Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Сущность финансов предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием. Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов. Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе субъекта [10, с. 34].

Результатом и конечной целью деятельности предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Таким образом, доходы хозяйствующего субъекта выступают в форме выручки от реализации, которая поступает на расчетный и (или) валютный счет предприятия, если оно экспортирует продукцию. Выручка является источником возмещения затрат на производство, продвижение на рынок и реализацию товаров. Сюда включается часть затрат по осуществлению экономической деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией продукции, но связанных с извлечением прибыли. Эти затраты в соответствии с законодательством также относятся на себестоимость продукции. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационного фонда, который по своей экономической сущности предназначен финансирования воспроизводства основных фондов.

1.2. Управление финансами предприятий на современном этапе

Управление финансами – совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, санкций, приемов воздействия на разнообразные виды финансовых отношений для достижения определенного результата.


Интеграция России в мировую экономику предъявляет предприятиям суровые требования по выживанию в мировой конкурентной борьбе, победить в которой можно только изучив опыт современного управления системой своего бизнеса. Финансовый менеджмент в бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). Он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую / продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов: создание структуры предприятия; распределение полномочий. Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой [9, с. 60].

По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм – нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров. Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования. Также надо отметить, что особенности финансового менеджмента в субъектах малого бизнеса на современном этапе развития обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят открытый характер.


Немаловажным для развития предприятия является то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает. Другими словами, очень важно правильно выбрать стиль управления в бизнесе. Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Однако на практике каждый руководитель имеет свой стиль управления, так или иначе сочетающий элементы всех трех стилей. В результате всего вышесказанного можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: менеджер-диктатор, менеджер-демократ, менеджер-пессимист, манипулятор, организатор [18].

Менеджер-организатор самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Именно тип менеджера-организатора является предпочтительным для предприятий малого бизнеса, управления небольшим коллективом, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят непосредственный и открытый характер. В трудовом коллективе субъекта хозяйствования начальствование обычно не подчеркивается, более того, обязанности по управлению нередко выполняются менеджером параллельно с другой работой, в рамках практической деятельности предприятия. Без бюрократических отношений сотрудники в организации (предприятии) работают эффективно и с удовольствием. Результаты и хорошая атмосфера во многих случаях рождаются сами по себе, поскольку в малой группе именно работа стимулирует творческий подход и инициативу и каждый видит значение своей деятельности, как части конечного результата (т.е. итога) [5, с. 58].

В бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

В современных условиях хозяйствования предприятия в основном вынуждены ориентироваться на собственные средства, поскольку часто не могут получить доступ к кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или иного обеспечения. В свете этого разработка грамотного инвестиционного плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения денежных инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия [3, с. 59].

Одним из базовых инструментов инвестора при осуществлении им финансовых капиталовложений служит изначально разработанный бизнес-план проекта, который призван дать возможность инвестору сделать комплексную оценку инвестиционного предложения и, в первую очередь, показать, что предлагаемый товар (продукция, работа или услуга) будет в перспективном временном периоде является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.


Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Так, например, малые фирмы, созданные в форме акционерного общества, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика. В небольших компаниях отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам [13, с. 68].

Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения более низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей. Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов.

Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, финансовая устойчивость субъекта хозяйствования (предприятия, фирмы и т.п.) не стабильна, предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители не осознают опасность, окружающую финансы предприятия.

Таким образом, правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит предприятию на современном этапе развития добиться долговременных положительных результатов и занять более устойчивое положение на рынке.


2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ СТЕПАНА И ФЕДОРА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом Степана и Федора» - это коммерческая организация, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. ООО «ИД Степана и Федора» имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также другие средства визуальной идентификации.

Основными целями деятельности ООО «ИД Степана и Федора» являются извлечение, получение прибыли. При этом предприятие вправе осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом. В настоящее время предметом деятельности ООО «ИД Степана и Федора» является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное учредителем при создании предприятия.

Предприятие ООО «ИД Степана и Федора» несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества и имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание. Участник общества отвечает по обязательствам предприятия в пределах их вкладов в имуществе предприятия ООО «ИД Степана и Федора», при этом предприятие не отвечает по обязательствам государства и участник, а равно как государство не отвечает по обязательствам означенного предприятия.

ООО «ИД Степана и Федора» в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов предприятия, а также обеспечивает передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, хранит и использует в установленном законодательством РФ порядке документы по личному составу (работникам) предприятия.

Организационно-управленческая структура предприятия ООО «ИД Степана и Федора» более наглядно представлена на рисунке 2.1.

Директор

Заместитель директора производству

Отдел рекламы

Склад

Производственный цех

Бухгалтерия