Файл: Психофизиология. Невербальные проявления эмоций человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Виды эмоций и эмоциональных состояний индивида

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом [11]

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции [5]:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.


Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоциональные состояния индивида очень разнообразны и отличаются длительностью переживания, а также степенью интенсивности переживания.

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительные или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида [14].

В отличие от ситуативных эмоций, настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Настроение в свою очередь может влиять на эмоциональные реакции индивида в связи с происходящими событиями, меняя направление мыслей, поведение, общение, восприятие и т.д.

В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно может переживаться как общий не дифференцированный эмоциональный фон (например, приподнятое или подавленное настроение и т.д.), либо как четко дифференцированное состояние (скука, печаль, радость, удивление, страх и т.д.).

Настроение человека зависит от многих внешних и внутренних факторов.

К внутренним факторам необходимо отнести общее состояние здоровья человека, тонус нервной системы, работу желез внутренней секреции и т.д.


К внешним факторам относятся условия окружающей индивида действительности: природа, события, люди и т.д.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от таких факторов, как возраст индивида, индивидуальные особенности характера (склонность к экстраверсии или интроверсии) и темперамента, силы воли, особенностей мотивационно – потребностной сферы [6].

Настроение может «сопровождать» жизнь человека от нескольких часов, до нескольких недель, кроме того, настроение может являться особой чертой характера (склонность к пессимизму или оптимизму, экстраверсия или интроверсия и т.д.)

Настроение откладывает отпечаток на отношение человека к труду. Если человек в хорошем настроении, то даже сложная работа выполняется легче, тогда как при плохом настроении легкая работа выполняется с трудом.

Настроение очень тесно связано с самооценкой и уровнем притязаний человека. Так, у людей с высокой самооценкой чаще наблюдается позитивное, повышенное настроение, у людей с низкой самооценкой – пессимистичное настроение. Поэтому настроение может послужить фактором отказа от достижения цели, удовлетворения потребности.

Уметь контролировать настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции – важная задача воспитания и самовоспитания [13].

Беспричинные колебания настроения могут иметь патологическое происхождение, обуславливаясь такими психическими свойствами, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость (по Айзенку - психотизм), эмоциональность и т.д., и обуславливать некоторые черты характера и их выраженность (акцентуации характера) [6].

Страсть – сильное, стойкое, всеохыватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех помыслов, устремлений и сил на предмете страсти [14].

Можно встретить и такое определение страсти:

Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти [11]

То есть здесь подчеркивается положительный окрас данного чувства.

Причины формирования страсти разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, фанатизм).

Страсть лежит в основе так называемого аддиктивного (зависимого) поведения. В связи с «предметом» страсти можно говорить о страсти к азартным играм, страсти в отношениях (зависимые отношения) и т.д.


Чаще всего объектом страсти служит сексуальный партнёр, в таком случае слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя ее любви.

Страсть может приниматься, санкционироваться личностью (чаще всего это касается страсти в отношениях), а может осуждаться ею, переживаться как нечто навязчивое, нежелательность (всякого рода аддикции).

Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных компонентов [11]

Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Страсть «поглощает» индивида, полностью овладевает его мыслями, волей, поведением – и человек становится «рабом» страсти.

Однако единство нравственного, разумного начала и страсти иногда выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. Так, многие научные открытия, открытия материков обусловлены именно страстным стремлением ученых и первооткрывателей.

Таким образом, эмоции индивида различаются по силе, продолжительности, интенсивности и влиянию на активность индивида.

Эмоции – это субъективный способ оценки и демонстрации отношения человека к окружающей его действительности.

Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности индивида, развитие межличностных взаимопониманий.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1. Коммуникация как процесс межличностного взаимодействия

Коммуникация – понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Коммуникация понимается как связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами [8]


Коммуникация – это процесс, который имеет определенную структуру.

Так, Г. Лассуэл [7] предлагает следующую модель коммуникации. Любое коммуникативное действие может быть рассмотрено последовательно при помощи следующих вопросов:

• кто? (коммуникатор)

• сообщает что? (сообщение)

• по какому каналу? (канал связи)

• кому? (рецепиент)

• с каким эффектом? (результат)

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Модель Г. Лассуэлла сегодня «хрестоматийно» называется линейной, «однонаправленной», бихевиористской (коммуникация понимается как прямое воздействие на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию по принципу: стимул - реакция/ S-R).

Эту модель критиковали не только за «линейность», «направленность» в одну сторону, но также и за отсутствие в ней такого важнейшего элемента коммуникации, как цель.

К линейным моделям помимо модели Лассуэлла относят модели коммуникации Дж. Гербнера, К.Шеннона и У. Уивера, а также к этой группе относят модели У. Шрамма, Р.О. Якобсона и др. [7].

На необходимость существования обратной связи в модели коммуникации одним из первых обратил внимание У. Шрам. Критикуя традиционную линейную модель коммуникации за то, что она однозначно фиксирует и отделяет друг от друга роли отправителя и адресата сообщений,

У. Шрамм в порядке комментария отмечал, что фактически это приводит к ошибочным представлениям о том, что коммуникационный процесс где-то начинается и где-то заканчивается. В действительности он бесконечен [7]

С этой точки зрения понимания процесса коммуникации рассматриваются так называемые нелинейные модели коммуникаций. К ним относятся диалогические, полевые, интерактивные модели М.М. Бахтина, Р. Барта и др. [8]

Две основные идеи диалогической модели М.М. Бахтина весьма существенны для понимания процесса коммуникации [8]:

  • во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего;
  • во-вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.

Итак, коммуникация – это процесс, который имеет четкую структуру, но не является одним законченным коммуникационным актом.

Любой информационный посыл коммуникатора реципиенту воспринимается и расшифровывается им, а в ответ реципиент (став уже сам коммуникатором) отправляет коммуникатору (теперь уже реципиенту) ответ, то есть дает обратную связь, которая также является информационным посылом и т.д.