Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Исследование внешней и внутренней среды ООО «Сплайн-Транс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

По итогам SWOT-анализ составляется матрица стратегических мероприятий:

SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;

WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

Система McKincey обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия — от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания, однако при этом за рамками анализа остаются вопросы обеспечения данного процесса финансовыми и трудовыми ресурсами, а также вопросы организации управления.

Для анализа тенденций изменения внешней среды фирмы используется техника анализа PEST, или STEP, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. STEP - аббревиатура названия факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (Е - economic), политических (Р - political) [11, с.31] .

Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Однако на практике анализируется более широкий набор факторов. Несомненно, что текущая экономическая ситуация, общественные и политические тенденции, технологическая конкуренция влияют на развитие компании. Но кроме этого нельзя не учитывать такие факторы, как: правовой климат, природная среда, демографическая ситуация, культурная среда и т.д., — все они оказывают серьезное влияние на выбор стратегии фирмы. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых стратегических альянсов, появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед компаниями.


Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

1. Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем.

2. У людей появляется «видение» внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения.

3. Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.

4. Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

5. Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

Политический аспект - это, прежде всего, вопрос о регулировании деятельности частной коммерческой организации со стороны государства.

Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.

Социальный аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения, этим определяется возможный спрос на продукт компании в стратегической перспективе.

Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любой организацией стоит угроза потери своего продукта из-за вытеснения его технологически более совершенным.

STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы. STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось) [5, с.232].

В заключение следует отметить, что организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Ситуационные факторы внутри организации составляют внутренние переменные, которые являются результатом управленческих решений.


Анализ внешней и внутренней среды предприятия улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее, помогает предприятию создать о себе наиболее благоприятное впечатление, с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

2. Исследование внешней и внутренней среды ООО «Сплайн-Транс»

2.1. Описание внутренней среды ООО «Сплайн-Транс»

Компания ООО «Сплайн-Транс» была зарегистрирована в 2005 году в городе Москве. Уставный капитал 110000 руб. Учредители – физические лица, граждане РФ.

Основным направлением деятельности, на тот момент, являлась развитием автобусных пассажирских перевозок по маршрутам Москва-Ростов-на-Дону-Москва, Москва-Ташкент, Москва-Тбилиси.

Решение работать на данном направлении было обусловлено наличием высокого уровня пассажиропотока и отсутствием возможности удовлетворить спрос на перевозку.

Источником средств для создания компании и организации работы являлись взносы учредителей.

В процессе своего развития компания заключила ряд договоров оказания услуг с крупными региональными автоперевозчиками: ООО «Дон-Экспресс» (г.Волгодонск), ИП Старостенко (г.Ставрополь), ИП Кабиров И.Я. (г.Йошкар-Ола), ИП Яцунов С.П. (г.Ставрополь), ИП Белошапко В.А. (г.Пенза), ИП Выхристюк И.А. (г.Пенза) и другие.

Рассмотрим этапы развития ООО «Сплайн-Транс»:

В целях повышения рентабельности перевозок в апреле 2005г. начинается разработка Единой Кассовой Системы, которая объединяет регулярные и чартерные (заказные) автобусные перевозки в единую систему бронирования и реализации проездных документов, в том числе и электронных.

В целях оптимизации управленческих воздействий в марте 2008г., регистрируется компании ООО «Сплайн-Транс» в г. Ростове-на-Дону. В том же году оформляются партнерские отношения с крупнейшим перевозчиком Южного Федерального округа - ООО «Нейс–Юг».

В целях снижения расходов по эксплуатации подвижного состава и получения дополнительных конкурентных преимуществ, в 2008г. было закуплено 6 автобусов марок MAN и Neoplan, что дало компании возможность обеспечить маршруты Москва-Ростов-на-Дону, Москва-Нальчик, Москва-Самара, собственным качественным подвижным составом, отличавшимся более высоким уровнем комфортабельности и безопасности от транспортных средств остальных перевозчиков на данных маршрутах.


В июне 2010г. была запущена в эксплуатацию Единая Кассовая Система, что позволило компании увеличить рентабельность и ликвидность всех маршрутов и выйти на новый рынок инновационных услуг в автомобильном пассажирском транспорте – реализации перевозочных документов.

21 октября 2011г. «Единая Кассовая Система» зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ, выдано свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2011618336.

В ноябре 2011г. состоялся выход компании на маршрутные перевозки по городу.

В ноябре 2011г. успешно стартовал проект «Сплайн-Такси», для чего было закуплена первая партия легковых машин Хендай Солярис и Хендай Соната, а также состоялся выход на маршрутные перевозки по городу.

В целях снижения расходов по эксплуатации подвижного состава и получения дополнительных конкурентных преимуществ, в 2012г. было закуплено10 автобусов марки King Long, что дало компании возможность обеспечить маршруты Москва-Ростов-на-Дону, Москва-Нальчик, Москва-Самара, новым качественным подвижным составом, отличавшимся более высоким уровнем комфортабельности и безопасности от транспортных средств остальных перевозчиков на данных маршрутах

Мировой кризис 2008 года снизил финансовую стабильность компании, в связи с тем, что около 30 % пассажиропотока составляет внутренняя трудовая миграция. В период кризиса многие предприниматели, а также влиятельные компании закрывали свои объекты строительной инфраструктуры, склады и т.п., что вызвало сокращение трудовой миграции на некоторое время.

На сегодняшний день группа компаний ООО «Сплайн-Транс» обслуживают маршруты собственным подвижным составом: Москва-Ростов-на-Дону-Москва, Москва-Самара-Москва, Москва-Нальчик-Москва, Москва-Волгоград-Астрахань-Москва, Москва-Казань, Ростов-на-Дону-Нальчик- Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону-Саратов-Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону-Волгоград-Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону-Волгодонск-Ростов-на-Дону, на период с мая по сентябрь ежегодно открываются маршруты Москва-Сочи-Москва, Москва-Анапа-Москва, Москва-Геленджик-Москва, Ростов-на-Дону–Сочи-Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону -Анапа-Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону -Геленджик-Ростов-на-Дону, Самара-Нижний Новгород; имеется порядка 200 договоров оказания услуг с перевозчиками, что определяет обслуживание компаниями ООО «Сплайн-Транс» такие маршруты, как: Москва-Чебоксары, Москва-Пенза, Москва-Волгодонск, Москва-Волгоград, Москва-Йошкар-Ола, Волгоград- Домбай, Арзамас-Москва, Санкт-Петербург-Москва и другие, за счет чего ежедневно ООО «Сплайн-Транс» обслуживает свыше ста рейсов.


В настоящее время реализация билетов на указанные рейсы производится посредством «Единой Кассовой Системы».

Автобусы компаний ООО «Сплайн-Транс» можно встретить во многих городах России, т.к. практикуется предоставление автобусов в аренду с экипажем.

По состоянию на 1 февраля 2013 года у компаний ООО «Сплайн-Транс» г.Москва и ООО «Сплайн-Транс» г.Ростов-на-Дону имеется 7 пунктов отправления автобусов и сеть по реализации населению автобусных билетов.

ООО «Сплайн-Транс» является монополистом в 24 субъектах РФ в области продажи электронных билетов на междугородние автобусы через интернет.

Также заключено порядка 35 агентских договоров по продаже автобусных билетов через Единую Кассовую Систему, что значительно увеличивает количество стационарных касс по продажам билетов в Москве, Ростове-на-Дону, Самаре, Волгограде и других городах.

С самого начала бизнес компании организован на базе государственных требований и нормативов для данной отрасли. На услуги по пассажирским перевозкам оформлена лицензия в соответствии действующим законодательством. Компания постоянно стремится развивать новые направления деятельности и совершенствовать обслуживание пассажиров.

Основными целями работы компании в области оказания услуг населению являются:

  1. Обеспечение безопасности, надежности, открытости в оказании услуг населению.
  2. Оказание качественных услуг.
  3. Обеспечение доступности услуг для населения.
  4. Увеличение рентабельности деятельности.
  5. Развитие региональных автобусных перевозок по России.
  6. Наиболее полное удовлетворение потребностей жителей Москвы и Регионов Российской Федерации.
  7. Укрепление своих позиций на рынке пассажирских перевозок и обеспечение выхода на новые направления деятельности.
  8. Создание новых рабочих мест.
  9. Влиять на спрос и предложение путем изучения и прогнозирования запросов и пожеланий пассажиров.
  10. Пропагандировать фирму.
  11. Стимулировать спрос и заинтересованность пассажиров.

Задачи ООО «Сплайн-Транс»:

  • создание региональных рынков сбыта;
  • всестороннее и качественное информационное обеспечение пассажиров о работе пассажирского транспорта;
  • создание нового стандарта качества обслуживания междугородних автобусных перевозок;
  • создание современных транспортно-посадочных узлов на базе существующих автовокзалов;
  • повышение экологической безопасности;
  • повышение привлекательности инвестиций в данный сектор рынка;
  • использование на маршрутах комфортабельного подвижного состава с применением двигателей «ЕВРО-2», «ЕВРО-3» и «ЕВРО-4»;
  • разработка современных стратегий совершенствования инфраструктуры оказания сервисных услуг пассажирам и перевозчикам в форме проектов и их продвижение;
  • создание эффективного механизма корпоративных коммуникации;
  • прочие виды деятельности, связанные с достижением вышеуказанных задач или способствующие их достижению.