Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историческое развитие государственной службы, этапы ее становления и особенности

1.1 Этапы развития государственной службы в России

1.2.Особенности государственной службы в РФ

2. Реформирование системы Государственной службы Российской Федерации

2.1. Теоретические основы реформирования государственной службы

2.2. Этапы и принципы реформирования Государственной службы

3. Анализ отдела по социальным вопросам администрации Пушкинского муниципального района г. Санкт-Петербурга как объекта системы Государственной службы

3.1. Общая характеристика отдела по социальным вопросам администрации Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

3.2. Анализ основных результатов деятельности Отдела

3.3. Анализ проблем эффективности деятельности отдела и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Содержание:

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прежде всего, это связано с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Основательно изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Повышение значимости функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом стала первоочередной необходимостью.

Слово «служба» имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Рассмотрим службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Служащий — это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие — это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания.

В современной России несколько иное представление о причинах наших бед. В частности, мы считаем, что перспективам формирования в нашей стране правового государства и гражданского общества серьезно угрожают две крайне опасные деструктивные установки: неверие в право и почти иррациональные и недоверие к чиновничеству. Но для того чтобы отношение к праву и государству изменилось, нужно, чтобы само оно тоже менялось.

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержится такое определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».


Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.

Содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполняют государственные функции. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих.

В этой курсовой работе мы обращаемся к одной из самых насущных проблем современной России – реформированию государственной службы, к концепции модернизации нашего государственного аппарата и, главным образом, к кадровому аспекту этой проблемы.

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Объектом исследования - Администрация (далее Отдел) Пушкинского муниципального района г. С.-Петербурга.

Предмет исследования – развитие и реформирование государственной службы в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

1. Историческое развитие государственной службы, этапы ее становления и особенности

1.1 Этапы развития государственной службы в России

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Древнем Риме, придавали больше значение государственной службе и управлению.


В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вольные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Однако, княжескую дружину нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине «первым среди равных» и в данном военном образовании присутствовали отношения, отличающиеся от отношений «службы»[1].

Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. В этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой государственности стала система отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. В XV веке происходит разное сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Устанавливается принцип местничества, который связывает занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Формируется единый порядок государственной (военной службы). Где в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Устанавливается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали. При воеводах ,на местах, также создаются специальные аппараты управления.

Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно - воеводская система управле ния. Государственная служба для дворян, иных служивых сословий была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Формируется и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы[2].


Царствование Петра I , восшедшего на престол в 1682 году, ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов. Происходят достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Петр I заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года. Указом закреплялось наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование. Последующим продолжением Указа о единонаследии стал - Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Табель определил новую систему чинов и должностей. Сроки службы устанавливались в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.

Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Кадры для нового государственного аппарата стали подготавливаться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Специальная подготовка и образование становятся важнейшими показателями квалификации чиновника. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Со второй половины XVIII века, при Екатерине II , система продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Радикальными актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Этими указами дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы[3].

Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.


Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ не был утвержден , тем не менее, он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят «Устав о службе гражданской», в 1834 году «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. В XIX веке был утвержден запрет родственных связей по службе. Ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей. Устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список). Увольнение производилось по прошению.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую[4].

Далее, при советской власти все это законодательство было отменено. Обуславливалось это, прежде всего, с идеями быстрого отмирания всякого государства, сломом старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе. Регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях. В 1922 году были приняты «Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях», в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.