Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации южноуральский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ В ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Досудебное урегулирование правовых споров, как форма защиты прав и законных интересов субъектов договорных правоотношений



Для того чтобы более детальным образом разобраться в понятии досудебного урегулирования споров, с точки зрения формы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений, в первую очередь, следует раскрыть содержание таких понятий как: защита и охрана прав субъектов правоотношений, а так же формы защиты прав субъектов правоотношений.

Стоит отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации не имеет как такового закрепленного определения защиты и охраны прав граждан, тем не менее, для реализации своих прав гражданами, а так же для защиты данных прав от нарушений, наличие механизма защиты и охраны прав является необходимым.

Субъективное право граждан представляет собой предусмотренное законом и обеспеченное государством поведение гражданина, целью которого является удовлетворение свих законных интересов.

Следовательно, основной целью защиты гражданских субъективных прав является восстановление оспариваемых либо нарушенных прав граждан.

Осуществляется данная защита, непосредственно с помощью применения мер нормативно-правового воздействия как юридического, так и фактического посредством привлечения компетентных лиц, либо органов.

Относительно охраны гражданских прав, стоит отметить, что данный институт имеет в первую очередь предупредительную функцию, направленную на осуществление превентивных мер по предотвращению нарушения гражданских прав и сохранению данных прав в нормальном состоянии1.

Следовательно, согласно всего вышеизложенного, можно отметить, что защита и охрана гражданских прав в своей совокупности представляют механизм, действие которого направлено на осуществление защиты и восстановления нарушенных либо оспоренных гражданских прав, предотвращение нарушения либо оспаривание данных прав, а так же устранение препятствий в реализации своих законных прав и интересов гражданами.


Относительно форм защиты прав, стоит отметить, что они, по сути, представляют собой совокупность мер организованных в рамках действующего законодательства и направленных на защиту субъективных прав граждан.

В юридической литературе существует подразделение форм защиты прав на юрисдикционную и неюрисдикционную.

Под юрисдикционной защитой субъективных прав граждан понимается осуществление деятельности направленной на защиту или восстановление нарушенных гражданских прав уполномоченными государственными органами.

То есть органами, имеющими юрисдикционные, государственные полномочия, в данном случае это как судебные органы, так и административные.

Судебная защита прав, является законным правом каждого человека, которое регламентируется на законодательном уровне, а так же посредством Основного Закона Российской Федерации.

Так, статья 46, Конституции Российской Федерации гласит:

«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»1.

Так же, согласно ст. 11 гражданского кодекса Российской Федерации:

«Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде»1.

Стоит отметить, наличие неточности в данной статье Гражданского кодекса, так как в качестве судебного органа осуществляющего защиту гражданских прав наряду с арбитражным судом указан и третейский суд, но согласно Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации»2, третейский суд не входит в состав судебной системы Российской Федерации, а на основании Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 102-ФЗ (последняя редакция): «
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах»3.

Следовательно, третейские суды, представляют собой организации, которые образуются для решений определенных споров, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но в их полномочия не входит осуществление государственной и судебной власти, следовательно, защита гражданских прав посредством разбирательства в третейском суде не относится к юрисдикционным формам защиты субъективных прав граждан.

Неюрисдикционная форма защиты прав граждан предполагает под собой самостоятельную деятельность, осуществляемую гражданином направленную на защиту своих субъективных прав, без участия в данной деятельности уполномоченных государственных органов.

Данную деятельность в юридической литературе характеризуют как самозащиту гражданских прав. Стоит отметить, что данная деятельность, также регламентирована действующим законодательством Российской Федерации. Так на основании п.2, ст. 45 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»1.

Так же, согласно, ст.14 ГК РФ: «Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения»2.

Разъяснение относительно самозащиты гражданских прав в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором отмечено, что: «Лицо, право которого нарушено, может прибегнуть к его самозащите, соответствующей способу и характеру нарушения. Возможность самозащиты не исключает права такого лица воспользоваться иными способами защиты, предусмотренными
 статьей 12 ГК РФ, в том числе в судебном порядке»3.

Как отмечает, В.В. Котлярова, со ссылкой на американского юриста Роко Паунда – неюрисдикционные или досудебные формы урегулирования правовых споров относятся к альтернативным видам разрешения споров, данное название в международной цивилистике определяется аббревиатурой ADR (AlternativeDisputeResolution), свое изначальное распространение данная форма защиты прав, получила именно в Америке, для того, чтобы снять нагрузку с судебной системы и значительным образом увеличить качество института защиты гражданских субъективных прав1.

В Российском законодательстве для устранения неточностей формулировок дословный термин «альтернативное разрешение споров» был заменен на «альтернативное урегулирование споров», основная суть данной формы защиты состоит в досудебной разъяснительной и примирительной процедуре между субъектами гражданско-правовых отношений.

Стоит отметить, что, несмотря на широкое развитие и распространение досудебного урегулирования споров в российской Федерации, до сих пор не существует единого закона и единой правовой базы регламентирующей понятие способы и механизм досудебного урегулирования.

Как отмечают исследователи, правовая система Российской Федерации, находится пока в начале пути формирования этого важнейшего института защиты прав граждан.

Правовая регламентация досудебного разрешения споров производится в настоящее время путем создания отдельных нормативно-правовых актов и дополнений в действующее законодательства.

Рассматривая действующее законодательство, стоит отметить, что основными объектами споров разрешаемых в досудебном порядке являются: договорные отношения, отношения в сфере хозяйственной деятельности, отношения в сфере оказания услуг, экономические отношения, отношения в налоговой сфере.

В качестве примера, можно привести статьи законодательства, в которых существует регламентация обязательного досудебного порядка разрешения конфликтной ситуации, перед обращением в судебные органы.

Ст. 55, Федерального закона от 07.07.2003 N 126 – ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О связи»: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию»1.


Ст. 529, п.4, ГК РФ «Заключение договора поставки для государственных или муниципальных нужд»: «Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда»2.

С. 23.4, Ценообразование на товары, слуги в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода, Федеральный закон, от 27.07.2010 N 190 – ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О теплоснабжении»: «В случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определенной в соответствии с настоящей частью, такие разногласия рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 6, части 2, ст.7  настоящего Федерального закона в порядке обязательного досудебного урегулирования споров»3.

Следовательно, в заключение вышеизложенного, стоит отметить следующее.

Защита и охрана гражданских прав в своей совокупности представляют механизм действие, которого направлено на осуществление защиты и восстановления нарушенных либо оспоренных гражданских прав, предотвращение нарушения либо оспаривание данных прав, а так же устранение препятствий в реализации своих законных прав и интересов гражданами.

Формы защиты прав представляют собой совокупность мер организованных в рамках действующего законодательства и направленных на защиту субъективных прав граждан.

В юридической литературе существует подразделение форм защиты прав на юрисдикционную и неюрисдикционную.

Неюрисдикционная форма защиты прав граждан представляет собой досудебное урегулирование споров связанных с защитой и восстановлением гражданских прав без обращения в судебные органы и является формой защиты субъективных прав, в том числе и договорных регламентированных действующим законодательством Российской Федерации.