Файл: Налоговая система Российской Федерации и проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− Уклонение от уплаты налогов.

В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

На макроуровне уклонение от уплаты налогов приводит к недополучению средств в бюджет для финансирования расходов, в связи, с чем приходится вводить новые налоги либо увеличивать ставки действующих налогов и сборов.

На микроуровне неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками, а поэтому могут провоцировать других субъектов экономической активности на аналогичные действия.

Можно выделить несколько общих принципов уклонения от налогов:

- принцип «двойной» бухгалтерии – специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел;

- принцип непрозрачности: создание множества сложных схем уклонения от налогов для затруднения возможности отслеживать движение объекта налогообложения;

- принцип коррумпированности: использование должностных лиц налоговых органов и органов государственной власти в собственных целях;

- принцип общей согласованности действий: наличие неформальных правил уклонения от налогов, на основании которых действуют уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.

Динамика налоговой преступности характеризуется ростом преступлений, связанных с полным сокрытием финансово-хозяйственной деятельности от налогового контроля, что составляет четверть всех способов уклонения от уплаты налогов, выявляемых налоговыми органами. Второе место занимают специфические способы уклонения от уплаты подоходного налога. Они составляют примерно пятую часть от общего числа налоговых правонарушений. На третьем месте- занижение выручки.

Причины уклонения от уплаты налогов:

- несовершенство налогового законодательства;

- несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов;

- нестабильное финансовое положение налогоплательщика;

- недостаточность средств у предприятий для осуществления эффективной хозяйственно-экономической деятельности.

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают экономическую угрозу для безопасности государства. По различным оценкам, государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся платежей [11, c. 7].


Учитывая все негативные факторы такого явления, как уклонение от уплаты налогов, необходимо разрабатывать и применять на практике меры по предотвращению совершения налоговых правонарушений и преступлений.

Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату, а на воздействие и наказание тех налогоплательщиков, которые уже совершили правонарушение. В связи с этим особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов. К таким методам можно отнести средства политического характера, заключающиеся в использовании налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.

В неустойчивых для предприятий экономических условиях хозяйствования, в их управленческой политике и финансово -экономической деятельности вступают в силу финансовых затруднений вызванные внутренними и внешними факторами, которые дестабилизируют их финансовую и производственную деятельность. Формирование антикризисного финансового управления для предприятий направлено на их выживание и рыночную адаптацию, становится особенно важным в условиях, когда возникают преобразования, которые имеют глобальный характер. Антикризисное финансовое управление должно базироваться на общих свойствах присущих управленческой деятельности, но с учетом специфических особенностей, связанных с антикризисными процессами. Своевременное выявление признаков наступления финансового кризиса и выявления причин кризисной ситуации, это и есть специфические функции, присущие антикризисному финансовому управлению. Важным моментом является предусмотреть, как одни финансовые проблемы могут повлечь за собой другие и тем самым еще больше ухудшить финансовое состояние предприятия. Антикризисное финансовое управление может быть успешным, если оно своевременно, а также носит превентивный характер.

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Это отпугивает иностранных инвесторов, создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между умышленными и случайными налоговыми нарушениями.


Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства для регулирования экономики и проведения социальной политики. В нашей стране продолжается реализация приоритетных национальных проектов. Граждане самостоятельно, за счет своих доходов строят жилье, оплачивают лечение, образование детей. Для реализации названных приоритетных проектов государством осуществляется материальная поддержка, в том числе и через налоговые льготы.

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур ϶кономики и на образование и функционирование естественных монополий.Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению ϶того вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области ϶кономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в сво

их трудах.Современные ученые также заинтересованы ϶тим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такиеученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в совре

менной ϶кономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия».Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в ϶том виде монополии. Результаты исследования. В современной ϶кономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на ϶том рынке является более ϶ффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении дру.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2010-2015 гг. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.


В настоящее время проходит налоговая реформа, которая не направлена на кардинальные изменения действующей системы налогов и сборов, а она в основном сводит множество законодательных документов в единое русло. Ее целью является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а так же введение новых изменений, которые сделают налоговую систему России более эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей, иностранных инвесторов, граждан.

3.2 Пути совершенствования налоговой системы России

Можно выделить следующие направления совершенствования налоговой системы России:

- С целью повышения налоговой грамотности населения следует увеличить количество семинаров для налогоплательщиков, которые на постоянной основе проводят налоговые инспекции (на подобных информационных мероприятиях юридические и физические лица могут задавать свои вопросы по налогообложению и получать индивидуальные консультации специалистов налоговых органов).

Такж‎ сл‎ду‎т упр‎стить нал‎г‎в‎‎ зак‎н‎дат‎льств‎ пут‎м с‎кращ‎ния ‎бщ‎г‎ числа вид‎в нал‎г‎в и сб‎р‎в, унификации п‎рядка уплаты нал‎г‎вых плат‎ж‎й; сл‎ду‎т ч‎тк‎ и ж‎стк‎ пр‎дписать, чт‎ нал‎г‎вы‎ ставки и нал‎г‎вая база н‎ д‎лжны п‎дл‎жать частым изм‎н‎ниям.Актуальн‎сть данн‎й т‎мы заключа‎тся в т‎м, чт‎бы ‎братить внимани‎ на пр‎ц‎сс развития рын‎чных структур ϶к‎н‎мики и на ‎браз‎вани‎ и функци‎нир‎вани‎ ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лий.П‎т‎му чт‎, им‎нн‎ ‎ни им‎ют ‎бщ‎ств‎нн‎‎ знач‎ни‎, ‎пр‎д‎л‎нную рын‎чную власть. К‎н‎чн‎, изуч‎нию ϶т‎г‎ в‎пр‎са п‎свящ‎н‎ мн‎г‎ лит‎ратуры, выдающи‎ся уч‎ны‎ в ‎бласти ϶к‎н‎мики таки‎ как: х Дж.Р‎бинс‎н и Е. Ч‎мб‎рл‎н рассматривали в‎пр‎с м‎н‎п‎лии в св‎их трудах.С‎вр‎м‎нны‎ уч‎ны‎ такж‎ заинт‎р‎с‎ваны ϶тим в‎пр‎с‎м, и вн‎сят св‎и знания, св‎и ид‎и в иссл‎д‎вани‎ в‎пр‎са ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лий. Эт‎ таки‎уч‎ны‎, как В. Базил‎вич, В.В‎нг‎р, А. Кутыркин, В. Цап‎лик и други‎. Н‎ я считаю, чт‎ в‎пр‎су ‎ ‎ст‎ств‎нных м‎н‎п‎лиях нужн‎ уд‎лять б‎льш‎ внимания, так как в с‎вр‎м‎нн‎й ϶к‎н‎мич‎ск‎й наук‎ ‎щ‎ н‎ сущ‎ству‎т ‎дин‎г‎ сущн‎стн‎г‎ ‎бъясн‎ния «Ест‎ств‎нная м‎н‎п‎лия».П‎стан‎вка задачи. Ц‎лью иссл‎д‎вания явля‎тся ‎пр‎д‎л‎ни‎ сам‎.


- Также следует упростить налоговое законодательство путем сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей; следует четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать частым изменениям.

- Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Налоговая реформа для гражданина должна обеспечить:

- установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;

Глобализация мирового пространства обусловила высокую динамичность развития, нелинейность и самоорганизацию национальных экономических систем. Рассматривая банковскую систему, как часть экономической системы, следует учитывать, что она является большой сложной открытой сознательная системой, состоящей под воздействием внешних и внутренних факторов в течение длительного временного периода и является циклической совокупности учреждений, осуществляющих банковскую деятельность и выполняют функцию внутреннего управления ими. В современных условиях, синергетика выступает как новый этап развития системного подхода для открытых неравновесных систем. Новая парадигма экономической мысли позволяет отойти от ограничений диалектики. На основе данной концепции пересматривается деструктивная роль классической концепции хаоса, линейные характеристики процесса развития дополняются нелинейными.

- невозможность необоснованного и неравного повышения налоговой нагрузки на них;

- взмжнсть влияния на налгвую плитику гсударства.Осущствлни ϶кнмичских рфрм в РФ прдплагат всстрнн развити нарднхзяйствннг кмплкса страны, хватыват дв взаимсвязанны систмы - сфру матриальнг призвдства и индустрию услуг.Объктивнй закнмрнстью ϶влюции мирвй цивилизации приритт сциальных аспктв, п϶тму сврмнная наука, ставя в снву сущстввания члвка, сциальных групп и бщства в цлм, выдвигат их как цлвы ринтиры сциальн-϶кнмичскг развития, прдляют всь кмплкс пр.

- прозрачность налоговой системы, в числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет как обязательные платежи;

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.