственность органов местного самоуправления за незаконный отказ в приватизации жилых помещений.

2.2 Совершенствование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

Основным документом, регламентирующим процесс приватизации на современном этапе развития российской экономики, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым определяются понятие приватизации, принципы, совокупность отношений, исключенных из сферы его регулирования, планирование приватизации государственного имущества, способы приватизации и другие моменты.

Практика применения данного Закона свидетельствует, что отдельные его положения имеют ряд недостатков, которые нуждаются в корректировании, кроме того, для реализации отдельных положений этого Закона предусмотрено принятие ряда нормативных актов, в частности, по конкретизации порядка определения нормативной цены продаваемого объекта, по порядку разработки и принятия приватизационных программ, по приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для государства, особенностям приватизации объектов культурного наследия и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

С учетом этого необходимо обратить внимание на некоторые недостатки рассматриваемого Закона о приватизации 2001 г. и предлагает способы разрешения тех проблем правового регулирования, которые они порождают.


Говоря о механизме информационного обеспечения приватизации, предусмотренном рассматриваемым Законом, следует отметить существующую здесь проблему, которая заключается в том, что не все источники, содержащие сведения о подлежащем приватизации государственном имуществе, отличаются общедоступностью. Так, в частности, в действующих нормативных правовых актах не содержится четких требований к тиражу печатной продукции, где публикуется информация о приватизации государственного, а также муниципального имущества. К сожалению, также нередки случаи, когда источник печатной информации, содержащий сведения о приватизации государственных предприятий, распространялся только среди чиновников того или иного ведомства, осуществлявшего приватизацию.

В этой связи представляется целесообразным внести предложения по дополнению п. 2 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. в части необходимости включения в перечень средств массовой информации, где будут публиковаться сведения о подлежащем приватизации государственном и муниципальном имуществе, средств массовой информации электронного характера, в частности, специальных радио- и телепрограмм.

С учетом изложенного, новая редакция п. 2 ст. 15 Закона по приватизации могла бы звучать следующим образом:

«информационное сообщение о продаже государственного имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с обязательной ссылкой в данном сообщении на электронный интернет-адрес продавца приватизируемого имущества».

Полагаем, что указанные выше изменения в Законе будут способствовать повышению качества надлежащего информационного обеспечения приватизационного процесса.

Необходимо обратиться к вопросу эффективности и достаточности тех способов приватизации, которые предусмотрены рассматриваемым нормативным правовым актом.

Как известно, указанные в Законе о приватизации 2001 г. способы носят исчерпывающий характер. Однако это вовсе не означает, что иные возможные варианты (способы) приватизации государственного или муниципального имущества не могут рассматриваться хотя бы на теоретическом уровне. По крайне мере, в юридической литературе этот вопрос является весьма обсуждаемым.


Можно обозначить две очевидные причины, лежащие в основании данной дискуссии.

Во-первых, анализ приватизационного законодательства ряда зарубежных стран показывает, что такой неотъемлемый признак российской приватизации, как отчуждение имущества в собственность физических или юридических лиц, для иностранных систем правового регулирования приватизационных отношений не является обязательным. Например, в Бразилии среди способов приватизации можем встретить такие, как передача в аренду имущества компании, предоставление права управления собственностью и распоряжения имуществом на определенный срок и др.

Во-вторых, размышления практикующих юристов, а также ученых, занимающихся исследованием вопросов приватизации, на тему о возможности внесения дополнений в перечень способов приватизации, установленный в Законе, во многом продиктованы вопросами экономического характера. Что имеется в виду?

В последнее время в научных исследованиях получила освещение проблема государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Эта проблема имеет «сквозное» значение применительно к регулированию рассматриваемых приватизационных отношений и проявляется в том, что приватизация государственного имущества способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г., делает недоступным для субъектов малого предпринимательства предлагаемое к приватизации государственное и муниципальное имущество. Названная проблема, главным образом, имеет отношение к случаям приобретения недвижимого имущества - нежилых помещений, зданий и сооружений, используемых под офисы.

Как показывает практика, расходы на аренду офисных помещений являются значительной частью бюджетных затрат представителей малого, да и среднего бизнеса. В отдельных случаях непомерные расходы на аренду могут привести к банкротству малых хозяйствующих субъектов.

Таким образом, реальность заставила искать пути разрешения обозначенной проблемы.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного по теме дипломной работы можем сделать следующие выводы

правовой результат приватизации состоит в переходе права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, который включает ненормативный акт органа власти, непосредственно саму сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки.


Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и являющееся особым основанием возникновения права собственности заключается в особом в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.

В Российской Федерации процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков. Правовую норму, содержащуюся в ст. 217 ГК РФ, необходимо рассматривать в качестве общей нормы, закрепляющей основные признаки приватизации государственного и муниципального имущества, которые характеризуют ее особенности, вне зависимости от вида приватизируемого объекта.

Приватизация как основание возникновения права собственности заключается в переходе вещей из публичной собственности (государственной или муниципальной) в частную. В соответствии с ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной (публичной) собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) по решению собственника и в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Главная особенность гражданско-правового регулирования процессов приватизации заключается в том, что положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в субсидиарном порядке, т. е. только если законами о приватизации не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217). В данном случае ГК отказался от своего приоритета над иными федеральными законами, содержащими нормы гражданского права (см. п. 2 ст. 3).

Источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества видим, что имеется множество актов различной юридической силы, которые приняты различными субъектами. При этом отсутствует единый комплексный подход к формированию единых общеобязательных правил поведения субъектов приватизации, что создает проблему правового регулирования приватизации в России и препятствует ее успешной реализации. Приватизация - это взаимосвязанное явление, которое юридически и экономически обосновано, и заключается в возмездном отчуждении имущества, которое находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц с целью повышения эффективности экономики.


Субъектами отношений по приватизации, с одной стороны, являются собственники государственного и муниципального имущества, а также лица и органы, которые ими уполномочены, а с другой стороны – это лица, которые являются покупателями указанного имущества.

Характеризуя особенности нормативно правового регулирования приватизации земельных участков, необходимо обратить внимание на соотношение ГК РФ и законодательства о приватизации, сферу правового регулирования которого составляют отношения по приватизации участков земли собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Такое соотношение отражено в ст. 217 ГК РФ, согласно которой при приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, установлен приоритет Законов и иных нормативных актов о приватизации по отношению к общим нормам ГК РФ о приобретении и прекращении права собственности. Применение норм ГК РФ возможно в субсидиарном порядке, в случае, когда законами о приватизации не урегулированы конкретные отношения.

В связи с преобразованиями жилищных отношений приватизация жилых помещений стала одним из основных способов возникновения права собственности на жилые помещения у граждан.

Понятие «приватизация жилищного фонда» появилось в законодательстве России с принятием Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который впоследствии был переименован в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Понятие «приватизация жилых помещений» стало новым, как для российского законодательства, так и для мировой правовой науки.

Гражданско-правовое регулирование приватизации представляет собой комплекс правоотношений, непосредственно связанных с приобретением права собственности на жилое помещение. Так, ГК РФ фактически закрепляет понятие приватизации, переход из публичной собственности в частную, то есть приватизация распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и предназначено лишь для публичных, а не частных собственников. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений собственности в процессе приватизации необходим юридический состав, который носит комплексный характер и включает как административно-правовые факты (принятие государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта), так и гражданско-правовые факты (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора).