Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоций человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия.

Исходя из этого, основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Отсюда следует, что эффективная коммуникация в трудовом коллективе направлена, во-первых, на решение трудовых задач, во-вторых, на сохранение индивидуальности каждого из сотрудников коллектива.

В отдельных актах коммуникации реализуются следующие функции [8]:

  • управленческая,
  • информационная,
  • эмотивная
  • фатическая (установление контакта)

По соотношению этих функций условно выделяются:

  • Сообщения побудительные – убеждение, внушение, приказ, просьба;
  • Сообщения информативные – передача реальных или вымышленных сведений
  • Сообщения экспрессивные – возбуждение эмоционального переживания
  • Сообщения фатические – установление и поддержание контакта

В литературе существует немало классификаций коммуникации как процесса. Оснований для этого много.

Например, коммуникационный акт классифицируют по средствам (26):

  • речевая (письменная или устная)
  • паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия)
  • вещественно – знаковая (продукты производства, изобразительного искусства).

По типу масштабности общения различают [3]:

  • массовую коммуникацию (в обществе в целом),
  • ограниченную (в рамках социальных групп - компаний, организаций)
  • локальную (в микрогруппах типа ассоциаций, профессиональных коллективов) внутригрупповую (в малых группах, в семье),
  • межличностную, или интерперсональную (между двумя индивидами)
  • внутриличностную или интраперсональную (между индивидом и электронными средствами передачи информации).

Имеются и другие подходы к типологии коммуникации. Так, на основе способа установления контакта выделяют [3]:

  • прямую, или непосредственную, коммуникацию - коммуникация актуализируется в форме беседы или публичного выступления перед аудиторией, что позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие, поскольку происходит обмен смысловой и оценочной информацией с одновременным использованием вербальных и невербальных средств; характерна для межличностного общения и имеет различные сферы актуализации, начиная от обмена деловой информацией и кончая сугубо личной.
  • косвенную, или опосредованную (дистантную): коммуникация носит главным образом односторонний характер и актуализируется при помощи средств массовой информации и технических средств; современные технические средства позволяют осуществлять эффективную двустороннюю коммуникацию.

В сточки зрения изучения взаимодействия людей внутри трудового коллектива важно рассмотреть особенности межличностной коммуникации.

Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга [14]

Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации [2].

Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.

Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное («слово не воробей»).

Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.

Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Основы отношений складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии.

Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор.

Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации.

Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), в межличностной коммуникации особо выделяются социально значимые функции - взаимодействие и воздействие, которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций.

На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение минимум двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.


В структуре коммуникации выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [2].

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения.

Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация.

Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой.

Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается симпатией – эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

2.2. Особенности проявления эмоций в вербальной и невербальной коммуникации

В процессе общения эмоции могут передаваться по всем его каналам: вербально и невербально. Благодаря тому, что человек в процессе коммуникации воспринимает эмоции собеседника, а также транслируем ему свое эмоциональное состояние, происходит понимание собеседника, контроль за происходящей коммуникацией, становится понятна реакция другого человека на наше высказывание и т.д. [1]


Вербальное общение по-другому называется знаковым, так как осуществляется при помощи слов. То есть основное средство вербального общения – это человеческая речь.

Речь человека может быть устной (разговор) или письменной и реализуется посредством языка.

Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения [14]

Язык используется в самых разных функциях [3]:

  • Коммуникативная. Язык представляет собой главное средство общения людей между собой.
  • Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основная часть информации об окружающем нас мире мы получаем посредством языка.
  • Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек удерживает в сознании или в виде различных записей (дневники, письма, конспекты и т.д.), которые тоже осуществляются при помощи письменного языка.
  • Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. В процессе общения человек облекает свои мысли в слова и преподносит их собеседнику, причем выстраивает свою речь, подчиняясь правилам и конструктам определенного языка
  • Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. При обращении к незнакомому человеку мы используем конкретные фразы, обращаясь к нему устно или письменно. Также язык используется для возобновления контакта (в процессе общения между людьми был какой-то перерыв, однако они вновь встречаются и продолжают общение).
  • Этническая. Язык как средство объединения народа. Язык является признаком принадлежности к определенному народу, национальности. Некоторые языки считаются «мертвыми», так как на них никто уже не говорит, но ученые стараются сохранить их.
  • Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит.

Остановимся на последней функции более подробно.

Итак, человек может рассказать собеседнику о своих переживаниях, настроении, чувствах. В каждом языке есть много слов, обозначающих тонкие оттенки эмоциональных переживаний и состояний человека: «взволнованный», «напряженный», «легкая грусть», «легкое сожаление», «чрезмерная тревожность» и т.д. Когда мы рассказываем о своем эмоциональном состоянии другому человеку, мы надеемся на понимание и принятие.


В этом случае становится важным наличие у собеседника определенных личностных качеств, которые бы способствовали восприятию и пониманию эмоций другого. К таким качествам в первую очередь относится эмпатия.

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Эмпатия дает возможность как бы встать на место собеседника и окунуться в его переживания, благодаря чему происходит понимание его поведения, поступков, убеждений и т.д. [9]

Однако, несмотря на то, что язык любой народности несет в себе огромное количество слов, обозначающих эмоции и эмоциональные переживания человека, несмотря на то, что в минуту человек может воспроизвести очень много слов в процессе общения, иногда мы можем понять эмоциональные переживания собеседника и без слов.

Это происходит потому, что эмоции передаются не только при помощи слов, то есть посредством вербального общения. Наибольший поток информации мы получаем через невербальный канал общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). ученые утверждают, что именно через этот канал мы получаем основной поток информации от собеседника (до 80 % от общей полученной информации), причем зачастую именно через невербальный канал мы понимаем истинные намерения, мотивы, мысли и эмоции другого человека [9]

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся [12]:

  • жестика;
  • мимика;
  • пантомимика.

Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов считается самым древним языком. Благодаря жестам стираются языковые границы, происходит установление контакта, понимание потребностей другого человека. Сегодня язык жестов активно добавляет общение на вербальном уровне, усиливая определенные слова, вкладывая в них дополнительный смысл и т.д.

В процессе исторического развития сформировались так называемые интернациональные жесты, то есть жесты, одинаково понимаемые большинством народов.

А. Пиз, исследуя невербальные средства общения, придавал жестам в процессе общения значимое место. Жесты подтверждают или опровергают вербальный посыл человека. Благодаря жестам можно понять, правду говорит человек, или старается что-то скрыть (например, открытые ладони всегда воспринимаются как открытость, честность, чистота намерений, а спрятанные ладони за спиной как стремление что-то скрыть, обмануть, утаить) [12]