Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Обязанности органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Моей курсовой работой является - Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с Законом об оперативно - розыскной деятельности такую деятельность вправе осуществлять органы внутренних дел, Федеральные службы безопасности Российской Федерации, Федеральные службы охраны Российской Федерации, Федеральные таможенные службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральные службы исполнения наказаний, Федеральные службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Органов внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.1

Задачами органов такого рода считаются: выявление, предупреждения, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Оперативно - розыскная деятельность проводится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетание гласных и не гласных методов и средств.

В соответствии с нормами международного права юрисдикция государства, в том числе и оперативно-розыскная, может быть ограничена. Закон об Оперативно розыскной деятельности действует и на так называемой условной территории государства, то есть на гражданских судах и самолетах, находящихся на международной территории под флагом или опознавательным знаком России, а также на военных кораблях и летательных аппаратах независимо от местонахождения.

______________________________________________________________

1. Закон «Об оперативно-розыской деятельности».

1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии с нормами международного права юрисдикция государства, в том числе и оперативно-розыскная, может быть ограничена. Закон об Оперативно розыскной деятельности действует и на так называемой условной территории государства, то есть на гражданских судах и самолетах, находящихся на международной территории под флагом или опознавательным знаком России, а также на военных кораблях и летательных аппаратах независимо от местонахождения. Из этого следует, что на территории РФ не могут осуществлять оперативно розыскные мероприятия правоохранительные и специальные службы других государств. В случае возникновения у них потребности в осуществлении следственных и оперативно-розыскных действий на территории России они должны поступать в соответствии с международно-правовыми договорами и Уставом Интерпола. В то же время Закон не запрещает субъектам, перечисленным в части 1 статьи 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проводить оперативно розыскные мероприятия вне пределов Российской Федерации. 2


Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Права органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, можно определить исходя их перечня оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, контрольные закупки, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений (зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), контроль почтовых отправлений, цензура

2. ч.1 ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующими органами самостоятельно либо по поручениям и указаниям следователей. Постоянный надзор за законностью производства этих действий, возложен на прокуроров соответствующих уровней, которые каждый раз должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, и вместе со следователем определять степени и приделы использования результатов оперативно - розыскной деятельности. Проведение ряда оперативно - розыскных действий требует получения согласия соответствующего прокурора или судебного решения.

Оперативно розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям полиции общественной безопасности. Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные Оперативно розыскные мероприятия.

Систему органов Федеральной службы безопасности составляют территориальные органы безопасности, пограничные войска, органы безопасности в войсках и другие органы безопасности. Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются:

- контрразведывательная и разведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- пограничная деятельность и обеспечение информационной безопасности.

В соответствии со статьей 9 Закона о Федеральной службе безопасности под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.


Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ.

На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Федеральные органы государственной охраны осуществляют Оперативно розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно статьи 1, ФЗ «О государственной охране» под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

К объектам государственной охраны по решению Президента Российской Федерации могут быть отнесены лица, замещающие государственные должности, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также иные федеральные государственные служащие по представлениям по подведомственности Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания и Председателя Конституционного Суда РФ.3

3. ст 1, ФЗ «О государственной охране»

Таможенные органы в соответствии со статьей 224 Таможенного Кодекса РФ осуществляют оперативно розыскные действия в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство дознания по которым отнесено к их компетенции, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.

Кроме того, таможенными органами проводятся оперативно розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность. Для этого в структуре Таможенного комитета, региональных управлений и таможен создаются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять ОРД.4


Внешняя разведка согласно ФЗ "О внешней разведке" является составной частью сил обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

Исправительные учреждения согласно ст. 84 Уголовно- исполнительного кодекса РФ их задачами являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии

4. ст. 224 Таможенного Кодекса РФ

преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.5

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с Положением о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выполняет следующие функции:

- осуществляет оперативно - розыскные действия в соответствии с законодательством РФ;

- организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к подследственности органов ФСКН;

- ведет единый банк данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- обеспечивает собственную безопасность органов ФСКН и другие функции.6

Важным положением является то, что перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления ОРМ. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД.

Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов, в том числе и криминогенных, протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения ОРМ других министерств и ведомств.


5. Ст. 84 Уголовно- исполнительного кодекса РФ

6. Положение о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Обязанности органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность

Органы, осуществляющие Оперативно розыскную деятельность, выступая от имени государства, которое в соответствии со статьей 45 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.7

Таким образом, Закон требует полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на реализацию этого нормативного требования. Это означает, что согласно Закону недопустимой является пассивность при их проведении, иными словами в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме. Гарантией выполнения этого предписания являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД.

Обязанности органов осуществляющих оперативно розыскную деятельность по выполнению поручений субъектов, обладающих властными полномочиями в сфере уголовно-процессуальной деятельности. Это положение корреспондирует с регламентированным Уголовно-процессуальным кодексом РФ правом органов дознания, следователя давать субъектам оперативно-розыскной деятельности письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом нужно учитывать, что в УПК РФ в качестве получателей таких поручений называются не органы, уполномоченные на осуществление ОРД, а органы дознания.

7. Конституция РФ ст. 45

2.1. Органы дознания и их компетенция.

Дознание, является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия полномочий на органы дознания возлагаются производство необходимой оперативно- розыскной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.