Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоций человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жесты очень хорошо демонстрируют эмоциональное состояние человека (сжатые ладони в кулаки свидетельствуют о сдерживаемой агрессии, трясущиеся руки – о волнении, скрещенные на груди – о стремлении закрыться от собеседника и т.д.).

Причем, если речь человек может контролировать достаточно хорошо (подбирает слова, тщательно выстраивает предложения), то жесты поддаются контролю достаточно меньше, так как являются посылом бессознательного.

М. Аргайл изучал особенности жестикуляции в разных культурах и у разных народов. Отмечается, что проявления жестикуляции зависят от типа темперамента, а также от ведущего канала восприятия индивида. Так, в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.

В процессе речи каждое слово человека сопровождается мимикой, а когда человек молчит, мимика отражает его мысли. Поэтому очень важно в процессе общения видеть собеседника.

По так называемым мимическим морщинам можно определить, склонен человек к пессимизму или он оптимист (если морщинки имеют направленность вниз, то это пессимист, если морщинки как бы образуют солнечные лучи – это оптимист).

Если человек имеет определенные заболевания, связанные с тем, что наступает парез или паралич мимических мышц, мимическая деятельность нарушается, что может привести даже в барьерам в общении. Так, если собеседник рассказывает что-то, что его очень радует, а другой человек воспринимает информацию с «каменным лицом» из-за того, что мимическая деятельность нарушена, то у первого собеседника может сложиться впечатление, что его новости не вызывают отклика. Результатом такого общения может быть обида или даже разрыв отношений.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

По мнению А. Пиза, все тело человека несет в себе подробную информацию о его внутреннем эмоциональном состоянии, о его истинных намерениях, надо только уметь считывать эту бессознательную информацию [12]

Как уже отмечалось, в зависимости от того, какой канал восприятия является у человека ведущим (зрение, слух или ощущения), он обладает определенными особенностями проявления эмоций на невербальном уровне.

В практике НЛП невербальное проявление репрезентативной системы называется «физиологическим маркером».

Ниже приведена таблица, в которой показаны основные характерные невербальные проявления визуалов, кинестетов, аудиалов и дигиталов [4]


Таблица 1

Основные характерные невербальные проявления человека в зависимости от его ведущей репрезентативной системы

Физиологические проявления

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

Поза

Прямая, расправлена, голова и плечи приподняты

Расслабленна, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.

Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.

Тип тела

Как «тощий» так и «тучный»

Пухлый, округлый, мягкий

Четкой зависимости нет

Мягкое,
полное

Движения

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.

Движения не гибкие, обычно застывшая поза.

Форма губ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

Узкие, стянутые.

Дыхание

Высокое, грудное.

Низкое, брюшное.

В полном объеме.

Ограниченное.

Голос

Высокий, чистый, быстрый, громкий.

Низкий, медленный, хриплый.

Мелодичный, ритмичный, меняющийся.

Монотонный. прерывистый, густой.

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены.

Смотрит над толпой.

Правила общения

«Посмотри, чтобы услышать».

Скорее прикоснется, нежели посмотрит.

«Чтобы услышать, не смотри».

Никакого зрительного контакта.

Дистанция

Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.

Очень близкая, чтобы коснутся

Небольшая, но предохраняются от

прикосновений.

Отдаленная.

Характерная черта

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

При стрессе становятся сверхрациональны.

Главное слово

Красиво

Удобно

Тихо

Функционально

Из таблицы следует, что помимо жестов, мимики и пантомимики информацию об эмоциях человека несет в себе и его голос.


Kюбую эмоцию можно выразить, используя свойства человеческого голоса.

Фонетически эмоциональность проявляется путем удлинения ударных гласных, а также некоторых согласных, изменение качества звуков, перенос ударения, использование эмотического ударения вместо логического и многие другое.

Важнейшим средством передачи эмоционального состояния через голос является интонация. Так, западный специалист в области лингвистики, У. Ли, называет интонацию «термометром чувств» [15]

Способность интонации выражать разнообразные оттенки переживаемых индивидом эмоций признают как отечественные, так и западные психологи.

Л.Р. Зиндер предлагает различать в интонации два аспекта: коммуникативный в эмоциональный [3]

Дело в том, что в каждом акте коммуникации отражено не только то, о чем идет речь (денотативный аспект) но в отношение к сообщению со стороны говорящего (коннотативный аспект).

Формы выражения эмоций имеют психофизиологическую основу и в этом смысле являются общечеловеческими, хотя ряд факторов свидетельствует о различии интонации в каждом языке [4]

Итак, интонация является одним из основных средств передачи эмоционального рисунка в речи.

Выражение эмоционального значения достигается соотношением лексических, грамматических и интонационных средств, выступающих в речи одновременно.

Тем не менее, в ряде случаев интонация является одной из основных средств передачи эмоционального значения. Способность интонации выражать эмоции в речи отмечается в экспериментальной литературе как одна из ее основных функций.

Однако еще не в достаточной мере изучен характер и языковые закономерности взаимодействия компонентов интонации при выражении эмоций.

Нет единого мнения о том, какой из признаков, входящих в состав интонации, является ведущим при передаче эмоциональной информации.

Некоторые авторы утверждают, что в качестве основного средства выступает тембр, другие — указывают на ведущую роль частоты основного тона и так далее.

Итак, исследователи выделяют следующие голосовые данные, с помощью которых можно определить эмоциональное состояние индивида [15]:

  • интенсивность (громкость голоса);
  • тембр;
  • тональность (высота тона);
  • речевые характеристики, к которым относятся темп и использование пауз;
  • артикуляция (дикция).

Таблица 2

Выражение эмоций с помощью характеристик голоса

Интенсивность

Громкость отождествляется с компетентностью и уверенностью в себе. Особенность индивидуальной манеры говорящего может демонстрировать внутреннее напряжение собеседника или его чрезмерную увлеченность обсуждаемой темой. Повышенная громкость может быть вызвана техническими помехами.

Тембр

Придает голосу своеобразие, отражает его индивидуальность. По тембру можно определять возраст собеседника (звонкий в молодости голос постепенно становится сначала более глубоким, бархатистым, а позднее - глуховатым), понять эмоциональное состояние говорящего - радость (звонкий голос), печаль (сдавленный голос), гнев (металл в голосе)

Тональность

Раскрывает эмоциональное состояние человека: если он злится, испытывает страх или радуется, его голосовые связки укорачиваются, и голос становятся выше. Подавленное состояние или усталость — человек начинает говорить более низким голосом, чем обычно. Чтобы достичь выразительности речи, необходимо уметь изменять тональность, избегая монотонности голоса.

Темп

Зависят от темперамента человека. Но вместе с тем может меняться в зависимости от эмоционального состояния человека. Человек возбужденный говорят быстро, часто «проглатывая» окончания слов.

Паузы

Формируют ритмический рисунок речи. Необходимы для оценки реакции собеседника, для передачи инициативы и управления разговором. С их помощью можно изменять тон беседы. Отсутствие пауз в диалоге может характеризовать состояние собеседника, как тревожное, возможно, он боится быть непонятым или опасается нежелательного поворота беседы.

Артикуляция

Подсознательно ассоциируется у слушателя с четкостью формулировок (человек уверен в себе, он хорошо знает то, о чем говорит)


Выражение эмоций в процессе общения происходит как на вербальном уровне, когда мы напрямую говорим собеседнику о своих чувствах и переживаниях, так и на невербальном уровне, когда через характеристики голоса, нашу мимику, жесты и пантомимику собеседник понимает наши эмоциональные переживания, даже если мы порой хотим их от него скрыть.

Наиболее полную и ценную информацию о эмоциональном состоянии человека несет именно невербальный канал коммуникации, так как именно на этом уровне происходит проявление бессознательных переживаний и порывов человека, истинных, не обработанных сознанием.

Умея «читать человека, как раскрытую книгу» (так говорил А. Пиз), мы можем понять его мысли и поступки, верно оценить его поведение и настроение, выявить истинные мотивы и намерения и, следовательно, выстраивать более эффективную для всех сторон коммуникацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная исследовательская работа посвящена изучению особенностей проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне в процессе коммуникации между людьми.

Жизнь человека не мыслима без общения. В процессе общения происходит не только обмен информацией, но и обмен эмоциями. В процессе коммуникации собеседник «транслирует» нам свои эмоциональные переживания.

Человек о своих переживаниях может просто нам рассказать, подобрав нужные слова, а может и не говорить, но все равно нам становится ясно, что он чувствует. Это связано с тем, что эмоции в процессе общения передаются не только посредством языка, вербально, но и на невербальном уровне, через характеристики голоса, через жесты, позу, мимику, походку, положение тела при разговоре и даже через дистанцию которую принимает собеседник в процессе коммуникации.

Невербальный канал несет в себе «львиную» долю информации об эмоциональном состоянии собеседника, причем эта информация формирует у нас истинное представление о том, что испытывает человек, что он хочет от нас скрыть, как он к нам относится и т.д.

Уметь понимать особенности проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне в процессе коммуникации дает возможность избежать многих противоречий и конфликтов, обеспечивает истинное понимание мотивов и потребностей собеседника, установить более тесные контакты при взаимодействии, повысить продуктивность деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 2017
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 2017
  3. Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2016
  4. Дилтс Р. Фокусы языка. – СПб., 2015
  5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2016
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2017
  7. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж, 2015
  8. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 2016
  9. Лотоцкая Ю. Мы говорим на одном языке? // Люди дела. – 2013. - №7
  10. Любимов А. Мастерство коммуникации: Ч. 1. – М., 2014
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2017
  12. Пиз А. Язык телодвижений. – СПб., 2016
  13. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб., 2015
  14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю, Головин. – Минск, 2016
  15. Татаров Н. Язык чувств. – СПб., 2015