Файл: Органы опеки и попечительства, их права и обязанности.Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами, увеличением распада семьи) создают угрозу национальной безопасности.

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, стариков, инвалидов, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, на конец 2015 года, в России без попечения родителей остались 481 921, что на 2,3% меньше, чем в 2014 году (в 2014 г. – 493071 ребенок). [43]

Наиболее благоприятным способом устройства лиц, нуждающихся в уходе или воспитании, является проживание в семье родных и близких. Супруг, родители, дети, внуки, иные родственники (как правило, близкие) не только безвозмездно осуществляют уход за гражданином, а в отношении ребенка - воспитание, но и, что более важно, поддерживают его духовно. Необходимость в общении - естественная потребность личности, и ее реализация в полной мере возможна лишь при проживании в семье, с теми людьми, кто близок в силу родства или иных личных отношений.

И напротив, забота о гражданах может осуществляться теми или иными государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания. Одним из недостатков такой формы охраны прав и интересов граждан недееспособных или не полностью дееспособных является ее затратный характер. Речь идет не только о том, что учреждения социального обслуживания и детские учреждения требуют финансирования со стороны государства. Дело и в том, что, к сожалению, во многих случаях помещаемые в учреждения граждане обязаны возмещать расходы на свое содержание.


Компромиссом между устройством граждан в специальные учреждения и организацией заботы о них со стороны семьи во многих случаях становится опека (попечительство).

Опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание были и остаются наиболее распространенными правовыми формами устройства граждан. Так, вм2015 году под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание передано 52,7 тысяч детей. [43][1]. В этих формах заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Изучение опеки и попечительства в РФ не нашло широкого отражения в научной литературе в трудах ученых. Можно назвать лишь некоторых авторов: Богданову Г.В., Антокольскую М.В., Грачеву В.А., Казанцеву М. В., Михееву Л.Ю.

Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной темы курсовой работы.

Предмет исследования: опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие по поводу опеки и попечительства и патронажем над дееспособными гражданами.

Цель исследования: изучить институт опеки и попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.

Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие института опеки и попечительства, его предмет, задачи и принципы, и место в отечественной правовой системе.
  2. рассмотреть особенности исторического развития института опеки и попечительства.
  3. выявить установление опеки и попечительства, основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства.
  4. охарактеризовать права и обязанности органов опеки и попечительства.
  5. рассмотреть понятие патронажа над дееспособными гражданами.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют диалектический материализм, а также такие частно-научные методы, как исторический, логический, системно-структурный, функциональный и аксиологический, сравнительного правоведения.

Эмпирической базой курсовой работы служат обобщения материалов опубликованной судебной практики, данные исследователей, работающих над этой проблемой.

Глава 1 Теоретические аспекты института опеки и попечительства, как формы индивидуального устройства граждан


    1. Понятие опеки (попечительства)

Согласно ст. 123 СК РФ "дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации".

Кроме того, федеральное законодательство разрешает субъекту РФ на своей территории дополнительно вводить иные формы устройства детей, помимо перечисленных.

Определение сущности опеки (попечительства) представляет значительную сложность.

Г.Ф. Шершеневич определил опеку – как «искусственную семью» [80, с.138],[2] В.И. Синайский - как «суррогат роди­тельского попечения о детях, их личности и имуществе» [38, с.167].[3]

В современной юридической литературе данный вопрос детально не исследовался. Так, Королев Ю.А. определял опеку и попечительство достаточно широко - как одну из форм «осуществления государственной защиты личности» [52, с.62].[4] Подобного мнения придерживается большинство авторов. Л.М. Пчелинцева указывает, что «в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан» [72, с.257], в то же время отмечая, что для семейного права это формы устройства детей.

Действующее законодательство не содержит легального определения этого понятия. Только в одном действующем нормативном правовом акте делается попытка определить понятия опеки и попечительства - в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [14].[5] В ст. 1 Закона опека названа формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вряд ли можно считать это полным и точным определением. Если при установлении опеки (попечительства) над детьми из содержания ст. 123 СК РФ четко следует, что это фор­ма их устройства, то определить природу опеки (попечительства) над взрослыми нормы гражданского законодательства не помогают. Как представляется, сущность и опеки и попечительства должна состоять все-таки во всех случаях в устройстве лица, устройстве и его судьбы, и судьбы его имущества.


Исходя из концепции социальной заботы, необходимо сконструировать институт опеки (попечительства) как такой способ осуществления социальной заботы, такую форму устройства, которая предполагает только индивидуальное оказание помощи, ухода и попечения со стороны определенного физического лица (определенных лиц).

Такой подход должен исходить из представления об опеке (попе­чительстве) как такой форме устройства, которая:

1) носит индивидуальный характер;

2) является результатом совпадения интересов государства, опекуна (попе­чителя) и подопечного, а потому может устанавливаться только при на­личии свободного волеизъявления опекуна (попечителя);

3) предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопеч­ного лица, а также в необходимых случаях - и для обеспечения иных его интересов (например, дополнительная цель опеки (попечительства) над детьми - их воспитание);

4) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

5) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства (в ши­роком смысле) или иных лиц;

6) решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление обеспечивается организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

7) регулируется нормами различной отраслевой принадлежности [61, с.47].[6]

Отношения опеки (попечительства) сходны с семейными отношениями, однако не совпадают с ними. Значительно дальше от семьи находятся такие формы устройства лиц, нуждающихся в заботе, как помещение человека в специализированное учреждение (разумеется, не имеют ничего общего с семьей формы устройства, предусматривающие экстренные меры по временному размещению лица - в лечебном учреждении, временном приюте и тому подобных организациях, не предназначенных для постоянного проживания).

Поддержка государства для опеки и попечительства состоит из комплекса мер, включающих не только финансирование, но это и организация работы по устройству людей под опеку (попечительство).

Общепризнанно, что не способны правильно определять свои интересы (потребности) и формировать свою волю несовершеннолетние, а также лица, обладающие серьезными и устойчивыми дефектами в психической деятельности. Эти объективные критерии закон облекает в специальные правовые формы, которые отличаются известной условностью. Так, некоторые 16-летние подростки рассуждают весьма здраво, ведут себя разумно и не нарушают своих интересов и интересов других лиц [28, с.33][7]. В то же время, такое поведение свойственно далеко не всем совершеннолетним лицам. Избрав 18-летие (п. 1 ст. 21 ГК РФ), законодатель закрепил общее правило о достижении лицом возраста полной гражданской дееспособности. Исключения, предусмотренные из этого правила (п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 26, ст. 27 ГК РФ), позволяют учесть специфику той или иной отдельной личности (насколько это возможно и насколько это не противоречит общественным интересам).


Как уже говорилось, опека и попечительство является формой вре­менного индивидуального устройства граждан.

Внедрение видов опеки (попечительства), устанавливаемых на разные сроки и на разных материальных условиях, позволит учесть специфику современной ситуации, в которой осуществление социальной заботы составляет проблему общественного масштаба. Такой подход требуется, на наш взгляд, не только при решении проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но и при определении судьбы недееспособных граждан.

В частности, диспозитивность в установлении опеки поможет осуществить сближение опеки (попечительства) и фактического воспитания. На необходимость такого сближения обращалось внимание в отечественной литературе. По мнению А.Е. Казанцевой, «принятие чужого ребенка о семью на постоянное воспитание и содержание должно в принципе создавать совокупность прав и обязанностей, прирав­ненных к родительским» [48, с.54][8].

Так, используя предварительную опеку, можно добиться временной передачи ребенка лицам, желающим заботиться о нем, при условии оформления в определенный срок постоянной опеки. Предварительная опека (попечительство) - это назначение опекуна (попечителя) в исключительных случаях незамедлительно после того, как выявлено нуждающееся в устройстве недееспособное или не полностью дееспособное лицо, без выяснения обстоятельств, свидетельствующих о соответствии личности опекуна (попечителя) требованиям

В настоящее время сбор документов, необходимых для назначения опекуном (попечителем) определенного лица, занимает в среднем не менее одного месяца. В некоторых случаях в течение этого периода могут быть существенно нарушены интересы будущего подопечного. Установление предварительной опеки должно производиться на срок не более двух месяцев и должно сопровождаться, как и в случае отобрания ребенка в соответствии со ст. 77 СК РФ, уведомлением о том прокурора. При назначении предварительной опеки какие-либо выплаты опекунам (попечителям), предоставление льгот или имущества не должны производиться до решения вопроса об установлении постоянной опеки. Это связано с необходимостью проверить личные качества опекуна, выявить его интерес в установлении опеки. В то же время расходы, понесенные во время предварительной опе­ки, подлежат возмещению.

Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.