Файл: Государственное и муниципальное управление. Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы государственной политики по поддержке слабозащищенных категорий граждан

1.1. Понятие и характеристика категории слабозащищенных граждан

1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты слабозащищенных граждан

Глава 2. Механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.1. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении слабозащищенных граждан

2.2. Основные виды поддержки слабозащищенных граждан

Глава 3. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики поддержки слабозащищенных категорий граждан

3.1. Проблемы реализации социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

3.2. Перспективы социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, указанных ниже), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размер пенсии по инвалидности определяется в зависимости от группы инвалидности. [21]

Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Социально-бытовое обслуживание, являясь одной из форм социального обслуживания, направлено на социальную адаптацию и реабилитацию инвалидов, поддержание и обеспечение их жизнедеятельности в быту, а также на защиту их прав и законных интересов.

Социально-бытовое обслуживание включает в себя комплекс социально-бытовых услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. [31]

Социально-бытовое обслуживание инвалидов может осуществляться:

на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (полустационарное социальное обслуживание);

в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарное социальное обслуживание);

в форме срочного социального обслуживания;

в форме социально-консультативной помощи.

Развитие данных направлений социальной помощи инвалидам в России имеет положительную динамику, расширяются формы и методы оказания социальной поддержки, увеличивается финансирование, и как следствие качеств оказываемых услуг. [18]

Таким образом, различные виды социальной поддержки занимают важное место в системе социальной защиты инвалидов. Инвалидность считается одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом. [14] Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно возрастает, в этой связи углубляются проблемы их социальной адаптации и защиты.


Глава 3. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики поддержки слабозащищенных категорий граждан

3.1. Проблемы реализации социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. [21]

К сожалению, жизненно важные предметы инвалиды не всегда получают оперативно и своевременно. Такая проблема зачастую возникает из-за того, что денег из федерального бюджета на эти цели выделяется недостаточно. Но одновременно с сокращением финансирования наблюдается еще одна тенденция – значительное увеличение расходов на выплату компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные средства реабилитации. По расчетам, на выплату такой компенсации до конца года будет израсходовано 22 млн. рублей – это примерно четверть от выделенных государством денег. [24]

Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания населения в автономном округе не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к объектам социальной сферы, в частности к качеству предоставляемых услуг населению, обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности. Большинство учреждений расположены в приспособленных зданиях, построенных в 1970 - 1980 годы.

В неудовлетворительном состоянии находятся помещения учреждений социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, размещенные в приспособленных ветхих деревянных зданиях. Из 17 занимаемых помещений нуждаются в реконструкции 2, находятся в аварийном состоянии 2, размещаются в ветхих зданиях 10. [24]


Не обеспечена в полном объеме потребность населения автономного округа в специализированных стационарных учреждениях: детском доме- интернате для детей с физическими недостатками, специальном доме- интернате для престарелых граждан и инвалидов, психоневрологическом интернате. [17]

Строительство и реконструкция объектов государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств бюджета автономного округа и программы «Сотрудничество». Внебюджетные источники отсутствуют из-за высокой стоимости строительства объектов и отсутствия у сторонних организаций заинтересованности в капитальных вложениях в развитие учреждений, осуществляющих обслуживание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. [34]

В округе существует недостаточная доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, и это несмотря на то, что с 2004г. на территории округа поэтапно реализовывались следующие целевые программы формированию беспрепятственного доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Инвалиды - колясочники живут, зачастую, в неприспособленных жилищах, при отсутствии лифтов и пандусов, в результате не могут из-за наличия ступеней покинуть жилище, или попасть в образовательное учреждение. Неприспособленность общественного транспорта, препятствует его использованию инвалидами. [35]

Следствием этого является высокая социальная зависимость людей пожилого возраста с ограниченными возможностями, что негативно отражаются на образовательном и культурном уровне, качестве их жизни. Поэтому обеспечение доступной среды жизнедеятельности для людей пожилого возраста с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений социальной политики органов государственной власти.

Недостаточно развита сеть специальных общеобразовательных учреждений. К сожалению, в ряде случаев контроль за состоянием специального (коррекционного) образования в регионах осложнен отсутствием в некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации специализированных отделов или секторов. [33]

Также в округе отмечается нехватка специалистов по специальному (коррекционному) образованию. Имеет место дефицит профессионально подготовленных кадров для системы социального обслуживания детей- инвалидов. Из более, чем 8 тыс. учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, только около 10% имеют специальное дефектологическое образование. Повышение численности инвалидов приводит к еще большему обострению проблемы кадров. [37]


Сохраняют актуальность проблемы создания доступной среды, улучшения качества реабилитационных мероприятий, совершенствования механизма межведомственной координации в сфере обеспечения комплексной реабилитации инвалидов. Наибольшую остроту имеет проблема обеспечения трудоустройства инвалидов, в том числе на специально оборудованные рабочие места.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. [12]

3.2. Перспективы социальных программ по поддержке слабозащищенных граждан

Таким образом, для преодоления всех имеющихся проблем социальной поддержки инвалидов необходима переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий инвалидам по каждому из сфер жизнедеятельности. [34]

Существующая законодательная база и организационно- функциональные структуры федерального, регионального подчинения, а также различные негосударственные организации обеспечивают комплексную реабилитацию инвалидов, но проблемы существуют.

К основным направлениям совершенствования социальной политики по поддержке инвалидов в округе должно стать дальнейшее развитие системы инклюзивного образования для детей-инвалидов, необходимо предусмотреть создание системных образовательных комплексов как результата взаимодействия учреждений, осуществляющих психолого- педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями. Важно создать необходимые условия, связанные с комплексной подготовкой таких детей индивидуально для включения их в обычные классы, при этом интегрированные дети должны оставаться постоянным объектом мониторинга их адаптивной устойчивости и успешности, а также консультационного сопровождения. [37]

Система помощи совместно с общеобразовательной школой должна на выпуске участвовать в поиске и подборе дальнейшего образовательного маршрута такого ребенка в начальное профессиональное, среднее и высшее профессиональное образование.


Значение данного направления социальной поддержки заключается в том, что инклюзивное образование, являясь формой организации образовательного процесса, при использовании которой обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками, решает комплекс важнейших социально-педагогических задач, в числе которых: взаимная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников; использование реального примера для детей с ограниченными возможностями здоровья - того, к чему они могут стремиться; участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе обучения и воспитания, что, несомненно, способствует их интеграции в современное общество. [19]

Актуальность мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов усиливается на фоне увеличения инвалидизации трудоспособного населения. Повысить результативность мероприятий по содействию занятости инвалидов в округе можно за счет системного подхода к содействию занятости инвалидов, объединяющего три основные направления: подготовку безработных инвалидов к труду, адаптацию имеющихся и создание новых рабочих мест и совершенствование помощи в трудоустройстве, включая помощь в развитии частного предпринимательства. [17]

Подготовка взрослых безработных инвалидов к труду предполагает создание системы реабилитационных учреждений. Однако, учитывая длительность и затратность их создания в сегодняшних условиях реабилитация инвалидов могла бы осуществляться на базе действующих учреждений образования, социальной защиты, занятости и, конечно, медико- социальной экспертизы, где инвалиды могли бы получать услуги профориентации, психологической помощи, в случае необходимости, профессиональную подготовку (переподготовку) и консультирование по поводу будущей деятельности. [30]

Органы службы занятости, являясь посредниками между работодателями и безработными инвалидами, должны обладать максимально возможным объемом информации о трудовых намерениях инвалидов и особенностях их заболеваний, вызывающих трудовые ограничения, так же, как и о характеристиках рабочих мест и условиях труда, не причиняющих ущерба здоровью работника-инвалида. Для этого служба занятости должна располагать обученными для работы с инвалидами кадрами, подготовка которых позволяла бы проникать в глубь проблем, вызванных инвалидностью, учитывать не только вид заболевания и его последствия, но и прогноз социализации, отношение инвалида к своему новому положению. [12]