Файл: Государственное и муниципальное управление. Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы государственной политики по поддержке слабозащищенных категорий граждан

1.1. Понятие и характеристика категории слабозащищенных граждан

1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты слабозащищенных граждан

Глава 2. Механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.2. Основные виды поддержки слабозащищенных граждан

Глава 3. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики поддержки слабозащищенных категорий граждан

3.1. Проблемы реализации социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

3.2. Перспективы социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Социальное обеспечение предполагает осуществление мероприятий по обеспечению людей с ограниченными возможностями соответствующей работой, в том числе создание для них специализированных условий труда и организации контроля за применением их труда. Использование труда инвалидов может быть выгодно обществу и в ряде случаев представляет собой оптимальное решение. Поскольку инвалиды получают доход, а общество дополнительные трудовые и социальные ресурсы. [14]

Трудоустройство является видом социального обслуживания,

способствующего, в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособление к новым условиям труда. Для осуществления мероприятий по трудоустройству граждан, частично утративших трудоспособность, право предусматривает целый ряд специализированных услуг, связанных с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность. Динамика количества трудоустроенных инвалидов на квотируемые места представлена на рис. 1.1. [25]

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

0

3887

5938

6149

4271

3970

4080

5000

4869

5185

6286

7149

в том числе относящихся к

категории инвалидов

8806

10000

9688

численность граждан

устроенных на работу по квотам

15000

17051

20000

24179

25000

Рис. 1. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места, чел.

Из данных видно как пропорциональное сокращение квотируемых мест, так и количество мест, занятых инвалидами.

Не смотря на то, что за последние годы в стране проводится работа по нормативно-правовому, организационному, финансовому обеспечению социальной защиты инвалидов остаются нерешенными следующие проблемы:

неудовлетворительное состояние системы медико-социальной экспертизы и социальной реабилитации инвалидов. [19]

устранение несовершенства организационно-финансовых механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения1.

низкий уровень их занятости и несовершенство правового регулирования этого процесса.

Таким образом, в настоящее время в России взят курс на переход от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими людьми. [12]


1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты слабозащищенных граждан

Сфера социальной защиты инвалидов регулируются нормами права, регламентирующими отношения в областях социального обслуживания, пенсионного обеспечения, социальной помощи и т.д.

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют ст. 15 и ст. 17 Конституции2. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения. Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении. [27]

Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит: [29]

из Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования;

правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт и т.д.).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал социально-правовой основой для развертывания комплексной социальной работы с инвалидами. В нем определяются понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности» (ст. закона №1), «социальная защита инвалидов» (ст. закона №2), «медико-социальная экспертиза» (ст. №7,8), «реабилитация инвалидов» (ст. закона №9-12), «обеспечение жизнедеятельности инвалидoв» (ст. закона №13-321).

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);


необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным законом «ФЗ РФ от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»2. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»:

работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (пункт 1 статьи 25);

государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов (пункт 2 статьи 5, пункт 1 статьи 13);

квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 13)1.

В 2012 г. Россией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, направленная на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод[29]. Общими принципами Конвенции являются, в частности, уважение особенностей инвалидов, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, уважение прав детей-инвалидов. Эти принципы имплементированы в российское законодательство. [19]

Указом Президента РФ от 21.08.2012 N 1201 (ред. от 22.10.2015) «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов», создана Комиссия, которая призвана содействовать реализации полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в России. [24]

Основными задачами Комиссии являются: подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов; определение способов, форм и этапов ее реализации; подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации по проблемам инвалидов и др. [31]


В ноябре 2010 г. Правительство РФ приняло программу «Доступная среда для инвалидов» и с 2011 г. приступило к ее реализации.

Таким образом, Законы определяют государственную политику в области социальной защиты и поддержки инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в законодательной сфере российского общества, проявились в числе прочего в усилении внимания к проблемам реабилитации и социальной поддержки инвалидов, и свидетельством тому служит принятие целого ряда нормативно-правовых актов, среди которых центральное место занимают Конституция Российской Федерации, ряд Федеральных Законов Российской Федерации («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»), Указы Президента.

Глава 2. Механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

Социальная политика Российской Федерации представляет собой часть общей политики государства, регулирующей отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан. [21]

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.


Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Основной перечень гарантий, обеспечиваемых инвалидам в Российской Федерации:

Проведение реабилитационных мероприятий.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. [17]

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. [22]

Основные направления реабилитации инвалидов:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;

социально-средовая, социально-педагогическая, социально- психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает:

использование инвалидами технических средств реабилитации;

создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур;

пользование средствами транспорта, связи и информации;

обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, включенных в федеральный перечень, который утверждается Правительством РФ, а именно:

восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);

реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);

санаторно-курортное лечение; - протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;

обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).