Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития (Сущность банковского маркетинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые банки участвуют в различных проектах. Например, «Лето Банк» и компания «Media Markt», являющаяся крупнейшей сетью бытовой техники и электроники, организовали большое количество пунктов приема батареек, для их дальнейшей переработки, банк получил рекламную поддержку от «Media Markt» в торговых залах, социальных сетях и т.д.

Стоит отметить, что переход к виртуальным операциям противоречит принципу маркетинга 3.0. Поэтому кредитные организации все чаще прибегают к социальным медиа: форумы, социальные сети, блоги и прочее. Более трети населения России старше 18 лет читает отзывы во всемирной паутине и ориентируется по ним. Также банки заинтересованы в мониторинге отзывов клиентов. Это позволяет следить за тенденциями в обществе, исправлять ошибки, привлекать новых клиентов, не теряя старых.

Конечно, невозможно проигнорировать и такой вид активного маркетинга, как интернет и смс рассылки, звонки клиентам. Является старым, но все еще эффективным, этот метод постепенно уступает место новым, перечисленным выше.

Стремительный рост числа пользователей сети Интернет в нашей стране, делает данное направления развития банковского бизнеса наиболее популярным и перспективным. Интернет-технологии все больше используются в банковской деятельности, в первую очередь из-за низких расходов относительно традиционных инструментов банковского маркетинга. Однако Интернету присущи как и остальным маркетинговым инструментам присущи не только преимущества, но и недостатки. Так, основными недостатками от использования Интернета в банковском маркетинге являются:

– высокий уровень риска при проведении банковских операций;

– низкий уровень информационной безопасности;

– большие расходы на техническую и информационную поддержку;

– незначительное число клиентов, готовых к такому виду услуг, относительно традиционных услуг;

– несовершенство законодательной базы в области бизнес-процессов в сети Интернет [9, с. 21].

Таким образом, современные банки должны регулярно совершенствовать свою деятельность на основе среднесрочной и долгосрочной маркетинговой стратегии. Жесткая конкурентная борьба вынуждает кредитные организации постоянно внедрять в свою деятельность новые (инновационные) виды обслуживания, бороться за каждого клиента, ориентируясь на прозрачность и легальность всех операций. В результате, детальный анализ имеющегося и потенциального рыночного спроса, а также пожеланий клиентов к банковским продуктам и услугам путем комплексного исследования состояния финансового рынка и перспектив его развития является одним из приоритетных направлений банковского маркетинга. Эффективная организация деятельности по созданию новых и совершенствованию предоставляемых банковских продуктов позволяет полнее удовлетворять запросы всех категорий клиентов, обеспечивая не только приток новых клиентов, но и укрепление отношений с уже привлеченными вкладчиками.


В связи с этим, отечественным кредитным организациям необходимо учитывать накопленный зарубежный опыт, внедряя наиболее эффективные банковские технологии работы с клиентами, среди которых:

– "цифровая" реструктуризация банковский организаций. Рост числа пользователей различных "гаджетов" побуждает банки менять формат своих отделений, где основная рол должна отводится самообслуживанию с использованием планшетов и смартфонов;

– развитие мобильных платежей – популяризация мобильных платежей и их интеграция с бэк- офисными системами; – идентификация пользователей (использование примера Apple Pay – сочетание биометрических отпечатков клиента с токенизацией);

– внедрение и развитие программ лояльности. По данным международных агентств, каждый шестой житель планеты участвует хотя бы в одной программе лояльности. При этом, данный показатель увеличивается ежегодно примерно на 12%.

Таким образом, стремительное развитие инструментов банковского маркетинга и их использование на практике, позволит банку значительно расширить свой спектр рынка, привлекая все новых и новых клиентов.

2. Анализ маркетинговой стратегии ПАО «Сбербанк России»

2.1. Характеристика ПАО «Сбербанк России»

ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим универсальным банком России, который оказывает банковские услуги юридическим и физическим лицам. Номер лицензии 1481 от 11 августа 2015 года.

ПАО «Сбербанк России» – это крупнейший финансовый институт в России и Центральной и Восточной Европе. Банк обслуживает 151 млн клиентов, из которых 134,7 млн в России. На долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных активов российского банковской системы. На российском рынке Сбербанк работает уже 176 лет и его бренд прочно ассоциируется у клиентов с надежностью и социальной ориентированностью, а также все больше с инновациями и технологическим лидерством. Банк активно развивает свои каналы взаимодействия с клиентом через уникальную физическую и цифровую инфраструктуры, создает ИТ-систему на базе современных инновационных технологий (искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, робототехника и прочее). Сбербанк также трансформируется, переходя к модели глобальной экосистемы, чтобы предоставить своим клиентам лучшие финансовые и нефинансовые сервисы для удовлетворения их ежедневных потребностей.


В таблице 1 представлена доля ПАО «Сбербанк России» в основных сегментах финансового рынка за 5 лет.

Таблица 1

Доля ПАО «Сбербанк России» в основных сегментах финансового рынка в 2013-2017 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Активы

28,9

29,6

29,1

28,7

28,9

Кредиты корпоративным клиентам

33,6

33,3

35,0

32,2

32,4

Кредиты частным клиентам

32,7

33,5

35,9

38,7

40,5

Средств частных клиентов

45,7

46,7

45,0

46,0

46,1

Активными клиентами ПАО «Сбербанк России» является 60% населения Российской Федерации. На долю ПАО «Сбербанк России» приходится 46,1% вкладов населения, 40,5% - кредитов физическим лицам и 32,4% кредитов юридическим лицам. На рынке кредитования частных клиентов единственным растущим сегментом был рынок ипотечного кредитования. ПАО «Сбербанк России» значительно укрепил свои позиции на рынке ипотеки, увеличив свою долю рынка с 52,9 до 55,0 %. Выросла и доля рынка ПАО «Сбербанк России» на рынке кредитования частных клиентов с 32,7 % в 2013 году до 40,5 % - в 2017 году.

В настоящее время ПАО «Сбербанк России» обслуживает:

- 2,1 млн активных корпоративных клиентов;

- 132,7 млн частных клиентов из них 86,2 млн активных клиентов;

- 41,2 млн зарплатных карт.

ПАО «Сбербанк России» является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт:17,5 млн действующих кредитных карт; 121,5 млн действующих дебетовых карт; 818 тыс. корпоративных карт.

ПАО «Сбербанк России» занимает доминирующие позиции по доле на рынке банковских услуг в РФ и продолжает успешно удерживать или наращивать долю на российском рынке банковских услуг.

Организационная структура ПАО «Сбербанк России» представлена на рисунке 2.1.

Головной банк

Департаменты Управления головным банком

Филиалы в регионах – территориальные банки

Представительства за рубежом

Отделения

Офисы банковского обслуживания

Рис. 1. Организационная структура ПАО «Сбербанк России»


ПАО «Сбербанк России» укрепил лидирующие позиции практически на всех основных сегментах финансового рынка РФ.

В таблице 2 представлены основные показатели работы ПАО «Сбербанк России» в 2015-2017 гг.

Таблица 2

Основные показатели деятельности ПАО «Сбербанк России» в 2015-2017гг.

Показатели

01.01.16

01.01.17

01.01.18

Темп роста, %

01.17/ 01.16

01.18/ 01.17

01.18/ 01.16

1. Активы, млн.руб.

22706916

21721078

23158920

95,66

106,62

101,99

2. Чистая ссудная задолженность, млн.руб.

16869803

16221622

17466111

96,16

107,67

103,53

3.Собственный капитал, млн.руб.

2328153

2828921

3359148

121,51

118,74

144,28

4.Привлеченные ресурсы, млн.руб.

20378763

18892158

19799772

92,71

104,80

97,16

4.1 в т.ч. вклады физических лиц

10221285

10937747

11777377

107,01

107,68

115,22

5. Прибыль до налогообложения, млн.руб.

306900

647895

845886

211,11

130,56

275,62

6. Прибыль после налогообложения, млн.руб.

218387

498289

653565

228,17

131,16

299,27

7. Рентабельность активов, %

0,96

2,29

2,82

238,52

123,14

293,75

8. Рентабельность собственного капитала, %

9,38

17,61

19,46

187,78

110,51

207,46

В 2017 году активы банка увеличились на 6,62 %, данное увеличение темпов роста активов вызвано начавшейся тенденцией наращивания банками кредитования физических лиц и ростом темпов кредитования юридических лиц. В то время как в 2016 году наблюдается их снижение на 4,34 %. Заметно сократились активы, удерживаемые для продажи. Вызвано это продажей в мае акций НАО «Красная поляна». И в июле было продано 99,5% Sberbank Slovensko a.s., прибыль от сделки составила 3,0 млрд рублей. Также существенно сократились прочие финансовые активы. Причиной послужило сокращение, практически вдвое, дебиторской задолженности по операциям клиентов группы.


Обязательства банка в 2016 году сократились на 7,29%. Наиболее снизились обязательства групп выбытия по сделкам. Также сократились отложенные налоговые обязательства. В 2017 году наблюдается рост привлеченных ресурсов банка на 4,8 %.

Собственные средства банка выросли на 21,51 % в 2016 году и 18,74 % в 2017 году. Нераспределенная прибыль банка за 2016 году выросла в 2,3 раза, а в 2017 году на 31,16 %.

Изменение прибыли повлияло на рентабельность активов и капитала, которые растут из года в год. Так на конец 2017 года рентабельность активов составила 2,82 %, а рентабельность собственного капитала – 19,46 %.

В 2017 году Банк продолжил свое развитие, достигнув роста по всем основным показателям.

2.2. Система маркетинга банка и ее анализ

Важно отметить, что концепция маркетинга ПАО «Сбербанк России» интегрирована на всех уровнях организационной структуры банка. Интегрированный маркетинг включает как маркетинг, ориентированный на клиента, так и маркетинг, ориентированный на совершенствование работы служб и подразделений банка, включая председателя правления банка. Целью маркетинга ПАО «Сбербанк России» является:

1. удовлетворение потребностей клиентуры;

2. удовлетворение потребностей банка как организации;

3. удовлетворение (мотивация) персонала;

4. постоянный поиск конкурентных преимуществ.

Маркетинговый подход к созданию стратегии развития ПАО «Сбербанк России» предполагает ориентацию на потребителя и профессиональную гибкость в нахождении возможностей реагирования на потребности в банковских услугах. Тем самым маркетинговый подход оказывается более пригодным к успешной деятельности на рынке, чем другие, менее гибкие и, соответственно, более уязвимые подходы, ориентированные не на потребности сегодняшних и потенциальных клиентов банка, а на решение более узких внутрибанковских задач. Рассматривая систему маркетинга ПАО «Сбербанк России», можно выделить следующие элементы:

- исследование рынка;

- выбор, разработка и реализация на основе проведенных исследований стратегии банка на рынке банковских услуг.

Инструменты маркетинга ПАО «Сбербанк России»:

- брендинг

- создание компрелиментарного сервиса

- дифференциация продукта

- цена

- реклама

- стимулирование сбыта

- паблик рилейшенз

- персональная продажа

- директ-маркетинг