Файл: Феномен лидерства и власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ феномена лидерства и власти

1.1 Основные понятия, качества и характеристики лидера

1.2 Основные подходы к определению роли лидера в организации

Глава 2. Анализ роли лидерства, влияния и власти на примере организации в условиях изменений

2.1. Общая характеристика роли лидерства и влияния в условиях изменений

2.2. Основные направления работы лидера в процессе организационных изменений

Глава 3. Разработка рекомендаций для директоров школ по системе лидерства, влияния и власти в процессе организационных изменений в образовательной организации.

3.1. Исследование системы лидерства в образовательной организации (школы), определение роли лидера и специфики влияния

3.2. Рекомендации для директоров образовательных организаций (школ) по системе лидерства и влияния

Заключение

Список литературы

Содержание:

Введение

Теоретический анализ феномена лидерства показал, что особое внимание исследователи уделяют личности лидера. При составлении согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, ученые столкнулись с определенными сложностями, связанными с отсутствием единого подхода к выделению личностных, в том числе мотивационных инвариант лидерства.

Например, И.П. Чередниченко с соавторами называет мотивационный блок в качестве основных составляющих лидерства. Р.С. Бэрон выделяет следующие мотивационные характеристики лидеров: напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; желание руководить и иметь власть над другими людьми. Л.Д. Столяренко в своих работах, описывая ключевые черты харизматического лидера, обращает внимание, прежде всего, на то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность обще групповым целям, готовность идти на риск ради их достижения.

В сочетании с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация – реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива. Хартвиг Мелисса были выделены четырнадцать ключевых черт лидеров: мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к коллективному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями.

Объект исследования: Лидер в процессе организационных изменений в образовательной организации.

Предмет исследования: Организационные изменения в образовательной организации.

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка степени влияния лидера в процессе организационных изменений в образовательной организации.


В соотвествии с целью выделены следующие задачи исследования:

- определить основные понятия, качества и характеристики лидера

- изучить основные подходы к определению роли лидерства, влияния и власти в процессе организационных изменений

- осуществить характеристику процесса изменений в образовательной организации

- определить основные направления работы лидера в процессе организационных изменений

- провести эмпирическое исследование на предмет выявления лидера в образовательном коллективе

- разработать рекомендации для директоров образовательных организации по системе лидерства в процессе организационных изменений

Теоретической базой работы послужили труда таких авторов, как Адамчук, В.В., Адизес, И.К., Золотовицкий, Р.А., Карпов, Кнорринг, А.В., Ульрих, Д. В., и другие.

Глава 1. Теоретический анализ феномена лидерства и власти

1.1 Основные понятия, качества и характеристики лидера

Кризисные явления в российской экономике сопровождаются мотивирующим кризисом и проблемой отчуждения труда. Несмотря на то, что гораздо труднее влиять на внутреннюю мотивацию, чем внешняя мотивация, необходимо направить усилия на ее укрепление. Сотрудник с сильной внутренней мотивацией будет более тесно связан с организацией и ее работой и, следовательно, заинтересован в достижении поставленных целей. Можно провести определенную параллель между определениями лидерства и мотивации. Лидерство - это «способность активировать людей в организациях, способность указывать пример для подражания и влиять на людей для достижения целей организации».

С одной стороны, лидерство описывается как набор определенных качеств, с другой стороны, лидерство - это способность руководить людьми, не оказывая сильного влияния на них. Лидерство - способность влиять на поведение других людей для достижения целей, мотивации - набор внутренних и внешних сил, которые могут влиять на поведение людей для достижения целей. Успешный лидер всегда может убедить участников в том, что он достоин управлять ими. Именно команда, а не лидер, определяет успех лидера.


Если команда не доверяет ему, их будет очень сложно мотивировать. Кристина Комаорд отмечает, что тип устаревшего руководства - это руководство, основанное на страхе. И мотивация со страхом дает результаты в краткосрочной перспективе. Однако, когда человек управляется страхом, он попадает в одну из следующих ситуаций: он не может пройти, он решает несуществующую проблему, он не фокусируется на важных проблемах, а на тех, кто этого не делает не важны, и решение, которое не приносит желаемого результата.

Цели, в свою очередь, также мотивируют лидера и его последователей. Четкие цели, в свою очередь, способны сплотить команду на их достижение, т. E. Способствовать укреплению институциональных обязательств перед сотрудниками, улучшению организационной культуры.

В соответствии с теорией процессуальной мотивации объективного Э. Локка и постановкой в ​​М. Латхаме для характеристик целей мотивации являются сложность и специфичность, значимость и приверженность.

Однако эта теория не учитывает мотивационные характеристики таких целей, как амбиции, справедливость, сила. Сложность формулировки и сложность достижения целей не определены. Он не связан с набором релевантных характеристик целей и теории лидерских подстановок С. Керра и Дж. Джермейера.

Лидерство - это особый тип управления, который берет свое начало в древности, основываясь на отношениях «хозяин-раб» и «приверженцев лидера». Доминирование и концентрация авторитарной власти над партизанами, лидер занимает центральное место в группе. Трудные задачи в сложных условиях за короткий промежуток времени могут решить проблему сплочения учеников вокруг лидера.

История рассказывает нам, что эти примеры иллюстрируют: величайшие завоевания Александра Македонского и Юлий Цезарь, крупнейшего рабского восстания во главе с Спартаком, крестьянской войны 1773-1775 годов под руководством Емельяна Пугачева, побед Главнокомандующий Александр Суворов и Михаил Кутузов. Для достижения этих целей лидер, приобретенный во время формирования власти, последователи группы решает и распоряжается доступными ресурсами.

Лидер имеет это право и авторитет, пока он не будет признан группой последователей в неформальной организации. Главным образом для признания лидера группы является «пример поведения», который во многих ситуациях является причиной более адептов главы поклонения, то есть, другими словами, харизмы. Дух, сила, мужество, решительность и т. Д. личные качества и стандарты поведения, которые лидер должен постоянно демонстрировать, чтобы найти своих последователей.


На сегодняшний день выделяют следующие основные типы отношений управления (таблица 1)

Таблица 1. Типы отношений управления в области лидерства

Тип отношений

Сущность

Неэффективное лидерство

В данном случае рассматриваются отношения «безусловного» лидерства. Когда все решения принимаются одним лицом, а другие участники не принимают в нем никакого участия.

Авторитарное управление

Здесь идет речь об отношениях по типу «начальник-подчиненный». Власть руководства также является «безусловной». В системе таких отношений руководитель не терпит никаких ошибок со стороны подчиненных, старается жестко контролировать весь процесс

Эффективное лидерство

В данном типе отношений руководитель взаимодействует с подчиненными на равных условиях. Лидер (руководитель) в данном случае является неким направляющим звеном, а подчиненные являются последователями. Все решения принимаются согласованно, посредством собраний.

Демократическое управление

Основано по принципу открытого взаимодействия, здесь руководитель старатется поддерживать с подчиненными не просто профессиональные, но и дружественные взаимоотношения. Силы руководителя напарвлены на сплочение коллектива, на раскрытие потенциала и инициативы каждого сотрудника.

Таким образом, в зависимости от выбранного типа управления, зависит и эффективность деятельности организации.

Лидер в организации выполняет важную роль, он является неким «направляющим звеном», который способен мотивировать, сплочать весь коллектив. Вместе с тем, выбрав неправильный стиль управления руководитель может снизить эффективность деятельности организации.

1.2 Основные подходы к определению роли лидера в организации

В каждом организации наступает период, когда возникает острая потребность в каких-либо изменениях. Организационные изменения представляют собой процесс активного внедрения инноваций в процесс осуществления производства. В общем смысле, организационные изменения – это процесс изменений внутри организаций с целью совершенствования деятельности организации.

Каждое изменение коллектив воспринимает достаточно затруднительно, в виду того, что всякое изменение есть процесс перехода, который связан с различными факторами.


В процессе организационных изменений важная роль отводится руководителю организации, потому как именно от правильной организации команды зависят конечные результаты организационных изменений.

Лидерство — это позиция, положение. Выделенное положение человека, которое определяется, как говорят социологи, более эффективными результатами его деятельности. Бывает лидер мирового тенниса, например, или, скажем, Эйнштейн когда-то был лидером мировой науки и так далее.

Но это позиционное лидерство далеко не всегда связано с другим аспектом лидерства, мысль о котором возникает у нас в сознании, — это процесс, когда лидер ведет за собой других людей. В индивидуальных видах деятельности, таких как теннис (индивидуальный вид спорта) или наука, человек может быть лидером, но никого никуда за собой не вести. У него просто есть выдающиеся результаты. Именно таким лидером был Эйнштейн, у которого никогда не было учеников.

Но, с другой стороны, действительно есть второй аспект — динамический аспект лидерства, когда люди обладают способностью вести других за собой. Так что если мы начинаем говорить о лидерстве, то, чтобы не путаться в определениях, всегда нужно понимать, что мы в данный момент имеем в виду: позиционное лидерство или динамическое.

Эти два понятия вполне могут быть связаны между собой: очень часто лидерами являются как раз те люди, у которых есть за плечами какие-то выдающиеся результаты. Мы понимаем, что все любят работать с успешными людьми и, наоборот, не любят работать с неудачниками. Поэтому если меня кто-то приглашает войти в проект, то я прежде всего выясняю, кто этот человек и есть ли у него какие-нибудь результаты. Потому что свяжешься с неудачником — сам неудачником станешь, ведь так? Поэтому вести за собой других легче человеку, у которого есть какие-то результаты. И именно поэтому так трудно стать лидером. Очень серьезная задача — получить эти первые результаты, приобрести известность.

Миру нужно много лидеров, причем в самых разных областях. Потребность есть, а вот поставки новых лидеров, к сожалению, нет. В мировой политике, например, сейчас кризис лидерства. Ситуация в бизнесе лучше: там лидеров побольше. Тот же покойный Стив Джобс, ныне здравствующие Билл Гейтс и Марк Цукерберг — в общем, можно назвать еще много людей. Но сейчас мы уже знаем: чтобы организация была устойчивой, обязательно нужно, чтобы в ней был не один лидер. Когда лидер находится на самом верху и он единственный, то организация находится в опасности. Если вдруг что-то случается с этим лидером — он умер, ушел в другую организацию, сменил вид деятельности, например, ушел из бизнеса в политику, — бизнес может остаться без руля и без ветрил и погибнуть. Исследованиями доказано: организация устойчива, если лидеры есть на всех уровнях управления. А это значит, что лидеров нужно много. Современная социальная психология склоняется к ответу, что, скорее всего, лидером можно стать. Почему? Потому что (и это тоже осознано в результате исследований и даже некоторых неудач в построении теории лидерских качеств) лидером человека делают не качества, которыми он обладает, а поведение, которое он демонстрирует. А поведению можно учиться. Потому что некоторые качества у нас с вами врожденные, унаследованные генетически, а поведение можно освоить. Отсюда и следует, что если вы хотите стать лидером, то вы должны осваивать лидерское поведение.