Файл: Социальные пенсии. Понятие и размер.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не зависит от страхового или трудового стажа, поэтому имеет исключительно «возрастную» привязку к минимальному сроку и размеру выплат.

Существует три вида социальных пенсий (п. 6 ст. 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»):

) социальная пенсия по старости;

) социальная пенсия по инвалидности;

) социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Общими условиями назначения социальной пенсии являются:

- факт постоянного проживания на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении РФ.

- отсутствие права на трудовую пенсию.

В настоящее время оговорены некоторые особенности права на получение пенсию гражданам Республики Крым, присоединившейся к Российской Федерации 18 марта 2014 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства. Также для целей пенсионного обеспечения документы, выданные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык (ст. 2).

Согласно официальным разъяснениям Минтруда РФ гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, являются:

) лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

) граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

) граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

С самого начала действия двух законов: о трудовых и государственных пенсиях, возникла правовая проблема. Дело в том, что основным условием получения социальной пенсии было отсутствие права получателя на трудовую пенсию. Вскоре выяснилось, что
размеры социальных пенсий, предусмотренные для многих категорий получателей (особенно по утере кормильца) существенно выше размеров трудовых пенсий. Но российским законодательством установлено правило: получатель может выбрать вариант получения любой (но только одной) пенсии, на которую имеет право и в более выгодном для себя размере.

Закон дает возможность получателям переходить с одного вида пенсии на другой, более выгодный в данное время. Такая ситуация возникает периодически в связи с тем, размеры пенсий всех видов ежегодно меняются - индексируются в соответствии с уровнем инфляции (трудовые) или увеличиваются по Постановлению Правительства (государственные социальные пенсии). Сроки назначения социальных пенсий отличаются от сроков установления трудовых. Они устанавливаются с 1 числа месяца обращения. Выплата за прошлое время не предусмотрена ни для пенсий по инвалидности, ни по утере кормильца - для трудовых этот срок составляет 12 месяцев.

Если пенсионер проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то на период проживания размер его пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент, который при выезде из данных районов на постоянное место жительства в другие регионы не применяется (ч. 2 ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).

Таким образом, на практике социальная пенсия может быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания.

Таким образом, социальная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, которые не заработали трудовую пенсию, назначаемая без требования к трудовому стажу и выплачиваемая в твердой сумме, являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Предоставление указанным лицам права на пенсию является условием, необходимым для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть закреплено за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором без государственной поддержки остаются нетрудоспособные граждане, не имеющие права трудовую пенсию.

В отличие от трудовых пенсий
, которые являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением нетрудоспособности, социальное пенсионное обеспечение основано на совершенно ином принципе. Такая пенсия по своей сути представляет собой социальное пособие. Она выплачивается из государственного бюджета в твердых размерах, которые также установлены государством.

социальный пенсия инвалидность старость

2. Виды и размер социальных пенсий


.1 Социальная пенсия по инвалидности



Социальные пенсии по инвалидности - гарантированная государством выплата нетрудоспособным гражданам, которые официально признаны инвалидами.

Социальная пенсия по инвалидности назначается:

) инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

) детям-инвалидам.

В настоящее время, согласно ст. 18 Закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ размер пенсии по инвалидности составляет:

- инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам - 8 704 рубля в месяц;

- инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы - 7 253 рубля 43 копейки в месяц;

- инвалидам III группы - 3 082 рубля 71 копейка в месяц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2014 г.) инвалид - это лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Лицо признается инвалидом по результатам медико-социальной экспертизы.

Федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы являются находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Правила признания гражданина инвалидом определены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 04 сентября 2012 г.).

Условиями признания гражданина инвалидом являются:


а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, признанному инвалидом лицу, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Гражданам в возрасте до 18 лет - присваивается категория «ребенок-инвалид».

В отношении возраста категории «ребенок-инвалид» была попытка оспорить его в Конституционном Суде РФ. В своей жалобе гражданин В.Н. Злобин, имевший сына, которому инвалидность II группы вследствие общего заболевания была установлена в возрасте 17 лет, оспаривал конституционность положения статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предусматривающего изменение части третьей статьи 1 Закона социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: в силу данного изменения возраст, до достижения которого устанавливается категория «ребенок-инвалид», был повышен с 16 до 18 лет.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 15 (части 1 и 4), 17 (части 1 и 2) и 60 Конституции Российской Федерации, поскольку законодатель не распространил действие части третьей статьи 1 Закона о социальной защите инвалидов в РФ в новой редакции на отношения, возникшие до 1 января 2000 года (даты вступления в силу указанного Федерального закона), что повлекло отказ правоприменительных органов в установлении его сыну С.В. Злобину категории «ребенок-инвалид».

Конституционный Суд РФ, изучив представленные В.Н. Злобиным материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению. Суд указал, что оспариваемы акты расширили круг лиц, которым устанавливается категория «ребенок-инвалид», что направлено на повышение уровня социальной защиты детей-инвалидов и само по себе не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права заявителя, не относящегося к данной категории.