Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоций человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Проблема межличностного взаимодействия людей в процессе коммуникации справедливо считается одной из наиболее актуальных проблем в психологии.

В процессе общения людей между собой происходит обмен не только на когнитивном и поведенческом уровне (то есть передача информации, побуждение к действию), но и на эмоциональном уровне. Благодаря тому, что мы можем в процессе общения воспринимать эмоции собеседника, а также «сообщить» ему о своих эмоциональных состояниях, происходит сближение людей, они могут оказать друг другу поддержку. Благодаря эмоциональной составляющей коммуникации происходит зарождение чувств: привязанности, дружбы, любви и т.д.

Изучением вопросов, касающихся природы, механизмов возникновения, функций, классификации эмоций, влияния их на жизнь и поведение индивида занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин и др.

В процессе коммуникации собеседник может рассказать о своих эмоциях, но иногда мы и без слов можем понять эмоциональные переживания другого человека. Это происходит потому, что эмоции «транслируются» не только на вербальном, но и на невербальном уровне.

Выражение эмоций на вербальном и невербальном уровне имеет свои особенности, знание которых дает возможность выстраивать эффективную коммуникацию, активно взаимодействовать друг с другом.

Исходя из этого, проблему изучения особенностей проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения.

Итак, цель данной работы – изучить особенности проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне.

Объект исследования – эмоции как психический процесс

Предмет исследования – каналы коммуникации (вербальный и невербальный)

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему эмоций в психологической литературе;
  2. Охарактеризовать виды эмоций и эмоциональных состояний индивида;
  3. Рассмотреть понятие коммуникации
  4. Выявить особенности проявления эмоций на вербальном и невербальном уровне коммуникации

В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ и синтез литературы по проблеме, классификацию и обобщение.


Данная работа может быть полезна студентам и преподавателям психологических дисциплин, изучающих проблему эмоциональной сферы личности.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоциОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА в психологической науке

1.1. Эмоции как психический процесс

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему [6]

Эмоции в первую очередь обусловлены особенностями ситуации. То есть эмоции выражают личностное оценочное отношение человека к актуальной или возможной ситуации. Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций.

Истоки эмоций лежат в сфере потребностей и мотивов. Удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоции, при ситуации, препятствующей удовлетворению насущных потребностей индивид испытывает негативные переживания [6]

Эмоции возникли в процессе эволюции для определения биологической значимости внешнего воздействия.

Эмоции сопровождают любые проявления активности индивида. Это главный механизм регуляции его психической деятельности. Так, выходя из-под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, влияют на его здоровье.

Иногда эмоциональные реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие чего возникают новые эмоциональные состояния.

В результате этого человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных не только удовлетворением физиологически важных для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия [6]

Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.


Доминирование в мотивационной сфере личности подобных эмоций по-разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность совершения противоправных нарушений.

Более емким и в большей степени социально, интеллектуально насыщенным проявлением психики по сравнению с эмоциями являются чувства, которые так же, как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отношение человека к окружающему миру [3]

Эмоции формируются в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и, одновременно, являются побудителями к этой деятельности.

Однако, если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

В литературе выделяют следующие функции эмоций [3]:

  1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция связана с приспособлением к среде и ее основная цель – предупредить индивида об изменениях, происходящих вокруг него, а также о возможной опасности, возникающей вследствие этого.

  1. Регулятивная

Под воздействием негативных эмоций у человека могут развиваться различные заболевания, тогда как под воздействием позитивных может ускоряться процесс выздоровления. Эмоции индивида определяют выбор действий (активные действия при положительных эмоциях и избегание действий при негативных)

  1. Отражательная

Обобщенная оценка о значимости происходящего или ситуации. Благодаря тому, что эмоциональные состояния охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие (Например, в ситуации, когда человек находится на большой высоте или переходит дорогу при большом автомобильном потоке)

  1. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Эмоции способствуют определению вектора поиска, в результате которого достигается удовлетворение потребности и решается насущная задача.

  1. Подкрепляющая

Связана с обучением и приобретением опыта. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминается. Позитивные эмоции, связанные с конкретной деятельностью, прививают любовь к данной активности, негативные способны навсегда погасить к ней интерес.


  1. Переключательная.

Данная функция связана с доминирующим мотивом или потребностью, а также необходимостью переключаться с одной потребности (мотива) на другую. Что касается целей, то это связано с сознательно регулируемым эмоциональным состоянием.

  1. Коммуникативная

Невербальная сторона проявления эмоций (мимика, пантомимика, голос и т.д.) позволяет индивиду сообщать о своих переживаниях другим людям, передавать свои эмоциональные состояния другим (эффект заражения), а также вызывать ответные эмоции со стороны окружающих (сочувствие, сопереживание и т.д.)

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания [14]

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

В повседневной жизни эмоциональные состояния своевременно сигнализируют человеку о воздействующей на него окружающей среде, свидетельствуют о происходящих в его организме процессах, изменениях.

Эмоции и эмоциональные состояния оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений [11]

С точки зрения физиологических особенностей, эмоциональные состояния, особенно негативные, характеризуются длительным последействием и суммацией. То есть отрицательные эмоциональные состояния, наслаиваясь друг на друга, усиливают действие друг друга на индивида.


Отрицательные эмоциональные состояния также характеризуются так называемым застреванием. Таким образом, индивид, испытывая негативные переживания, зачастую не может переключиться с них на что то другое.

Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности [11]

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность.

О переживании человеком сильных эмоциональных состояний свидетельствуют различные изменения в деятельности его нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика.

Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и так далее.

Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д. [5]

Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).

Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния индивида, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность индивида, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.

Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.

Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.