Файл: Государственное и муниципальное управление. Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы государственной политики по поддержке слабозащищенных категорий граждан

1.1. Понятие и характеристика категории слабозащищенных граждан

1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты слабозащищенных граждан

Глава 2. Механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.2. Основные виды поддержки слабозащищенных граждан

Глава 3. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики поддержки слабозащищенных категорий граждан

3.1. Проблемы реализации социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

3.2. Перспективы социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Механизм социальной поддержки, включающий различные приемы, методы и гарантии, позволяет обеспечить оптимальные условия жизни и удовлетворение потребностей разных социальных категорий и групп граждан.

Важнейшим элементом социальной поддержки населения в условиях перехода к рыночной экономике является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством.

При этом социальная помощь или поддержка выполняет функцию помощи отдельным категориям и группам населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойное существование: пенсионеры, инвалиды, беженцы, многодетные и малоимущие семьи и др.

Одной из самых уязвимых категорий слабозащищенных граждан выступают инвалиды.

Основными причинами, обуславливающими нуждаемость инвалидов в социальной защите, служит их неспособность, вследствие ограничения жизнедеятельности, к самостоятельному проживания, поддержания социальных связей, к обеспечению экономической независимости и т.д. Определение потребности лица, свидетельствуемого по поводу инвалидности, в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых имеющиеся нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть устранены, компенсированы или замещены.

Инвалиды – это категория населения по многим параметрам относимая к маргинальным группам. Такое положение обусловлено их низкими доходами (свыше 90 % инвалидов находятся за чертой бедности), негативным отношением работодателей к трудоустройству таких работников, несмотря на установленные квоты по трудоустройству и штрафные санкции при их неисполнении, многочисленными проблемами освоения окружающей среды в связи с ее неприспособленностью к психофизиологическим возможностям инвалидов, психологическими факторами.

Существующее в настоящее время нормативное оформление государственной политики в отношении инвалидов реализуется преимущественно через системы и институты социальной поддержки обеспечения. Но вместе с тем наблюдается ряд ее организации и деятельности: недостаток финансирования, отсутствие государственных стандартов в области социальной поддержки, недостаточное нормативно- правовое и научно-методическое обеспечение.


Изучение регионального опыта развития социальной поддержки инвалидов, осуществление мониторинга складывающейся в субъектах РФ системы социальной поддержки инвалидов дает возможность определить наиболее эффективные модели системы социальной поддержки, для определения как путей расширения оказываемых услуг, так и с целью совершенствования действующих структур их социальной поддержки, действующих в отдельных регионах.

Все вышесказанное свидетельствуют об актуальности темы, служит основой ее выбора и подтверждает необходимость ее исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Такие авторы, как Е. Холостова, Д. Зайцева, С. Степухович, Э. Наберушкина, Т. Малеева в своих работах раскрывают статус инвалидов в социальной структуре общества1.

Социально-правовой статус людей с ограниченными возможностями на современном этапе развития российского общества проанализирован в работах Т.М. Пушкиной, В.В. Лябина, С.Н. Кавокина, Н.Ф. Дементьевой1.

Особенности занятости социально-незащищенных групп населения широко рассмотрены в трудах Москалевой Е.В., Парягиной О.А., Фролова О.П. 2.

Больший вклад в исследование и развитие вопросов реабилитации внесли Аверина Е.А. Божков И.А., Бронников В.А. и другие3.

Проблема повышения степени доступности образования для инвалидов отражается в трудах Е. Авраамовой, Д. Константиновского, М. Красильниковой, О.Лавровой, И. Лошаковой, Т. Малевой, Е. Омельченко, Д. Романенковой, Е. Ярской-Смирновой.

Объектом исследования выступают категории слабозащищенных граждан как объекта социальной защиты.

Предметом исследования является нормативно-правовой процесс социальной поддержки инвалидов.

Целью работы является анализ основных направлений государственной политики в сфере социальной поддержки инвалидов.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

изучить социальный статус инвалидов;

проанализировать нормативно-правовые основы законодательства о праве инвалидов на социальную помощь;

изучить основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов;

выявить проблемы реализации социальной политики в отношении инвалидов и предложить основные пути совершенствования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды современных отечественных и зарубежных социологов, исследователей в области социальной политики, психологии, специалистов- практиков, занятых в сфере социальной работы.


Методологическую основу исследования составили: комплексный и исторический подходы, также специфические методы социологической науки: анализ статистических данных, анализ документов, вторичный анализ результатов социологических исследований.

1. Основы государственной политики по поддержке слабозащищенных категорий граждан

1.1. Понятие и характеристика категории слабозащищенных граждан

Социальная защита, социальная работа с инвалидами основывается на конституционно-правовых установках и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ.

Правовой статус инвалидов определен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Права инвалидов на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [12]

Реформы, проводившиеся в России в 1990-х гг., вызвали обострение социально-экономической ситуации, что заметно усилило влияние всех факторов, обуславливавших причины инвалидности. Наметилось отставание уровней доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления. Снизились возможности и системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения, менее эффективной стала охрана труда, ухудшалось состояние окружающей среды. Ко всему перечисленному добавлялось отсутствие навыков здорового образа жизни, употребление суррогатных спиртных напитков, распространение наркомании. Все это повлияло на рост инвалидизации населения страны и обострение проблем детской инвалидизации. [16]

В законодательстве Российской Федерации содержится определение терминов «инвалид», «социальная поддержка инвалидов», «социальная защита инвалидов». В соответствии с пунктом 1.1. федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. [10]


В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид». [7]

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту его жительства, по месту пребывания, а также по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. [8]

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро3.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Продолжающейся рост числа инвалидов в наше время заставляет совершенствовать проводимую в отношении инвалидов политику, устранять препятствия (невежество, пренебрежение, предрассудки и др.) на пути приближения общества к нуждам инвалидов, преодолевать изоляцию данной группы населения. [14]

На протяжении развития общества, особенно в течение последних 200 лет, отношение к инвалидам изменялось от обычного ухода за ними до создания системы учреждений для содержания и получения образования детьми-инвалидами, реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов, за дальнейшее развитие политики в отношении к ним. [11]

В последние десятилетия наметилась тенденция к интеграции и включению инвалидов в нормальную жизнь общества, к признанию потенциальных возможностей инвалидов.

К социально-психологическим проблемам инвалидов в современном обществе исследователи относят: [16]

Личностные проблемы. Один из основных факторов успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество - это их отношение к себе, своим действиям, ближайшему окружению и наличие желания быть интегрированным. У некоторых индивидов с ограниченными возможностями активизируется стремление жить среди здоровых людей, что формирует активность и стремление к профессиональной ориентации. Однако нередко включение в среду может приносить разочарование. Это связано с тем, что вхождение в жизнь наравне с «нормальными» людьми вызывает стресс». Иными словами, разочарование и нежелание участвовать в жизни общества после первого опыта связаны не только с реальными дискриминаторными практиками, но и самовосприятием человека, которое он переносит на контакты с окружающими. Если человек всеми силами стремится интегрироваться в повседневную жизнь, а общество не предоставляет со своей стороны условий для реализации его потребностей, то он, не встретив должной поддержки, постепенно утрачивает интерес к обыденной, повседневной жизни общества. [17]


Семейная поддержка. Каждая семья по-разному реагирует на появление в своем составе человека с ограниченными возможностями:

ребенка или взрослого - неважно. Позиция семьи в отношении инвалида влияет на его дальнейшую жизнь, выбор работы, активность в обществе, отношение к себе и другим.

Нормативно-правовой аспект. Современная законодательная база определяет особые права инвалидов, к числу которых относятся:

Законы обращают внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в них говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности. Однако в реальности реализация большинства законов проходит формально, практически все льготы заменены компенсационными выплатами, базбарьерная среда существует только в многочисленных проектах, программах и отчетах. [8]

Отношение общества. Для продуктивного взаимодействия человека с ограниченными возможностями и общества необходимо преодолевать стереотипы, формировать новые модели отношения между ними2. Отношение к инвалидам здоровых - один из важнейших социально- психологических факторов интеграции.

Проблема получения образования. Основная проблематика системы образования связана с типом учреждений, в которые направляется человек с ограниченными возможностями. Чаще всего ребёнок направляется в закрытые учебные заведения, главная цель которых подготовить детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, труду и интеграции в общество. Но на практике сначала детей изолируют от общества, а затем готовят, чтобы они в него вернулись. Дети замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт.

Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к самостоятельной жизни и дальнейшему получению образования. [8]

Высшее образование также для большинства инвалидов недоступно. В первую очередь это связанно с отсутствием доступной среды для человека с ограниченными возможностями. Такая ситуация характерна для большинства учреждений высшего и среднего образования. Хотя отдельные вузы реализуют программы сопровождения инвалидов. [9]

Возможности среды. К средовым факторам, влияющим на процесс интеграции инвалидов в общество, прежде всего, относятся: приспособленность инфраструктуры и наличие рабочих мест для обозначенной категории граждан.