Файл: ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ НОТАРИАТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы состоит в том, что нотариат является неотъемлемой частью любой правовой системы, одним из основных правовых инструментов, обеспечивающим стабильность имущественных отношений в гражданском обществе, гарантирующим исполнение законных прав и интересов граждан страны. Нотариат является органом, осуществляющим публично-правовые функции от имени государства. Изучение задач нотариата позволит глубже оценить специфику данного института.

Цель курсовой работы состоит в изучении задач нотариата. В связи с поставленной целью, возникает ряд задач, требующих решения, а именно:

- рассмотреть историю становления и развития нотариата в России;

- изучить принципы и задачи нотариата.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере нотариата.

Предмет исследования затрагивает вопросы государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации.

Научная разработанность темы представлена работами следующих авторов:. В своих работах они рассматривали правовое регулирование института нотариата.

Методологическую базу исследования составляют общенаучный аналитический метод познания, включающий в себя принцип системности, объективности, дедукции и индукции.

Нормативно-правовая база, касающаяся проблематики исследования, состоит из Конституции РФ, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуального Кодекса РФ, Налогового Кодекса РФ, Семейного Кодекса РФ, Основ законодательства о нотариате РФ, а также иных нормативно-правовых актов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и библиографического списка, и приложения.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ

1.1 Исторические аспекты становления нотариата в РФ

Зачатки нотариата проявились ещё во времена Древнего Вавилона, когда возникли первые признаки частной собственности и основные начала гражданского оборота с закрепляемым правом собственности. Можно отметить, что нотариат появился вместе с зарождением письменности, а именно, посредством рисунков, рукописей, люди закрепляли сделки, совершенные друг с другом. Закреплялись данные сделки или права собственности, через свидетелей. Так, можно определить, что свидетели- лица, присутствовавшие на факте закрепления права, являлись нотариусами. Так, «исторически генезис нотариата связан с развитием гражданского оборота, с объективной необходимостью содействовать лицам в формально-юридическом закреплении их действий и законных притязаний, обеспечивая их доказательность и правомерность» [43, c. 32]. Никитин М.И., Осипов А.Л. отмечают, что «следует обратить внимание на то, что, как и многие страны Европы, Россия провела частичную рецепцию римского права в части нотариальной деятельности в рамках сохранения политических, экономических, социальных, правовых, культурных и иных исторически определенных ценностей. Рецепция права была обусловлена развитием товарно-денежных и товарно-обменных отношений среди населения» [39, c. 43]. История развития Российского нотариата начинается с XVI века. Как отмечает Шаповалова Л.Л. «развитые страны Запада имеют многовековой опыт формирования и реформирования систем нотариата, практику использования их в качестве регулятора макро- и микроэкономических и социальных процессов» [44, c.4]. Таким образом, многое было принесено из стран запада, т.к. институт становления нотариата за рубежом зародился гораздо раньше.


Историки указывают, что нотариат в России зародился во времена крещения Руси, однако, ученые-юристы не приходят к единому мнению о конкретной, дате становления нотариата в России. Начало зарождения нотариата относят к X—XI вв. Считается, что на развитие права в России значительную роль сыграла церковь, отсюда, проводя параллель, можно сказать, что зарождение нотариата в России уходит своими корнями именно во времена зарождения христианства. «Нотариат России прошел длительный и сложный путь, прежде чем стал значимым, востребованным и авторитетным учреждением, играющим важную роль в формировании правовой культуры граждан и укреплении правопорядка в стране» [27, c.16]. Исследователи условно разделяют становление института нотариата на три периода: «развитие нотариата со времен возникновения до 1917 года; советский период развития нотариата (1917-1991 годы); современный период развития нотариата (1991 год - по настоящее время)» [26, c.41].

Первыми российскими источниками права, регулирующими нотариальную деятельность, являлись Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 г., а также Судебник 1550 г. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

В XVI в., такие работники как писцы, площадные подьячие образуют особое профессиональное сословие, которое осуществляет подтверждение совершения сделок за вознаграждение. «При царе Алексее Михайловиче роль нотариусов перешла к стрельцам, которые за свою работу не получали жалования от государства. Плату они брали с тех лиц, которые обращались к ним за услугой. Такая плата называлась «писчее», «пошлина» или «могарыч» [21, c. 272].

Согласно Соборному уложению 1649 г. на стороны сделки была возложена обязанность совершать сделки только через площадных подьячих. Так, «по Соборному уложению 1649 года, стороны совершали сделки ("крепость") через площадных подьячих, с последующей регистрацией в Поместном приказе» [19, c. 78].

Обязательным было составление справки к последующей регистрации в Поместном приказе. Акты, составленные площадными подьячими необходимо было регистрировать в книгах в приказах и только после этого они поступали в Печатный приказ, где они скреплялись государственной печатью.

Следующий этап развития нотариата охарактеризован периодом правления императора Петра I. В данный период становление института нотариата шло по пути формирования государственных органов, которым было передано право совершения всех сделок. Нотариальные сделки совершались на гербовой бумаге, за что и взималась плата — пошлина. Однако, при реформах Петра I, нотариальной системы, как единого органа орган для совершения актов, сформировано не было.


Следующим этапом развития нотариата является правление Николая I, при котором расширялись профессиональные обязанности нотариусов, стали появляться нотариусы исключительно для торговых сделок и биржевые нотариусы. «Письменный акт, который они составляли, поступал для рассмотрения в присутствие суда, где устанавливались личности сторон, их права на имущество, затем на документе ставили отметку "совершить по закону" и направляли обратно надсмотрщику, который вносил документ в учетную книгу» [33, c. 19]. Стало возможным обеспечение права возмещения вреда, причинённого нотариусом. Также были созданы при палатах гражданского суда, а в уездах — при уездных судах, особые крепостные отделения, состоящие из крепостных писцов и надсмотрщиков. Составленный крепостными писцами и надсмотрщиками письменный акт поступал на рассмотрение присутствия суда.

С течением времени организация и деятельность российского нотариата развивалась и совершенствовалась. В законодательстве стали закрепляться жесткие требования к лицам, желающим претендовать на должность нотариуса. К таким требованиям относились: гражданство, возраст, стаж профессиональной деятельности, нравственные качества претендента.

Правовые реформы Александра II определили местонахождение нотариусов «совместно с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должности по судебному ведомству при судебных местах» [39, c. 45]. Законодательно закрепилось место нотариусов в столицах, губернских и уездных городах, уездах. Как отмечает Треушников М.К., «они заведовали совершением актов и иными нотариальными действиями на основании особого Положения о них. Данные действия осуществлялись под наблюдением судебных мест» [22, c. 144]. Принятое 14 апреля 1866 г. Положение о нотариальной части в рамках Учреждения судебных установлений, стало первым всеобъемлющим актом, регулирующим нотариат на территории Российской империи. «В статье 11 Учреждения судебных установлений было закреплено нахождение нотариуса при судебных местах» [34, c. 39]. Со времени принятия этого акта, нотариус был признан лицом, наделённым властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Принятие Положения о нотариальной части привело к значительному сужению чиновничьего аппарата, а именно, были ликвидированы учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов) и должности публичных нотариусов.

Октябрьская революция 1917 года самым коренным образом коснулась института нотариата. Так, в 1918 году, в ходе проводимых реформ, нотариат был упразднен вместе с некоторыми институтами судебной системы- судебными следователями, прокурорским надзором и присяжной и частной адвокатуры. Так, нотариальные конторы были закрыты, а функции нотариусов распределены между другими органами власти- отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями и т.д., при этом осталась необходимость подтверждения наследственных прав и права собственности. «Данная функция была возложена на местные Советы, где создавались особые нотариальные отделы, во главе которых стояли народные нотариусы (позднее нотариальные столы)» [28, c. 67]. Однако, продлилось данное положение недолго, т.к. возникли сложности исполнения некоторых процедур, входивших в компетенцию нотариата и в 1919 году данный институт вновь вернули в органы судебной власти в городах и уездах. Как отмечают историки, «количество государственных нотариальных контор регулировалось и закреплялось Народным комиссариатом юстиции» [36, c.45]. Компетенция нотариусов в этот период стала крайне узка и сводилась к удостоверению различного рода обстоятельств, свидетельствованию верности копий с документов и подлинности подписей. Так или иначе, сделки, проводимые между сторонами экономического оборота, в частности между частными лицами и государственными организациями, были недействительны без нотариального удостоверения.


Реформы 1992 года и последующая экономическая модернизация страны потребовали более широких полномочий от данного органа. «В начале 90-х годов в России действовало около 4,5 тысяч государственных нотариусов. В 1992 году число их увеличилось еще на 6001» [30, c. 109]. Так, положения о государственном нотариате нашли отражение в Декрете СНК РСФСР от 04.10.1922. Указанное Положение определяло нотариат как самостоятельное государственное учреждение, входящее в систему органов юстиции. Положение определило следующие «функции нотариата:

- засвидетельствование договоров, заключаемых между различными лицами гражданско-правового оборота;

- совершение протеста векселей;

- засвидетельствование доверенностей, копий документов, выписок из торговых книг и подлинностей подписей;

- удостоверение бесспорных обстоятельств;

- принятие на хранение документов» [14].

Заработанная плата нотариусов исчислялась из государственного бюджета. Как отмечает Москаленко И.В., «первым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность нотариата, стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата» [38, c. 43], принятое ЦИК и СНК СССР 4 мая 1926 г. Согласно положениям данного постановления, нотариальные функции были возложены на государственные нотариальные конторы.

Экономические реформы, начавшиеся в 1990 –х годах, а именно, приватизация и изменение форм собственности в России, потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата. Реформирование всех систем власти государства, обусловило выделение нотариального права в отдельную, самостоятельную отрасль права.

Последнее реформирование данного института связано с принятием Гражданского Кодекса РФ, а следом, и реформирование всего законодательства. Так, нотариат признан «профессиональной деятельностью, не преследующей своей целью извлечение прибыли, чем и вернули нотариусам их историческую функцию» [42, c. 58].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что институт нотариата один из самых древних институтов, свидетельствующий о правомерности гражданских отношений.

На данный период времени, преобразования института нотариата значительно сузили его полномочия, по сравнению с нотариатом советского периода, хотя советское время в большей степени времени характеризуется отсутствием рыночных отношений и частной собственности.


1.2 Понятие и сущность нотариата

Сам термин "notarius" произошел от латинского слова "nota", что означает "знак". Как утверждает Гомола, А.И., «еще во времена Древнего Рима, нотариусами прозвали писцов, которые оформляли документы по различным сделкам. Записей они вели достаточно много, требовалась быстрота выполнения, поэтому в основном они были в виде стенографических знаков» [16, c. 9].

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате, «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [9].

Законодательство точно высказывает основы нотариата, поэтому, ученые юридические деятели не имеют разногласий в понятии «нотариата».

В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, определяют, что «нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц» [20, c. 6].

Мусин А.В. определяет нотариат как «…систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав» [17, c. 305].

Некоторые авторы рассматривают нотариат через систему действий, оказываемых органом. Так, Черемных И.Г. определяет нотариат как «систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и общества в целом» [30, c. 99]. Марченко М.Н. указывает, что «нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий» [32, c 403].

Остапенко И.А. высказывает, что «нотариат - это публично-правовой, правозащитный, правоприменительный институт, состоящий из системы органов и должностных лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законами призваны обеспечить стабильность гражданского оборота, а также осуществлять функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации» [40, c. 165].