Файл: ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ НОТАРИАТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип исключительности нотариальной деятельности выражается в том, что ст. 6 предусмотрено, что нотариус не вправе «заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров» [9].

На нотариат возлагаются определённые функции, которые отражают направление его деятельности. Функции нотариата вытекают из публично-правовой деятельности, относящейся к компетенции данного органа.

Функции нотариата определяют его место в правовой системе РФ. Так, социальная функция заключается непосредственно в отношениях, при которых нотариальные действия приобретают актуальность.

Профилактическая или предупредительная функция нотариата заключается в обязанности нотариуса следовать и осуществлять свою деятельность только исходя из текущего законодательства, тем самым, предупреждать возможные правонарушения в момент удостоверения сделок.

Деятельность нотариата способствует разрешению колоссального количества споров в суде, т.к. документы, выдаваемые нотариусом, имеют особую юридическую силу и используются в суде в качестве доказательной базы.

Функция реализации права отражается в действиях нотариуса при обеспечении определенных юридических условий для законного приобретения того или иного права участниками. Так же сам нотариус реализует данную функцию через соблюдение правовых норм, использую предоставленные ему полномочия.

Правоохранительная функция определяется в гарантии законности совершенных сделок через нотариальный орган [1].

Фискальная функция нотариата обусловлена тем, что деятельность нотариусов имеет свою цену, таким образом, нотариат участвует в пополнении казны путем отчисления налоговых сборов. Так, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ ст. 85, «органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа» [4]. Также деятельность нотариата сопровождается необходимыми уплатами госпошлин, также пополняющими государственный бюджет [10].

Вышеперечисленные функции характеризуют нотариат со стороны его места в государственной системе.

Далее требуют рассмотрения функции, характеризующие непосредственно деятельность нотариата как органа.


Правоустановительная функция нотариата заключается в необходимости исключения всех спорных моментов в процессе производства. Данная функция обязует проводить проверку на наличие всех спорных моментов, которые могут помешать в совершении правового действия. Нотариус должен руководствоваться только законодательством, отсюда, производство, по которому ведется нотариальная деятельность должно быть лишено всех спорных моментов. Отсюда, собственно, и вытекает следующая функция нотариата- удостоверительная функция, а именно, наделение нотариуса государственными полномочиями проводить определенные юридические действия, придавая им особый статус. и отсюда же следует, что охранительная функция нотариусов определяется тем фактом, что на нотариат возложена обязанность по сохранению прав не только обратившихся к ним граждан или юридических лиц, но и третьих лиц, не участвующих в производстве, о чьи права могут быть уязвлены данным производством.

Юрисдикционная функция нотариата заключается в удостоверении совершаемых при нотариальном производстве сделок в отношении как физических, так и юридических лиц., при этом, следует отметить, что нотариус выступает в своей деятельности в разных ипостасях, занимаясь и оперативно- исполнительной деятельностью, и правоустановительной. Здесь следует подчеркнуть, что нотариусы не устанавливают истину в спорных ситуациях, а освидетельствуют бесспорные права граждан.

Следует отметить, что государственный контроль за деятельностью нотариата является существенным аспектом деятельности нотариусов. Государственному надзору посвящена целая глава Основ законодательства о нотариате. Надзор в сфере нотариата в Российской Федерации дифференцируется на следующие виды: профессиональный контроль, осуществляемый Министерством Юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов; судебный контроль, налоговый контроль; контроль органов, взимающих платежи во внебюджетные фонды.

Согласно статьи 34 «Основ законодательства о нотариате» определено, что «контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Так, Решением № 2-471/2013 М-423/2013 2-2/2014(2-471/2013;)~М-423/2013 2-2/2014 от 14 апреля 2014 г. [47] Лысковского районного суда Нижегородской области было принято решение об отстранении нотариуса занимающегося частной практикой Овчинникова А.А. права нотариальной деятельности. А также обязать Овчинникова А.А. передать в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации печать нотариуса занимающегося частной практикой Овчинникова А.А. и его лицензию на право нотариальной деятельности, передать в Некоммерческую организацию «Нижегородская нотариальная палата» нотариальный архив и наряды, согласно номенклатуре дел, нотариуса занимающегося частной практикой в Овчинникова А.А. и взыскать с Овчинникова А.А. в пользу Некоммерческой организации «Нижегородская нотариальная палата» расходы по уплате госпошлины. Суть разбирательства состояла в том, что Некоммерческая организация «Нижегородская нотариальная палата» адвоката Архуткина А.Г., проверявшая деятельность нотариуса Овчинникова А.А., заметила нарушения законодательства со стороны частнопрактикующего нотариуса Овчинникова А.А.- помимо частной нотариальной практики, он занимался иной коммерческой деятельностью. Так, «основанием для обращения с указанным иском послужили неоднократные дисциплинарные проступки, совершенные Ответчиком в ходе осуществления своей профессиональной деятельности (неоднократное привлечение к дисциплинарной ответственности в течение одного года: ДД.ММ.ГГГГ - май 2013 г.), нарушение Ответчиком действующего законодательства Российской Федерации, а именно: не соблюдение установленного ограничения в деятельности нотариуса, выразившегося в занятии иной приносящей прибыль деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской (ст. 6 Основ законодательства о нотариате[9] ). Исходя из правил проведения проверок организации работы и профессиональной деятельности нотариусов, утвержденных решением Правления Палаты, состоялись следующие проверки профессиональной деятельности Овчинникова А.А. и исполнения им Правил нотариального делопроизводства:


- повторная проверка;

- внеплановая проверка.

Повторная проверка профессиональной деятельности Овчинникова А.А. и исполнения им Правил нотариального делопроизводства проводилась на основании:

- совместного решения Правления Палаты и Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области

- приказа Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области «О проведении проверки нотариуса, занимающегося частной практикой Овчинникова А.А.» в связи с выявленными у него плановой проверкой грубыми и систематическими нарушениями Основ законодательства о нотариате, Устава Палаты, Профессионального кодекса нотариусов РФ, Правил нотариального делопроизводства.

Дата проведения повторной проверки была определена на совместном заседании Правления Палаты и Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области. По её итогам были составлены два документа:

- заключение на предмет проверки профессиональной деятельности (проверяющая комиссия в составе представителей Палаты);

- заключение на предмет проверки исполнения Правил нотариального делопроизводства (проверяющая комиссия в составе представителей Палаты и Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области)[47]

Отсюда можно определить, что, помимо нотариальной палаты, проверяющей деятельность частнопрактикующих нотариусов, Минюст, руководствуясь Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 26.10.2019) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [10], «осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере… нотариата» [10]. Также «все основные функции по государственно-правовому регулированию в сфере частного нотариата осуществляют Минюст России и его органы, находящиеся в субъектах федерации, а также нотариальные палаты» [24, c. 76]. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет «правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата» [10].

Таким образом, Министерство юстиции России осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности нотариата. Однако, С.Н. Шевченко высказывается, что «в соответствии с действующим законодательством, органы Минюста России не имеют ряда необходимых контрольных полномочий в отношении нотариата, таких как остановка деятельности нотариуса или оспаривание решений выборных органов нотариального самоуправления, противоречащих закону» [45, c. 37]. Данная проблема возникла после принятия Основ законодательства о нотариате в 1993 году. В это переходное для государства время, было целесообразным передать часть контрольных государственных функций негосударственным органам. Автор данной работы считает это решение ошибочным и присоединяется к мнению Шевченко С.Н., что «функции государственного контроля должны осуществляться государственными органами. Для эффективного государственного контроля нотариальной деятельности нужно возместить данные пробелы законодательного регулирования и расширить контрольные полномочия государственных органов» [45, c. 38].


Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации» [9].

Подводя итог вышесказанному, следует, что в России существует два вида нотариата- государственный и частный. К государственному регулированию нотариата относится механизм реализации полномочий, которыми наделен данный орган. Принципы государственного регулирования нотариата основаны на положениях Конституции РФ, а также регулируются иными нормативно-правовыми актами. Контроль за деятельностью нотариата является существенным аспектом деятельности нотариусов. Государственный надзор за деятельностью нотариата осуществляется Министерством Юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов. Главным принципом в работе нотариата является принцип законности, который определяет верховенство закона на всей территории страны. На нотариат возлагаются определённые функции, которые отражают направление его деятельности. Функции нотариата вытекают из публично-правовой деятельности, относящейся к компетенции данного органа. Функции нотариата определяют его место в правовой системе РФ. Нотариат является особым органом со специфичным видом деятельности, отсюда представляется невозможным передача полномочий нотариата другим органам.

2.2 Признаки и задачи нотариата

Основной задачей нотариата является охрана законных прав и интересов физических и юридических лиц, а также укрепление законности путем предупреждения правонарушений при установлении гражданских прав. «Организационно-правовая деятельность нотариата в современной России представляет собой систему сложных, взаимосвязанных правовых принципов и норм, определяющих функционирование нотариата как института регулирования гражданских отношений» [44, c. 21].

Задачи, выполняемые данным органом, схожи с задачами суда, но осуществляется нотариальная деятельность иными методами и способами. Нотариальные действия призваны обеспечить неоспоримость совершаемой сделки или иного процессуального действия, путем установления всех фактов, касающихся данного действия. Отличительной особенностью нотариальных действий является то, что происходят они только в ситуациях, где отсутствует спор. Спорные же ситуации рассматривают судебные органы. Таким образом, нотариально заверенный документ в суде, как доказательство, играет главную роль.


Как отмечает Мусин В.А., «нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц (прежде всего государственных и частнопрактикующих нотариусов), которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав» [17, c. 305]. Деятельность нотариата основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, в которой, ст. 48 определяет, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» [1]. Конституцией РФ (ст. 72) также определено, что «к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат» [1].

Основные признаки нотариата происходят из определения нотариальной деятельности. Так, признаками нотариата можно считать цель нотариальной деятельности, которая заключается в защите прав и законных интересов граждан; сфера её осуществления, заключаемая в действиях, производимых нотариусом- здесь следует отметить, что помимо гражданского оборота, в сферу деятельности нотариуса входят и налоговые, гражданско-процессуальные, административные, семейные и другие правоотношения; осуществление нотариальной деятельности от имени Российской Федерации; содержание нотариальной деятельности; легализованный характер органа, осуществляющего нотариальную деятельность; независимость и беспристрастность нотариуса; профессионализм, который выражается в подтверждение квалификации нотариуса; процедурность осуществления деятельности, ответственность за осуществляемые нотариальные действия; некоммерческий характер нотариальной деятельности.

Основными нормативными актами, регулирующими деятельность нотариата, можно назвать нормы Гражданского Кодекса РФ, например, раздел v регулирует наследственное право [2]. Гражданско-процессуальный Кодекс регулирует порядок подачи и рассмотрения вопросов, связанных с неправильным совершением нотариального действия, а также отказа от совершения нотариального действия (гл. 37) [3]. Семейный Кодекс РФ регулирует нотариальные действия, в частности, ст. 41, в которой, «брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению» [6]. Налоговым Кодексом РФ регулируются положения об уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий, а также льготах, полагаемых при некоторым гражданам при совершении нотариальных действий [5]. Нормы нотариальной деятельности также содержит Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Консульский устав Российской Федерации», в котором, ст. 5 определяет, что «к консульским функциям относится совершение нотариальных действий» [7].