Файл: Индивидуальное предпринимательство (Понятие предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой статус ИП точно не закреплен ни в одном из правовых источников. В ст. 34 Конституции говорится, что индивидуальный предприниматель имеет право «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса гражданин может «заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица», при этом в п. 3 указанной статьи пишется, что регулирование предпринимательской деятельности осуществляется теми же нормами, которыми регулируется деятельность юридических лиц. Но если обратиться к Налоговому кодексу, то ясно, что деятельность ИП и юридических лиц регулируется абсолютно по разному и несут ответственность за свою деятельность они тоже по разному. Понятие индивидуального предпринимателя в Налоговом кодексе определено следующим образом - «физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств». Но деятельность таких предпринимателей в большей степени регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2011 г. № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017). Их этого следует, что законодатель ИП приравнивает то к физическим лицам, то к юридическим. Самостоятельной правосубъектностью ИП не обладают.

В связи с данной проблемой появляется новые затруднения в деятельности индивидуальных предпринимателей, например, запрет на осуществление отдельных видов деятельности – страхование, продажа алкогольной продукции, различных видов оружия и т.п.

Учитывая, статистические данные, можно сказать, что индивидуально предпринимательство является самой распространенной организационно-правовой формой, соответственно, было бы правильно выделить отдельный раздел в нормах законодательства, регулирующий данную деятельность и раскрывающий в полной мере ее правовой статус. [6]

Как уже отмечалось ранее, в качестве основных нормативных актов, регулирующих порядок и процедуру образования, а также государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также иные подзаконные нормативно-правовые акты, постановления правительства («Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»). Необходимо также отметить письма Федеральной налоговой службы — специально уполномоченного государственного органа для регистрации предпринимательской деятельности; к нормативно-правовым актам такие письма не относятся, но, тем не менее, оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами. Например, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма Федеральной налоговой службы, регулирующие какой-либо вопрос. Так, ранее в связи с изменениями в действующем законодательстве, большинство положений о формах заявлений, которые используются при государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утратили свою актуальность и перестали отвечать требованиям законодательства. В правоприменительной практике особую актуальность приобрел вопрос о необходимости разработки и утверждения новых форм документов для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, так как сложилась ситуация, в которой по одним вопросам регистрации заверяются и сдаются в регистрирующие органы формы, утвержденные постановлением правительства, по другим — формы, рекомендованные ФНС; с точки зрения правоприменительной практики данные формы нельзя относить к официальным документам, поскольку, как указывалось ранее, письма ФНС не относятся к нормативным правовым актам.


Еще одной проблемой государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в современном действующем законодательстве Российской Федерации является разработка процедуры тщательной проверки наименований создаваемых коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей на уникальность. На сегодняшний день по причине недостаточной разработки данной процедуры широко распространена практика создания коммерческих организаций с дублирующими друг друга наименованиями, что непременно ведет за собой нарушение прав различных лиц, так как в данном случае фирменное наименование не выполняет своей важнейшей функции — функции индивидуализации участника делового оборота. Таким образом, вопросы обеспечения уникальности фирменных наименований в контексте проблематики государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует тщательной разработки и внедрения правовых норм, направленных на регламентацию соответствующих процедур.

Анализируя основные проблемы государственной регистрации индивидуального предпринимательства в контексте действующего законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, необходимо также остановиться на вопросе достаточно частых и неправомерных отказов регистрирующих органов в регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанных на многочисленных письмах и приказах ФНС России. Как уже рассматривалось ранее, в соответствии с п. 7 Положения «О федеральной налоговой службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, указанные письма и приказы не обладают юридической силой, так как не являются нормативными правовыми актами. Необходимо отметить тот факт, что многие из этих писем не были опубликованы, тем не менее, в практике регистрирующих органов они нашли достаточно широкое применение, что влечет за собой частые и недостаточно обоснованные отказы в государственной регистрации.

Также необходимо остановиться на проблеме в сфере электронной регистрации, которая также направлена на совершенствование действующего законодательства в вопросах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день в сфере электронной регистрации предвидятся небольшие изменения в вопросах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством сети Интернет. Электронное правительство ведет работу на интернет-ресурсе, где предоставляет обширный спектр государственных услуг; тем не менее, как показывает практика, большинство государственных услуг, предоставленных в рамках работы данного интернет-ресурса, могут быть осуществлены лишь посредством личного присутствия заявителя: отправку заявки на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя полномочны совершать только нотариусы Москвы и Санкт-Петербурга. Данный факт показывает, что все попытки, осуществляемые правительством в вопросах перехода на современный уровень обслуживания граждан бесполезны. С целью решения данного вопроса, необходимо осуществить глобальный перевод процедуры регистрации в электронную форму, поскольку в рамках действующего законодательства, согласно Федеральному закону № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация осуществляется в срок до пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При существующем темпе современной жизни пять дней, отведенные на государственную регистрацию, представляются достаточно длительным сроком; электронная регистрация позволила бы свести время регистрации к минимуму.


Также в рамках действия вышеуказанного Федерального закона, в частности, ч.3 ст.8. гл.3, гласящей, что «государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства», представляется верным возможное внесение правок, позволяющих проводить государственную регистрацию не по месту жителя индивидуального предпринимателя, а по месту, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность.[5]

Следующей актуальной проблемой для индивидуального предпринимателя, является финансирование. Тему поддержки ИП поднимали не один раз, в 2007 году был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором были сформированы основные цели и аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства. Среди них были обеспечение конкурентоспособности, благоприятных условий для развития, содействие в продвижении товаров и услуг.

Далее в 2016 г. Президентом РФ был определен конкретный перечень поручений для обеспечения эффективного кредитования малого и среднего бизнеса.

На данный момент непременным условием самых выгодных продуктов по кредитованию малого бизнеса является минимальный трехмесячный срок ведения деятельности. Получается, что для стартапа кредитование не предусмотрено. При создании собственного дела можно полагаться только на собственные средства.

Не менее важной проблемой для ИП является невозможность сбыта собственной продукции. Товары частных предпринимателей не попадают на прилавки магазинов вследствие не низкого качества, а вследствие трудностей с упаковкой, доставкой и сортировкой продукции. Отличным выходом из этой ситуации может быть организация местными властями специальных магазинов для продажи таких товаров или создание сезонных ярмарок, выставок-продаж.

Несмотря на позитивные изменения в законодательстве и продвижения в сфере государственной поддержки индивидуального предпринимательства, развитие данного вида деятельности в России существенно осложнено. Необходимо принятие специального закона об индивидуальном предпринимательстве, в котором будет более подробно описаны правовые моменты регистрации, функционирования и ликвидации данного вида предпринимательства. Также необходимо ввести дополнительные меры поддержки ИП, иначе сектор индивидуальных предпринимателей может свестись к минимуму и не оказать существенного положительного влияния на экономику страны.[3]


2.2. Индивидуальное предпринимательство в Магаданской области

По данным журнала «Вестник государственной регистрации»  наибольшую распространенность среди граждан РФ индивидуальное предпринимательтство получило в 2018 г. в центральном районе России. Это 28,1 % от общего числа ИП в России. Дальневосточный регион занимает последнее место и составляет всего 4,7 %.

В Магаданской области области в 2017 году численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности составила 7 515 человек. Из них численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей – 4 032 человек, численность наемных работников – 2 703 человек. По обследуемым видам экономической деятельности преобладают торговля оптовая и розничная – 3 388 чел. Чуть меньше занято индивидуальных предпринимателей в области транспортировки и хранения – 1 048 чел. В деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в качетве ИП занято 659 чел.

Из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что наиболее привлекательной в сфере индивидуального предпринимательства в Магаданской области является торговля оптовая и розничная. Возможно, это связано с постоянной востребованностью как продовольственных товаров, так и непродовольственных. Отдаленность от центральных регионов страны, а также суровый климат обуславливают постоянный дефицит данных товаров. В связи с чем спрос на них высок, а значит и доход тоже.

Индивидуальное предпринимательство в Магаданской области имеет ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам можно отнести слабую конкурентную среду. В виду отдаленности региона от центральных районов России и многих других причин с каждым годом происходит отток населения и соотвественно уменьшение числа предпринимателей. Но этот же фактор можно отнести к недостаткам, так как при оттоке населения, доходность бизнеса может также падать.

Одним из недостатков и проблем индивидуальной деятельности в Магаданской области является вытеснение крупными компаниями данный вид предпринимательства. Большим организациям проще вести деятельность, легче получить кредит в банке, проверяющие органы более лояльно к ним относятся, объемы и обороты у таких предприятий больше. Выжить в таких условиях небольшим предприятиям, в том числе ИП очень сложно.

Тем не менее администрация области предпринимает меры для поддержания индивидуальной деятельности в регионе. Например, каждый год по выходным дням, устраивается ярмарка товаров местных производителей и продовольственных товаров, где выставлена продукция местных сельхозтоваропроизводителей, пищевых предприятий, личных подсобных хозяйств, фермеров, индивидуальных предпринимателей, причем не только из Магадана, но и из Ольского, Хасынского, Ягоднинского, Среднеканского округов. На данном мероприятии местные предприниматели могут сбыть свою продукцию без организации поставки в торговые точки, сортировки, упаковки.


Также, в качестве меры поддержки индивидуального предпринимательства, 17 августа 2017 г. Постановлением Правительства Магаданской области N 751-пп было утверждено Положение о порядке предоставления финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Магаданской области.

В данном Постановлении указан порядок предоставления финансово-кредитной поддержки в рамках реализации мероприятий Подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2014-2020 годы" государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области" на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. N 1146-па.

Субсидии (гранты) субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с данным положением предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Магаданской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

В настоящее время разрабатывается проект федерального закона № 429535-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуального предпринимательства). В данном законопроекте предусматривается упрощенная процедура получения права пользования недрами для индивидуальных предпринимателей. Согласно поправкам в законе, ИП будут иметь право на получение лицензии на разработку небольших свободных участков площадью до 150 000 квадратных метров сроком на пять лет. При этом существует целый ряд ограничений: они не имеют права нанимать других людей, не имеют права использовать на участке тяжелую технику, добыча золота должна вестись ручным способом — металлоискателями, ручными драгами, промывочными лотками. Применение тяжелой техники — бульдозеров, бурильных машин не допускается.

Добыча золота индивидуальным предпринимателям разрешается только там, где нет промышленной добычи золота, а количество добытого драгметалла на участке не должно быть больше десяти килограммов.

Старатели не имеют право углубляться в грунт глубже чем на пять метров. Таким образом, рудное золото практически полностью остается вне поля зрения частников — они могут добывать только самородное золото или добывать золотой песок промывкой.

Данный законопроект позволит увеличить количество занятых в сфере индивидуального предпринимательства и внести весомый вклад в экономику области.