Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Обязанности органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со статьей 40 УПК органами дознания являются:

1. Органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов РФ, а также старшие судебные приставы Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда РФ.2

3. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

4. Органы государственной противопожарной службы.

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по выявлению и расследованию преступлений, во избежание дублирования более или менее четко разграничиваются уголовно- процессуальным законодательством. Основной принцип такого разграничения: каждый из названных органов или должностных лиц должен иметь дело с такими преступлениями, которые нарушают надлежащее исполнение ими своих основных функций.

Например: Работники противопожарной службы обязаны выявлять и расследовать преступления, связанные с поджогами; работники таможенной службы выявлять преступления, связанные с нарушением таможенных правил; начальники тюрем, исправительных или воспитательных колоний, СИЗО выявлять преступления, совершаемые в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; судебные приставы выявлять преступления, посягающие на нормальное отправление правосудия; работники госнаркоконтроля выявлять преступления, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На перечисленные органы при расследовании уголовных дел возлагается осуществление двух групп действий:

- действия, которые в совокупности образуют то, что называется дознанием,

- действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных следственных действий, то есть действий осуществляемых органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Большинство действий отнесенных к ведению органам дознания, должно осуществляться непосредственно должностными лицами, именуемыми дознавателями- работников органов дознания, на которых полномочия по производству дознания возлагается начальниками этих органов.3


Так, в соответствии с частью 4 пункта 2 статьи 38 УПК РФ следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Этот парадокс объясняется довольно просто. Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 40 УПК РФ все органы, осуществляющие ОРД, одновременно являются и органами дознания. 8

8. Уголово-процессуальый кодекс РФ.

2.2. Органы предварительного следствия и их компетенция.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службой безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуратуры.

Круг дел которым обязательно проводится предварительное следствие предусмотрен в уголовно-процессуальном кодексе РФ. Так же устанавливается и подследственность.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны оказывать помощь в форме совместного планирования и проведения мероприятий, ведения совместных учетов, содействия в организации каких-либо оперативно-розыскных действий. Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и в связи с тем, что некоторые мероприятия (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ и ОВД, т.е. взаимодействие в данном случае обязательно, а его порядок регламентируется межведомственными соглашениями и нормативными актами.

В последние годы в связи с неблагоприятными изменениями в структуре преступности, усилением ее организованности и криминального профессионализма обеспечение безопасности лиц, участвующих в правоохранительной деятельности, выступает в качестве условия эффективности деятельности по предупреждению и раскрытию правонарушений. Обеспечение безопасности осуществляется не всеми оперативными подразделениями, а лишь теми, которые наделены специфическими полномочиями.


Вместе с тем думается, что требование обращено ко всем оперативным подразделениям органов, осуществляющих ОРД, так как оно обязывает содействовать обеспечению, а не обеспечивать (что иногда выходит за рамки их компетенции) безопасность участников уголовного судопроизводства.

Содействие обеспечению безопасности указанных лиц следует также понимать как соблюдение всех необходимых правил и норм по обеспечению конспирации в работе с лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД.

Немаловажным является и учет того обстоятельства, что угроза безопасности лица или сохранности его имущества может возникнуть спустя длительное время после факта его участия в уголовном процессе либо оказания содействия органам, осуществляющим ОРД. Тем не менее это не снимает с соответствующих служб обязанности оказать содействие в обеспечении безопасности отдельных граждан.

3. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не следует понимать только, как узаконенные государством возможности выполнять те или иные действия. Права в данном случае - это полномочия, которыми наделяются соответствующие службы только в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Нужно заметить, что перечислены далеко не все права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Исчерпывающий каталог прав можно составить, лишь обратившись к другим законам, регулирующим деятельность субъектов ОРД «О Федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О полиции». В то же время не следует смешивать права сотрудников оперативных подразделений и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Схема их соотношения достаточно сложна, но в общем виде ее можно представить как взаимоотношения частного и общего. В полномочиях, которыми наделяются оперативные работники, находят свое отражение, конкретизацию права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В статье 15 «О оперативно-розыскной деятельности» говорится о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно. Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность без сокрытия, самого факта осуществления каких-либо действий, и лиц, их осуществляющих.


Негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных объектов заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых. Факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих оперативные работники, лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Конфиденциальное сотрудничество - это отношения, основанные на доверительности и секретности и направленные на решение задач ОРД. Конфиденциальность следует также рассматривать и как право граждан на оказание негласной помощи правоохранительным органам. Любой гражданин РФ, лицо без гражданства, а также гражданин или подданный другой страны может сотрудничать с органами, осуществляющими ОРД. Однако стремление какого-либо лица сотрудничать с оперативными подразделениями еще не означает, что у последних существует обязанность принимать такое предложение. Приоритет в принятии решения о необходимости сотрудничества законодатель закрепил за властными субъектами правоохранительной деятельности, то есть органами, осуществляющими ОРД.

У лиц могут быть различные причины и мотивы, руководствуясь которыми они изъявляют желание конфиденциально сотрудничать с правоохранительными органами и спецслужбами (желание бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм и др.). Исходя из этого, а также результативности их деятельности, органы, осуществляющие ОРД, могут конфиденциально сотрудничать с ними на безвозмездной либо возмездной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо платы за негласные услуги, которые лицо оказывает оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.

Каждый орган, уполномоченный на осуществление ОРД, строит работу с лицами, оказывающими содействие, на основе ведомственных нормативных актов, содержание которых составляет государственную тайну.

Для решения задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД, они вправе по соглашению с юридическими и физическими лицами использовать принадлежащие им жилые и нежилые помещения, вещи, транспортные средства. Тактические цели подобного использования могут быть самыми различными: засада, наблюдение за объектом, конспиративная встреча и т.п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества могут оплачиваться. Услуги бывают разовые и долгосрочные. В некоторых случаях с владельцами помещений (физическими лицами) могут заключаться контракты о конфиденциальном содействии. Закон не предусматривает возможности заключения подобных контрактов между органами, осуществляющими ОРД, и юридическими лицами. При возникновении у оперативных подразделений необходимости сотрудничества с юридическими лицами, с их руководителями, как правило, заключаются устные соглашения либо они могут привлекаться к сотрудничеству на общих основаниях.


Закон разрешает органам, осуществляющим ОРД, в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под должностными лицами в данной статье понимаются прежде всего штатные сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД. Закон допускает полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Это означает, что может скрываться не только их принадлежность к органам, осуществляющим ОРД (как это предусмотрено относительно предприятий), или факт сотрудничества, но и их анкетные данные, место рождения и жительства, место работы, профессия и т.п.

Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий по сокрытию принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка названных объектов осуществляется с помощью комплекса специальных средств и методов. Однако наличие документов, зашифровывающих помещения, транспортные средства и лиц, осуществляющих ОРД (документы прикрытия), является обязательным атрибутом этой деятельности и служит гарантией безопасности и важным условием эффективности проводимых с их помощью мероприятий.

Зашифровка – это достаточно сложное действие, поэтому ее организацией занимаются специально созданные подразделения и уполномоченные сотрудники оперативных подразделений.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют право создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.

Важным положением Закона является то, что все они создаются в соответствии с существующим законодательством. Закон об ОРД не предусматривает какого-либо особого порядка создания предприятий, учреждений и организаций. Более того, при их создании нужно учитывать, что органы, осуществляющие ОРД, являются федеральными структурами и при создании своих подразделений в субъектах Федерации должны руководствоваться конституционным положением части 2 статьи 77 Конституции РФ, согласно которому такие подразделения создаются для реализации полномочий в пределах ведения РФ определены в статье 71 и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ определены в статье 72.