Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Обязанности органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятия, учреждения, организации и подразделения, создаваемые органами, осуществляющими ОРД, могут носить зашифрованный характер, то есть функционировать под вымышленным названием и соответствующей правдоподобной легендой. Такие организации создаются для решения частных задач ОРД.

Например: для проведения оперативного эксперимента по выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в отношении коммерческих фирм, может быть создана организация, целью которой будет выявление и изобличение преступников данной категории.

Создание и функционирование таких организаций нельзя рассматривать в качестве самостоятельного оперативно-розыскного материала. Это необоснованно не только потому, что такого мероприятия нет в перечне ст. 6 Закона об ОРД, но и в связи с тем, что по своей сути создание предприятий носит вспомогательный характер и используется при проведении оперативного эксперимента, оперативного внедрения и др.

Все сотрудники оперативных подразделений одновременно являются и сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Они обладают властными полномочиями, которыми в соответствии с законодательством РФ наделены должностные лица этих ведомств. Так, сотрудники оперативных подразделений Органов внутренних дел являясь работниками полиции, в соответствии со Закона о «О полиции» обладают всеми правами, указанными в этом Законе.

В соответствии с законами, регламентирующими деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их сотрудники имеют право требовать от физических и юридических лиц выполнения либо отказа от выполнения определенных действий. Главное условие предъявляемых требований - законность. В случае их невыполнения может наступить ответственность, предусмотренная законодательством РФ.

Например: Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работников полиции влечет административное наказание.

4. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

На основании статьи 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности является то, что гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения оперативно-розыскной деятельности распространяются лишь на должностных лиц, входящих в штаты их оперативно-розыскных подразделений. Под должностными лицами в данном случае следует понимаются штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и наделенные властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и соответственно не подпадают под действие этой статьи закона.


В части 1 статьи 15 указывается на два вида защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность - социальную и правовую. Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и тому подобное. Нужно заметить, что меры социальной защиты определены в Законах, регулирующих деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность такие как: Закон «О полиции», «О внешней разведке», «О федеральной службе безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации», «О государственной охране» и другие, и ведомственных нормативных актах.

Правовая защита представляет из себя совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так в Уголовном кодексе РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность статья 317 Уголовного кодекса РФ, оскорбление представителя власти статья 319 Уголовного кодекса РФ.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению работника полиции статья 19.3, невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или остановке транспортного средства статья 12.25.

Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социально-правовой защищенности оперативных работников. Они касаются, как правило, отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по закреплению кадров в органах ФСБ» разрешено выплачивать военнослужащим органов ФСБ, принимавшим непосредственное участие в разработке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с преступностью, единовременное денежное вознаграждение.

Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных с ним криминальных проявлений, законодатели предусмотрели дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с терроризмом. При выполнении оперативными работниками специальных заданий в районах боевых действий на них распространяются льготы, установленные для сотрудников, привлекаемых для решения подобных задач.


Кроме того в ведомственных нормативных актах также содержатся предписания, касающиеся социальной и правовой защиты сотрудников оперативных служб.

В части 2 и части 3 статьи 15, указывающие на определенную оперативно-розыскную самостоятельность как органов, так и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Хотя в них и не определены достаточно четко пределы самостоятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, все же их анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их жесткой дисциплинарной подчиненностью.

Часть 2 статьи 15 указывает, что никто ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом, не вправе вмешиваться, давать указания, препятствовать выполнению действий, лишь в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Что же касается противоправных действий, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение таких действий осуществляется в соответствии с действующим законодательством: уголовным, уголовно-процессуальным, административным и другими.

Сложным является вопрос о вмешательстве начальников в законные действия подчиненных оперативных подразделений и их сотрудников. Специфика оперативно-розыскной деятельности такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий проводить только с их разрешения.

Например: практика показывает что могут возникнуть ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на законных основаниях, или принимает решение о передаче дела оперативного учета в производство другого оперативного работника. В данном случае он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Полагаем, что если его требования не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним и остается право обжаловать действия вышестоящему прямому начальнику. В случае же получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом не имеет значения, в какой форме, устной или письменной, поступило указание. Таким образом, оперативный работник обладает ограниченной самостоятельностью в принятии решений и проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также лиц оказывающих ему содействие, допускается вынужденное причинение вреда правоохранительным интересам, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга. Иными словами, Закон об оперативно-розыскной деятельности допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, действий являющихся объективно противоправными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в комментируемом Законе, но и других нормативных актах. Так, согласно Закону РФ «О полиции» сотрудники полиции, а таковыми являются должностные лица всех оперативных подразделений органов внутренних дел, не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

Аналогичные правовые нормы присутствуют и в законах, регламентирующих деятельность других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Кроме того, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, также обращает внимание на возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Так, в соответствии со ст. 21 ФЗ «О борьбе с терроризмом» при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством РФ.

Следует заметить, что названные правовые положения находятся в полном соответствии с уголовным законодательством и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона статья 37 УК РФ, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление статья 37 Уголовного кодекса РФ, и крайняя необходимость статья 39 Уголовного кодекса РФ.

Например, статья 38 Уголовного кодекса РФ гласит, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.


Так же Закон предусматривает возможность льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выполняющим специальные задания в оперативно преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников. Выполнение оперативным работником специальных заданий в организованных преступных группах сопровождается приказом и заведением соответствующих дел оперативного учета, поэтому такое участие имеет документальное подтверждение и реальные результаты. В настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства РФ, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах.

Органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления разрешается устанавливать дополнительные виды социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей. Виды социальной защиты могут быть самыми различными, но нормативные акты, их регламентирующие, не должны противоречить федеральным законам.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Как специфический вид юридической государственной правоохранительной деятельности по противодействию преступности, обеспечению национальной безопасности она обрела свои специфические черты и получила законодательное закрепление, качество и добротность которого многократно подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, благодаря развитию научных знаний об этой деятельности, кропотливому труду ученых и практиков, заложивших основы этой деятельности в ее современном представлении.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального внимания юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, таит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.