Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1.Понятие система органов местного самоуправления 4
2.Система и структура органов местного самоуправления 7
3.Функции органов местного самоуправления 11
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Местное самоуправление, которое осуществляется на всей территории нашей огромной стран, является одной из главных основ конституционного строя Российской Федерации. Органы государственной власти призваны оказывать содействие по созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национальнокультурных автономий на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом, а также для решения общегосударственных и местных задач. Однако на сегодняшний день взаимодействие двух уровней власти нельзя назвать совершенным. В этом и выражается актуальность данного исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы осветить вопрос действующей системы органов местного самоуправления. Рассмотреть органы местного самоуправления именно как систему, показать взаимодействия органов между собой и определить их функции в системе.
Для достижения этой цели, мною были выделены следующие задачи:
Определить понятие и сущность органов местного самоуправления.
Рассмотреть органы местного самоуправления как систему.
Рассмотреть функции органов местного самоуправления.
Основным материалом для моей работы послужили Конституция РФ и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комментарии экспертов к данному закону, а так же другая учебная литература.
-
Понятие система органов местного самоуправления
Местное самоуправление в Российской Федерации является основой конституционного строя и одновременно формой прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. После принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) оно получило новую смысловую парадигму, в основе которой идея народовластия и принципы демократического государства. Как принцип политического единства, народовластие основано на суверенитете народа, гласности политического процесса, равенства возможности участия населения на всех уровнях публичной власти. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), провозгласив в 1993 г. идею местного самоуправления, не раскрывала ее гносеологического содержания, предоставив тем самым возможность трактовать его в либеральном западноевропейском или консервативно-охранительном духе, что стало основой дискуссий по вопросу принципов его организации в современной России
1.
Государственная и местная власть различаются друг от друга по многим позициям, включая объем властных полномочий, ставших причиной политических дискуссий и компромиссов 90-х гг. XX в. Их результатом явились Федеративный договор 1992 г. и Конституция РФ 1993 г., закрепившие государственное устройство Российской Федерации на конституционно-договорной основе, включающей федерализм и местное самоуправление. Местная власть, как современная форма организации деятельности людей, ее цель и задачи, взаимоотношения с государством и гражданским обществом должны были получить законодательное закрепление. Истории местного управления и самоуправления в Российском государстве посвящено немало исследований, в отличие от его современного периода, связанного с модернизацией и конституционно-правовым закреплением, дающим возможность более точных научных прогнозов относительно перспектив его дальнейшего развития в нашей стране.
Социальные реформы, изменяющие жизнь общества, необходимы для комплексного решения задач, стоящих перед ним, включая местное самоуправление. Так как политика государства не заканчивается на уровне субъектов Федерации, она непосредственно реализуется и на местном уровне, где удовлетворяются основные экономические и социальные потребности граждан, решаются повседневные и насущные проблемы жителей. Конституция РФ 1993 г. положила начало правовому закреплению передачи ряда государственных полномочий на уровень местных общин, что привело не только к положительным, но и отрицательным результатам, которые в принципе были допустимыми2.
Особую роль в процессе становления местного самоуправления в Российской Федерации сыграли международные стандарты, ставшие базовой основой его правового регулирования. Всеобщая декларация прав человека в ч. 3 ст. 21 закрепила положение о том, что народное волеизъявление является основой деятельности государственной власти, оно выражается через выборы "при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования"3. К ним относятся: Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г., подписанная Российской Федерацией 28 февраля 1996 г. и ратифицированная 5 мая 1998 г.; Декларация ООН о правах коренных народов, закрепившая их право на организацию и собственные принципы местного самоуправления (ст. 18 и 19); Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 1994 г.; Практика Европейского суда по правам человека и другие. В них содержатся стандарты местного самоуправления, устанавливающие: обязанность государств закрепить на конституционном уровне право на местное самоуправление; принципы и правила формирования представительных местных органов на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования; полномочия местного самоуправления, которые должны быть закреплены государственным законодательством; перечень вопросов, относящихся к компетенции местной власти, и тех, что могут быть переданы ей для решения органами государственной власти, и другие.
Международные стандарты установили право местного самоуправления:
-
на выбор населением модели формирования органов местного самоуправления с учетом местных традиций и условий, что должно быть отражено в диспозитивных нормах муниципального права и законодательства; -
привязку его к своей территории, стабильность своих границ, что реализуется законодательством, и обязанность учета мнения населения при ликвидации или преобразовании границ территории местного самоуправления; -
ограничение законодательной регламентации и контроля деятельности местного самоуправления со стороны органов государственной власти; -
финансовую (бюджетную) самостоятельность, государственное финансирование или софинансирование проектов местного самоуправления и программ совместного ведения; -
объединение и межмуниципальное сотрудничество и другие4.
Принципы (международные стандарты) самоуправления содержатся в общей, теоретической части муниципального законодательства, действующего на локальном уровне, там, где протекает повседневная жизнь людей, формируются свободные от государственного регулирования территории, входящие в состав единого государства.
Суверенитет народа гарантирован конституционно-правовой системой государства, институтами гражданского общества, самоуправлением, составляющим его основу не только на местном, но и всех уровнях публичной власти. Авторы статьи "Исторические корни местного самоуправления в России" справедливо отмечают, что "принципиальным новшеством, осуществившим перенос уровня органов местного самоуправления в сферу самого тесного взаимодействия с государственной властью, явилось установление системы "публичной власти", не существовавшей в предыдущей редакции действующей Конституции России. Появление единой системы публично-властных органов в государстве было вызвано необходимостью создания механизма эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с условием расширения и укрепления сферы компетенции и властных полномочий органов местного самоуправления" . Такой подход можно считать оправданным и сопоставимым с современной теорией управления, самоуправления, народовластия и представительства5.
В современной истории Российской Федерации народное волеизъявление на местном уровне пока еще недостаточно в силу ряда причин и, в частности, сформировавшегося менталитета и инертности населения, считающего, что власть должна править, а народ - давать оценку этому правлению. Такой подход является тормозом общественных инициатив, его преодоление возможно, если на общественные обсуждения будут выноситься актуальные вопросы местной жизни, а местное нормотворчество не станет декларативным по содержанию. В дальнейшем представительные органы местного самоуправления станут более самостоятельными в решении вопросов местного значения при согласовании своих позиций с иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в пределах своих компетенций.
-
Система и структура органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления — выборные и остальные органы, наделенные возможностями на заключение вопросцев местного значения и никак не входящие в систему органов гос власти. Наверное органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, городских образований, коими они создаются и пред коими несут обязанность из-за следующее выполнение собственных возможностей .
Перед системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, работающих в городском воспитании, соединенных единичными целями и задачками сообразно обеспечиванию и решению вопросов местного смысла6.
В систему органов местного самоуправления входят:
Представительный орган муниципального образования
Глава муниципального образования
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)
Контрольно-счетный орган муниципального образования
Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В количестве других органов местного самоуправления - исполнительные органы отраслевой и межотраслевой (многофункциональной) направлению, территориальные органы, образуемые и деятельные на отдельных землях городского воспитания.
Виды органов местного самоуправления по функциональной специализации:
Представительные (нормотворческие) органы
Исполнительно-распорядительные органы
Контрольные органы
Главы муниципальных образований примут участие в жизнь и представительных, и нормотворческих, и исправно-распорядительных, и контрольных функций, возглавляя систему местного самоуправления в соответственных городских образованиях7.
Виды органов местного самоуправления сообразно размеру зон ответственности
¾ Особой зон ответственности - исполняют лишь те задачки, которые напрямик определены ких ведению (управления, отделы, департаменты отраслевой и межотраслевой направлению, а еще исправные территориальные органы (к примеру, окружные администрации, деятельные в отдельных округах городского округа)).
¾ Единой зон ответственности - в пределах городских образований имеет право и должны улаживать никак не лишь вопросцы, напрямик из-за ними прикрепленные, однако и все другие на публике-важные трудности, напрямик никак не отнесенные к зон ответственности остальных органов власти (представительные органы, главы городских образований, районные администрации).
Виды органов местного самоуправления сообразно месту в иерархии власти
¾ Высочайшие - те, будто конкретно исполняют зону ответственности собственных городских образований, владея единой зонами ответственности (видный орган, голова городского воспитания, районная власть)
¾ Центральные - органы, деятельные на всей местности собственных городских образований (органы отраслевой и межотраслевой направлению)
¾ Территориальные (региональные, районные) - те, будто формируются на отдельных землях городских образований
Виды органов местного самоуправления сообразно методике формирования
¾ Выборные органы (представительные органы, выбираемые в ходе прямых либо двухстепенных выборов, главы муниципальных образований)
¾ Органы, состав каких создается в распорядительном распорядке
Виды органов районного самоуправления сообразно людскому составу
¾ Единоличные (головы городских образований)
¾ Корпоративные (видный орган, власть, отделы, управления и др.)
Виды органов районного самоуправления сообразно методике волеизъявления
¾ Единоначальные органы (единоличные, администрации, управления, отделы)
¾ Коллегиальные (представительные органы)
Конструкция органов местного самоуправления
1. список (состав) определенных органов районного самоуправления
2. соответствие органов местного самоуправления меж собой
Присутствие в текстуре органов районного самоуправления представительного органа городского воспитания, головы городского воспитания, районной администрации (исправно-распорядительного воспитания) считается неотъемлемым из-за исключением случаев, предусмотренных Законодательством.
Создание текстуры органов местного самоуправления просит неприменного решения линий вопросцев:
1. найти пространство головы городского воспитания сообразно отношению к другим входящим в вышеназванный список органам
2. распоряжение на метод избрания представительного органа и головы городского воспитания