ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика местного самоуправления Российской Федерации
1.1. Понятие местного самоуправления и его назначение
1.2. Система местного самоуправления
2. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
2.1. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении
2.2. Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления
3.Особенности правого статуса органов местного самоуправления в Российской Федерации
3.1. Основные полномочия органов местного самоуправления
3.2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти
Как следствие, местным самоуправлением определяется организация власти на местах, позволяющая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами в виде различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и прочие органы местной власти. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».[1]
1.2. Система местного самоуправления
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) положило начало самой крупномасштабной реформе системы местного самоуправления за последнее время.
Проводимая реформа была призвана сделать организацию власти на местах эффективной и отвечающей требованиям современного демократического, рыночного и социально ориентированного государства. Реформа местного самоуправления затрагивает интересы всех жителей нашей области.
Новый Федеральный закон закрепил на всей территории РФ двухуровневую систему организации местного самоуправления. Первый уровень - городские и сельские поселения, второй - городские округа и муниципальные районы.
Сформированные органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях позволяют максимально приблизить себя к населению. Это наиболее доступная и понятная для людей власть, которая решает их насущные и жизненно важные проблемы.
Система местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых форм реализации местного самоуправления. Систему местного самоуправления следует также определить как совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе реализации управленческих функций. При этом следует иметь в виду, что сложившаяся система в одном муниципальном образовании совершенно независима от аналогичной системы другого муниципального образования. Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления не являются составной частью органов государственной власти. В состав органов местного самоуправления, устанавливаемый уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
-глава муниципального образования
-представительный орган муниципального образования
-местная администрация
-контрольный орган муниципального образования
-иные органы местного самоуправления
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Согласно федеральному закону существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
-представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
-представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
-представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях у главы муниципального образования есть возможность вне зависимости от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях, где численность менее 100 человек, глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
Органы местного самоуправления организуют выполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Также, они оказывают важное содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координирование деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Наименования органов местного самоуправления определяются и устанавливаются уставами муниципальных образований в четком соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и других местных традиций.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
В уставе муниципального образования кроме представительных органов и глав муниципальных образований могут быть и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые. При решении вопросов местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в строгом соответствии с уставом муниципального образования.
В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.