Файл: Управление спросом на продукцию предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования


«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)

Кафедра менеджмента


УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»


Студент гр. з-59УП

М.Э Латифов

« » 2022 г.

Руководитель

ст. преподаватель

кафедры менеджмента ТУСУР

______________ С.В. Бочанова

« » 2022 г.


Томск 2022

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования


«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)

Кафедра менеджмента

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

кафедрой менеджмента

д-р экон. наук, проф.

_____________М.А.Афонасова

«___»__________2022 г.
ЗАДАНИЕ

На курсовую работу студенту Латифову Марлену Энверовичу

Группа

З-59УП

Факультет

Заочный и вечерний

1. Тема работы

Управление спросом на продукцию предприятия

2. Срок сдачи студентом законченной работы 2022 г.

3. Исходные данные:

Учебно-методическая литература

Интернет-источники

4. Содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов):

Спрос и его особенности

Анализ спроса на продукцию ООО «Ключевая вода»

5. Перечень графического материала

Кривая спроса

Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях

Доля производимой воды в регионе

6. Дата выдачи задания: 2022 г.

Руководитель ___________________________________ С.В. Бочанова

Подпись

Задание принял к исполнению (дата) 2022 г.

Студент _______________________________________ М.Э. Латифов

(подпись студента)



Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 4

1 СПРОС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 6

1.1 Понятие, сущность и факторы, определяющие спрос 6

1.2 Виды спроса на продукцию 12

1.3 Методы изучения покупательского спроса 19

2 АНАЛИЗ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ООО «КЛЮЧЕВАЯ ВОДА» 23

2.1 Краткая характеристика предприятия 23

2.2 Оценка спроса на продукцию ООО «Ключевая вода» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


ВВЕДЕНИЕ



В условиях жесткой конкуренции компаниям очень сложно выжить, особенно коммерческим предприятиям, которые не производят уникальную продукцию, а продают неуникальные товары.

Чтобы выжить в условиях конкуренции и при этом получить прибыль, необходимо объективно оценивать экономическое состояние предприятия, и здесь важна оценка спроса на продукцию.

Функционирование любого товарного рынка, торгового предприятия отображается с помощью ряда характеристик, главной из которых является спрос.

Успех компании во всех ее начинаниях зависит от точности и своевременности проведения маркетинговых исследований выпускаемой/реализуемой продукции, от спроса на конкретном сегменте рынка, от точности их влияния на деятельность компании.

Изучение спроса на продукцию компании помогает ему определить, какую именно продуктовую стратегию следует применять в зависимости от текущей экономической ситуации в стране, конкретном регионе, на предприятии, изменения или отсутствия изменений в предпочтениях покупателей.

Тенденция, ориентированная на спрос на продукцию, при разработке товарной стратегии торговых предприятий сегодня набирает обороты, так как учет требований, желаний, предпочтений покупателей влечет за собой последующее увеличение выручки (оборот от продаж), прибыли в организации и ее стабильного развития. В этом заключается актуальность темы данной работы.

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия ООО «Ключевая вода».

Задачи курсовой работы:

  • изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия;

  • проанализировать спрос на продукцию ООО «Ключевая вода»;

  • выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия.


1 СПРОС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ




1.1 Понятие, сущность и факторы, определяющие спрос



Суть рыночного процесса заключается в купле-продаже товаров. Основными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно только поняв, чем движут покупатели на рынке и к чему стремятся продавцы. Каждый человек нуждается в определенных товарах, то есть у него есть потребности. И если он не может сам произвести эти товары или ему выгоднее их купить, то он приходит за ними на рынок. Конечно, у него должны быть деньги на покупку, потому что ничего на рынке нельзя получить бесплатно. А это значит, что на рынке мы имеем дело уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.


Этот термин, а точнее, его полный вариант – "платёжеспособный спрос", ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834). И сделал он это для того, чтобы провести чёткую грань между мечтами людей о получении в своём распоряжении каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Выводы Мальтуса позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: "Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров".

Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса, она представлена на рисунке 1.1.



Рисунок 1.1 – Кривая спроса
Спрос – это форма потребления потребителей, отражающая их готовность и способность платить за приобретаемые товары. Спрос на рынке исходит от потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать потребность в товарах, представленных на рынке. Но не всякая потребность, а только потребность, которая должна быть удовлетворена и обеспечена денежным эквивалентом, т. е. платежеспособная потребность. Потребность одного человека, обеспеченного деньгами и обязательно «выведенного на рынок» и всегда ориентированного на покупку определенного товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.

Удовлетворение потребностей любого хозяйствующего субъекта осуществляется при соблюдении следующих важных условий:

  • большинство товаров и услуг не бесплатны;

  • любой товар имеет заменители;

  • неизбежный выбор между заменителями требует сопоставления дополнительных затрат и выгод.

Совокупный рыночный спрос следует отличать от индивидуального спроса. Последняя представляет собой сумму индивидуальных рыночных требований по каждой цене товара. Различают платежеспособный спрос на факторы производства (производственный спрос) и на товары (потребительский спрос). Последнее во многом зависит от количества денег на руках у населения, в банках, различных платежей и наследств, размера рынка, цены, субъективных вкусов и предпочтений. Полезность и качество продуктов.


Различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный спрос — это спрос, который изменяется из-за государственного вмешательства или сил вне системы свободного рынка. Эндогенный или внутренний спрос формируется внутри общества за счет факторов, существующих в этом обществе.

В экономике действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях, чем выше спрос на товар, тем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Закон спроса объясняется существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что когда цена товара падает, потребитель чувствует себя богаче и хочет купить больше этого товара. Эффект замещения заключается в том, что когда цена товара падает, потребитель пытается заменить этот дешевый товар другим, цены на который не изменились. Действие закона спроса ограничивается в следующих случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием покупателями повышения цен;

  • на некоторые редкие и дорогие товары, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антиквариат и др.);

  • при переключении спроса на более новую и качественную продукцию (например, с пишущих машинок на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к увеличению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара, называется изменением величины спроса.

Реакция спроса на динамику цен проявляется постоянно, но степень этой зависимости может быть разной. Для количественной оценки этой связи используется категория эластичности. Эластичность – понятие, характеризующее наличие связи между двумя величинами. Он отражает степень отклика одной величины на изменение другой. По своему характеру категория «эластичность спроса» отражает реакцию потребителя на изменение конъюнктуры рынка.

Согласно подходу неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается с позиции изменения двух ведущих факторов - цены продаваемого товара и дохода потребителя. В связи с этим используются два понятия: «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу». Оба понятия выражаются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цены и уровня получаемого дохода.

Факторы, влияющие на спрос, условно делят на ценовые и неценовые факторы. Фактор цены – это цена данного товара. Действие ценового фактора вызывает изменение объема спроса, перемещая его по кривой постоянного спроса в разные точки. Среди неценовых факторов наиболее существенное влияние на поведение потребителей оказывают:


Цена сопутствующих товаров. Товары являются субститутами (субститутами), если увеличение цены одного из них приводит к увеличению объема спроса на другой товар при каждом значении цены. Говорят, что они взаимозаменяемы, потому что могут использоваться для одной и той же цели, то есть для удовлетворения потребности. Товары являются комплементарными (взаимодополняющими), если увеличение цены одного из них уменьшает объем спроса на другой. Эти товары сопровождают друг друга в процессе потребления или использования. Здесь изменение количества спроса на один товар вызывает аналогичную реакцию спроса на другой товар.

Таким образом, увеличение цены товара-заменителя сдвигает кривую спроса на товар-заменитель вправо, увеличивая объем его спроса. А увеличение цены готового товара сдвигает влево кривую спроса на товар, дополняющий первый (уменьшается объем и спрос на него).

  1. Потребительский доход. Как правило, по мере увеличения доходов потребителей растет и спрос на многие товары, особенно на более дорогие и более качественные. Товары, спрос на которые изменяется прямо пропорционально изменению дохода, называются нормальными товарами или товарами высшей категории. Однако есть товары, потребление которых уменьшается с ростом дохода. Эти товары называются некачественными. К ним относятся товары, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные для потребления.

Спрос на них складывается следующим образом: при росте дохода происходит снижении покупок, а при уменьшении дохода их потребление увеличивается. При этом кривая сдвигается влево и вправо. Вследствие прироста доходов потребителей – потенциальных покупателей на рынке возрастает объём спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо. Повышение доходов населения приводит к сдвигу кривой спроса на низшие блага влево, ибо величина спроса на них ниже при каждом значении цены.

  1. Потребительские вкусы. Предпочтения или вкусы потребителей являются важнейшим фактором, определяющим объем спроса на любой товар. Они формируются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т. д. Обычаи, привычки, национальные особенности изменяются достаточно медленно, поэтому спрос не изменится или изменится незначительно, если цена на товар, являющийся предметом повседневного потребления, данное население увеличивается. Но какова бы ни была причина изменения вкусов и предпочтений потребителей, кривая спроса на тот или иной товар будет соответственно сдвигаться — вправо, если спрос увеличился, и влево, если он упал.

  2. Потребительские ожидания. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения. Ожидание более высоких цен в будущем стимулирует больше покупок товаров сегодня, и наоборот, ожидание более низких цен может сократить текущие расходы. То же самое можно сказать и о будущих доходах: если ожидается их рост, то люди не сберегают, а больше тратят на текущие нужды, тем самым увеличивая спрос, и наоборот.

  3. Количество покупателей. Спрос напрямую зависит от количества покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. Когда число потребителей уменьшается, спрос уменьшается. При этом кривая смещается вправо и влево.

  4. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше товаров предлагается, тем ниже цена (сказывается конкуренция между производителями) и выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо.

  5. Реклама. Этот фактор часто создает спрос, особенно на новые товары, с которыми потребитель еще не знаком. Опыт показывает, что хорошо организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, сдвигая кривую спроса вправо.