Файл: ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ НОТАРИАТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые авторы используют комплексный подход к определению понятия нотариат. Так, Тарбагаева Е. Б. указывает, «система нотариата… определена … посредством указания на субъекты, уполномоченных законом совершать нотариальные действия именем РФ» [29, c. 10].

Определение Тарбагаевой Е.Б. представляется интересным, поскольку она определяет нотариат через призму комплексного исследования его задачи и функций, а именно, через систему нотариальных органов, должностные инструкции нотариуса, предмет ведения, и форму нотариальной деятельности.

Подход Стенешко Л.А. интересен тем, что раскрывает нотариат как «правовой институт призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [28, c. 11].

Сущность нотариата состоит в том, чтобы обеспечить законность приобретаемых прав и закрепление их в юридической форме.

Следует заметить, что нотариусы относятся к должностным лицам, и, тем самым, для сохранения беспристрастности, не имеют права совмещать несколько видов деятельности. Данное положение негативно сказывается на территориях, находящихся в отдаленных уголках нашей страны, где содержать нотариуса, попросту, нерационально. «В подобных населенных пунктах, где отсутствует нотариус, орган местного самоуправления принимает решение, либо принимает распоряжение о возложении полномочий по совершению нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц данного органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо» [18, c. 36]. В данное время, в России число практикующих нотариусов катастрофично мало, однако, «Государственная политика направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны» [46].

Нотариат, руководствуясь действующим законодательством, требует его соблюдения от всех заинтересованных в его услугах лиц. Так, «нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости» [31, c. 31]. Отсюда вытекает, что, обеспечивая законность действий, нотариат фактически выполняет функцию по предупреждению правонарушений. Так, ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате определяет, что «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [9].


Оказывая большое влияние на участников экономической сферы отношений, нотариат предупреждает множество правонарушений, посягающих на права и свободы физических и юридических лиц. При выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариат защищает имущественные права граждан от нарушений в данной сфере. При выявлении правонарушений, нотариат сообщает о нем в соответствующие органы, оказывая при этом сотрудничество в целях пресечения преступления.

Будет верным отметить, что нотариат прежде всего состоит из нотариальных действий, однако, понятие нотариального действия законодателем не дано. В юридической литературе под нотариальным действием понимается, «во-первых, содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия)» [23, c. 315].

Помимо вышесказанного, Черемных Г.Г. и И.Г. отмечают, что «нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости» [31, c. 31].

Следует отметить, что, в отличие от судебных органов, нотариат рассматривает только те дела, в которых спор отсутствует, таким образом, основной целью нотариата является придание сделке юридической силы на законных основаниях.

Ещё одним признаком нотариата является то, что, согласно ст.22 Основ законодательства о нотариате РФ, «за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» [9]. Данное положение указывает на то, что нотариус является незаинтересованным в получении прибыли лицом, а все тарифы за его деятельность строго регламентированы. Помимо вышесказанного, нормы статьи 22 Основ нотариата указывают, что деятельность нотариуса является совершенной с момента заключения сделки, т.е. с момента уплаты государственной пошлины. Таким образом, «сущность нотариальных действий проявляется в том, что каждое из них, по сути, делегировано государством, что означает, что они имеют государственно-властный характер, хотя и осуществляются в своей подавляющей части негосударственными органами - государственным и частным нотариатом, органами местного самоуправления» [37, c. 9].


Подводя итог вышесказанному, следует, что институт нотариата один из самых древних институтов, свидетельствующий о правомерности гражданских отношений. Сущность нотариата состоит в том, чтобы обеспечить законность приобретаемых прав и закрепление их в юридической форме. Нотариат, руководствуясь действующим законодательством, требует его соблюдения от всех заинтересованных в его услугах лиц. Обеспечивая законность действий, нотариат фактически выполняет функцию по предупреждению правонарушений. нотариат прежде всего состоит из нотариальных действий, и является незаинтересованным лицом при заключении сделок. Функционируя на грани публичных и частных интересов, нотариат является неким связующим звеном между государственной и гражданской деятельностью.

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ НОТАРИАТА

2.1 Функции и принципы нотариата

В России существует два вида нотариата- государственный и частный, однако, сейчас всё большие обороты набирает именно частный нотариат. Законом определено, что сделки, совершенные как государственным, так и частным нотариусом имеют равную юридическую силу [9]. Кононов А.Л. отмечал, что «как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов» [11].

Государственное регулирование нотариата можно рассматривать в двух аспектах: - в широком понимании, - это деятельность государства, осуществляемая его органами, нотариатом; - в узком понимании, - это правовое регулирование государством деятельности нотариуса.

К государственному регулированию прежде всего относится механизм реализации полномочий, которыми наделен данный орган. Это назначение на должность и прекращение должности, квалификационные экзамены, контроль над деятельностью органа [9].

Принципы государственного регулирования нотариата основаны на положениях Конституции РФ [1], а также регулируются иными нормативно-правовыми актами.

Относительно принципов деятельности нотариата, следует отметить высказывание В.В. Ралько, который делит «данные принципы на две группы: конституционные (содержащиеся в Конституции Российской Федерации) и отраслевые (присущие только деятельности нотариата) Исследователи в области нотариального права приводят схожие позиции относительно принципов деятельности нотариата» [25, c. 6].


Р.И. Вергасова же разделяет принципы государственно-правового регулирования деятельности нотариата на:

- «организационные принципы (независимость и беспристрастность деятельности нотариата; ее публичный характер; осуществление специально уполномоченными лицами; равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов; обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальной палате субъекта; обжалование нотариальных действий или отказов в их совершении);

- функциональные принципы (равенство физических и юридических лиц при осуществлении нотариального делопроизводства; процедурно-процессуальный характер деятельности нотариуса; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства);

- конституционные принципы (законность, равенство всех перед законом и судом; принцип совместного ведения нотариатом Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации);

- отраслевые принципы (принцип тайны совершения нотариального действия, принцип исключительности нотариальной деятельности, принцип учета деятельности нотариусов и другое)» [15, c. 234].

Главным принципом в работе нотариата является принцип законности, который определяет верховенство закона на всей территории страны. В том числе и в деятельности нотариата. За нарушение данного принципа нотариусы несут ответственность, что прямо установлено в статье 1 Основ законодательства РФ о нотариате.

Равенство всех перед законом и судом- прямо регулируемый Конституцией РФ- выражается в том, что нотариус «занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона» [9].

Принцип независимости и беспристрастности прямо вытекает из законодательства о нотариате, где, ст. 5 Основ определяет, что «нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами» [9].

Принцип справедливости определяется положением, в котором «при принятии решения нотариус должен руководствоваться справедливостью и ограничиваться законом» [12].

Принцип публичности нотариата означает, что нотариус «осуществляет свои действия от имени Российской Федерации» [9], тем самым, обладая государственно-властными полномочиями в сфере защиты прав и интересов физических и юридических лиц.


Принцип равноправия охарактеризован тем, что деятельность нотариусов имеет равную юридическую силу независимо от вида нотариальной деятельности. Так, ст. 2 Основ определяет, что «при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу» [9].

Принцип квалифицированности нотариусов указывает на то, что «нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен» [9]. Таким образом, нотариальная деятельность осуществляется только высококвалифицированными специалистами, а наделение их полномочиями проходит в установленном законом порядке.

Принцип равенства граждан при осуществлении нотариального действия определяет, что «нотариус стоит на защите прав и законных интересов, как граждан, так и организаций, и нотариальные действия должны быть совершены независимо оттого, какой субъект гражданского права обратился за их совершением» [26, c. 25].

Принцип процедурно-процессуального характера деятельности нотариуса означает, что «все делопроизводство у нотариусов ведется с четким соблюдением Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации 16 апреля 2014 года» [13].

Принцип национального языка означает, что «делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком» [9].

Принцип совместного ведения установлен в ст. 72 Конституции России и указывает, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат» [1].

Принцип тайны совершения нотариального действия устанавливает, что «нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения» [9]. У данного принципа есть исключения, касающиеся разглашения информации по требованию органов при производстве следственных или иных действий. Так, ст. 5 Основ указывает, что «сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями» [9].