ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика местного самоуправления Российской Федерации
1.1. Понятие местного самоуправления и его назначение
1.2. Система местного самоуправления
2. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
2.1. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении
2.2. Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления
3.Особенности правого статуса органов местного самоуправления в Российской Федерации
3.1. Основные полномочия органов местного самоуправления
3.2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти
Если исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления – все это закрепляется на федеральном уровне, то конкретные организационно-правовые формы и содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, с учетом исторических, национальных, региональных и других особенностей и это отражается в нормативно-правовых актах - законах, конституциях, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.
К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:
· конституции республик, входящих в состав РФ;
· законы субъектов РФ;
уставы.
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Как известно. Это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В их состав входят конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.
Уставы субъектов Федерации редко, когда противоречат Конституции России. Но и они учитывают специфику организации муниципальной власти на соответствующей территории.
Следующая группа - нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно. Прежде всего, это уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых обусловлено уставом муниципального образования.
Кроме того, к ним относятся решения местных референдумов, которые обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления, решения собраний (сходов) граждан, постановления должностных лиц местного самоуправления, решения исполнительных органов местного самоуправления, решения представительных органов местного самоуправления.
Правовые акты местного самоуправления подразделяются на:
нормативные
ненормативные.
Нормативные акты включают в себя общие правила поведения (нормы, права). С их помощью правоустанавливаются муниципальные отношения, закрепляются нормы муниципального права на местном уровне. В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Ненормативный правовой акт - правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение. Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, контрольной и исполнительной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и проч.)
Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с уставом муниципального образования право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения имеет и население. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, которые внесены населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты этого рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
В случае если для реализации решения, принятого на местном референдуме, предполагается издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (ст.22).
Статья 44 указанного выше закона гласит, что решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, решения, принятые путем волеизъявления граждан, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых норм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления. Указанный документ является нормативным правовым актом, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.
Статья 8 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.
Устав представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение устава муниципального образования состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации.
2.2. Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления
В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и функциональную стороны. Применительно к механизму местного самоуправления это означает, прежде всего, создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку структуры этих органов, установление компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.
Структуру органов местного самоуправления, как было отмечено ранее, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность, подотчетность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов закрепляются уставом муниципального образования.
Наименования главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Состав органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования устанавливается населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу закрепления структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случае наличия соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые подробным образом фиксирует процедуру определения структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования. Структура определяется населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей менее 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.
При отсутствии инициативы граждан структура органов местного самоуправления определяется представительным органом, после его избрания.
Уставом, решением, принятым на референдуме определяются:
1) структура и наименование муниципальных органов;
2) порядок формирования представительного органа муниципального района;
3) полномочия главы муниципального образования.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации проводят местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ указанного муниципального образования с инициативой о проведении референдума на местном уровне (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования