ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Моделирование бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов
Базовая цель моделирования бизнес-процессов – описание реального хода бизнес-процессов компании.
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса
Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов
6) всегда верный способ выявления текущих проблем на предприятии и предвидения будущих.
Основные вопросы бизнес моделирования
Модель, как правило, содержит следующие сведения о бизнес-процессе:
Подходы к построению моделей бизнес-процесса
Главным структурообразующим элементом является функция (бизнес-функция, действие, операция).
Система представляется в виде иерархии взаимосвязанных функций
Назначение моделей бизнес-процесса
Методологии моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling)
Методологии описания потоков работ (Work Flow Modeling)
Методологии описания потоков данных (Data Flow Modeling)
Формирование регламентирующей документации
Графическая диаграмма "БИТЕК Диаграмма бизнес-процесса»
Программные продукты моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов:
Классическая методология описания бизнес-процессов
Виды моделей методологии Бизнес-студио
Виды моделей методологии BPwin/AllFusion PM
Виды моделей методологии MS Visio, График-студио Лайт
Функции бизнес-процесса «Обработка заказов и заявок»
Визуализация бизнес-процессов с использованием методологии IDEF0.
Моделирование бизнес-процессов
Бизнес-процесс
это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю.
причины оптимизации БП:
- необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др.
Бизнес-процесс
это цепь логически связанных, повторяющихся действий, цель которых — производство продукции/ оказание услуг (конкретных измеримых результатов) для удовлетворения потребностей внутренних или внешних клиентов.
При этом предприятие использует как внешние (сырье, источники энергии, информация), так и внутренние ресурсы (труд работников, технологии, оборудование).
Совокупность всех бизнес-процессов представляет собой модель бизнеса.
Компетенции БИ
описание (формализация) логики процесса усовершенствование ключевых бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов
– это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия.
Базовая цель моделирования бизнес-процессов – описание реального хода бизнес-процессов компании.
Под методологией (нотацией) создания модели (описания) бизнес-процесса
понимается совокупность способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели. Любая методология (методика) включает три основные составляющие: – теоретическая база; – описание шагов, необходимых для получения заданного результата; – рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы методик.Важнейшими понятиями любого метода моделирования бизнес-процессов являются понятия объекта и связи.
Каждый объект модели отражает некоторый реальный объект так называемой предметной области (организации): люди, документы, машины и оборудование, программное обеспечение и т. д.
Как правило, в рамках одного метода объекты модели, отражающие различные сущности реального мира, также являются разными.
Связи предназначены для описания взаимоотношений объектов друг с другом. К числу таких взаимоотношений могут относиться: последовательность выполнения во времени, связь при помощи потока информации, использование другим объектом и т. д.
Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов
К числу наиболее распространенных типов относятся следующие методологии: – моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling); – описания потоков работ (Work Flow Modeling); – описания потоков данных (Data Flow Modeling).Понятие моделирования БП
1) описание бизнес-процессов предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность;2) эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, позволяющее определить, как компания работает в целом и как организована деятельность на каждом рабочем месте;
3) средство позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия;
4) метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента;5) метод, позволяющий дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности;
6) всегда верный способ выявления текущих проблем на предприятии и предвидения будущих.
Моделирование БП
Основные вопросы бизнес моделирования
что является результатом выполнения процесса;
кем и какие действия выполняются;
каков их порядок;
каково движение документов в ходе выполнения процесса;
насколько процесс надежен (вероятность неудачного выполнения);
как он может быть расширен/модифицирован в будущем.
Прозрачность бизнес-процесса
Очень важно обеспечить прозрачность хода бизнес-процессов, поскольку только в этом случае владелец бизнес-процесса (сотрудник компании, управляющий ходом бизнес-процесса и несущий ответственность за его результаты и эффективность), бизнес-аналитик, руководство и другие заинтересованные стороны будут иметь ясное представление о том, как организована работа. Понимание хода существующих бизнес-процессов дает возможность судить об их эффективности и качестве и необходимо для разработки поддерживающей бизнес ИТ-инфраструктуры. Успешная разработка прикладных систем, обеспечивающих поддержку выполнения бизнес-процессов от начала до конца, возможна лишь тогда, когда сами процессы детально ясны.Модель бизнес-процесса
Моделью бизнес-процесса называется его формализованное (графическое, табличное, текстовое, символьное) описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.Модель, как правило, содержит следующие сведения о бизнес-процессе:
набор составляющих процесс шагов — бизнес-функций;
порядок выполнения бизнес-функций;
механизмы контроля и управления в рамках бизнес-процесса;
исполнителей каждой бизнес-функции;
входящие документы/информацию, исходящие документы/информацию;
ресурсы, необходимые для выполнения каждой бизнес-функции;
документацию/условия, регламентирующие выполнение каждой бизнес-функции;
параметры, характеризующие выполнение бизнес-функций и процесса в целом.
Подходы к построению моделей бизнес-процесса
функциональный
Главным структурообразующим элементом является функция (бизнес-функция, действие, операция).
Система представляется в виде иерархии взаимосвязанных функций
объектно-ориентированныйСистема разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира и взаимодействующих между собой посредством посылки сообщений.
Назначение моделей бизнес-процесса
Графическая модель БП – для обучения новых сотрудников их должностным обязанностям, согласования действий между структурными единицами компании, подбора или разработки компонентов информационной системы и т. д. Описание с помощью моделей такого типа существующих и целевых бизнес-процессов используется для оптимизации и совершенствования деятельности компании путем устранения узких мест, дублирования функций и проч.
Имитационные модели БП позволяют оценить их эффективность и посмотреть, как будет выполняться процесс с входными данными, не встречавшимися до сих пор в реальной работе предприятия.
Исполняемые модели БП могут быть запущены на специальном программном обеспечении для автоматизации процесса непосредственно по модели.
Виды моделей БП
функциональные, описывающие совокупность выполняемых системой функций и их входы и выходы;
поведенческие, показывающие, когда и/или при каких условиях выполняются бизнес-функции, с помощью таких категорий, как состояние системы, событие, переход из одного состояния в другое, условия перехода, последовательность событий;
структурные, характеризующие морфологию системы — состав подсистем, их взаимосвязи;
информационные, отражающие структуры данных — их состав и взаимосвязи.
Методологии моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling)
Наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов – стандарт США IDEF0.
Развитие методологии IDEF0 сопряжено с совершенствованием поддерживающих ее инструментов – программных продуктов для моделирования бизнес-процессов (например, BPWin 4.0, ProCap, IDEF0/EM Tool и др.).
Методологии описания потоков работ (Work Flow Modeling)
Вторая важнейшая методология описания процессов – IDEF3, предназначенная для описания рабочих процессов или, иными словами, потоков работ. Стандарт IDEF3 близок к алгоритмическим методам построения схем процессов и стандартным средствам создания блок-схем.Методологии описания потоков данных (Data Flow Modeling)
нотации DFD (Data Flow Diagramming), предназначены для описания потоков данных. Они позволяют отразить последовательность работ, выполняемых по ходу процесса, и потоки информации, циркулирующие между этими работами.
Формализация стратегии
- Стратегические карты,
Сбалансированная система показателей
Проектирование бизнес-процессов (нотации моделирования):
IDEF0,
Процесс (Basic Flowchart),
Процедура (Cross Functional Flowchart),
EPC (Event Driven Process Chain).
Имитационное моделирование
Моделирование деятельности компании в рамках спроектированных бизнес-процессов и организационной структуры.
Формирование регламентирующей документации
Регламенты процессов и процедур,
Должностные инструкции,
Положения о подразделениях.
Возможность разработки и использования фирменных стилей.
Графическая диаграмма "БИТЕК Диаграмма бизнес-процесса»
Программные продукты моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов:
MS Visio,
ARIS,
Бизнес-инженер,
BPwin/AllFusion PM,
Бизнес-студио,
График-студио Лайт, и др.
Классическая методология описания бизнес-процессов
Определение целей и разработка методики описания бизнес-процессов.
Описание окружения бизнес-процесса. Выделение первичных и вторичных входов, выходов, поставщиков и клиентов бизнес-процесса.
Описание функциональной структуры бизнес-процесса.
Описание потоков бизнес-процесса.
Описание структуры и разработка карточек потоков.
Построение диаграмм потоков объектов (DFD - Data Flow Diagram) для процессов верхнего уровня. Построение диаграмм потоков работ (WFD - Work Flow Diagram) для процессов нижнего уровня.
Описание оргструктуры бизнес-процесса и распределения ответственности.
Виды моделей методологии ARIS
Домик ARIS. Организационные, функциональные, информационные и процессные бизнес-модели. Диаграмма целей. Дерево продуктов и услуг. Дерево функций. Диаграмма окружения процесса. Диаграмма цепочки добавленной стоимости. Расширенная цепочка процессов, управляемая событиями (eEPC). Модель оргструктуры. Диаграмма типов информационных систем. Модель документов. Разработка стратегических моделей BSC/KPI. Разработка интегрированной модели предприятия ARIS.
Виды моделей методологии Бизнес-студио
Разработка стратегических моделей BSC/KPI. Модели бизнес-процессов в различных нотациях. Моделирование оргструктуры компании. Разработка интегрированной бизнес-модели предприятия в формате Бизнес-студио.
Виды моделей методологии BPwin/AllFusion PM
Модели бизнес-процессов в различных нотациях. Моделирование оргструктуры компании. Разработка интегрированной бизнес-модели предприятия.
Виды моделей методологии MS Visio, График-студио Лайт
Разработка стратегических моделей BSC/KPI. Модели бизнес-процессов в различных нотациях. Моделирование оргструктуры компании. Разработка бизнес-модели предприятия.