Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах и в учетных регистрах
организации и документальное оформление операций с ними
3 Особенности бухгалтерского учета кассовых операций
Список использованных источников
Приложение А. Платежное требование
Приложение Б. Платежное поручение
Приложение Г. Товарная накладная
Приложение Ж. Приходный ордер М-4
Приложение И. Приходный кассовый ордер
Активы принимаются к учету в качестве финансовых вложений при единовременном соблюдении следующих условий:
-
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и получение доходов, вытекающее их этого права; -
переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями; -
способность приносить экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости.
К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставный капитал других организаций, а также предоставленные посторонним организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Ценная бумага – денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему документ.
В число финансовых вложений организации включаются:
-
государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций; -
вклады в уставный (складочный) капитал других организаций; -
предоставленные другим организациям займы; -
депозитные вклады в кредитных организациях; -
дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и пр.
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
В соответствии с ПБУ 19/02 под обесценением финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, предполагаемых получить от данных финансовых вложений. Если это устойчивое снижение можно подтвердить, то организация должна образовать резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между их учетной и расчетной стоимостью. Величина резерва определяется по каждому виду финансовых вложений.
Сумма резерва под обесценение финансовых вложений включается в состав прочих расходов организации, создание резерва отражается бухгалтерской записью:
Дт сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт сч. 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»
Если расчетная стоимость финансовых вложений повышается, то на сумму повышения резерв будет уменьшен и увеличены доходы организации.
В бухгалтерской отчетности стоимость обесцененных финансовых вложений отражается по учетной стоимости за вычетом суммы созданного резерва под их обесценение.
Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений может являться серия, партия, однородная совокупность.
Счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о формировании, наличии и движении финансовых вложений.
К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:
58-1 «Паи и акции»;
58-2 «Долговые ценные бумаги»;
58-3 «Предоставленные займы»;
58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.
Аналитический учет финансовых вложений ведут по их видам (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые они осуществлены (организации – продавцы ценных бумаг, организации-заемщики и т.д.), с обязательным получением информации о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.
Построение аналитического учета финансовых вложений должно также обеспечивать возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях.
Таблица 1 - Документы, подтверждающие финансовые вложения
Наименование документа | Краткое описание документа |
Сертификат акции | Ценная бумага, свидетельствующая о владении указанным в ней лицом определенным числом акций общества. |
Выписка из реестра акционеров | Полная информация об акционерном обществе: размер уставного капитала, номинал акций, реквизиты совершенных сделок по ценным бумагам. |
Выписка со счетов «Депо» | Отчётный документ, который отображает операции с ценными бумагами, которые были проведены между счётами депо или внутри счёта. |
Облигация | Эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица, её выпустившего, в оговорённый срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. |
Договор на предоставление займов | Документ, который заключается между физическим и юридическим лицом для предоставления кредита/займа. |
Платёжное поручение | Расчетный документ, выписываемый плательщиком, содержащий указание банку о перечислении определенной денежной суммы со счёта плательщика на счёт покупателя. |
Выписка из банка | Документ, предоставляющий сведения о состоянии счета и движении денежный средств. |
2.2 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление операций на счетах в банке
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [4].
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи настоящего Федерального закона.
Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Небанковская кредитная организация:
-
кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5(только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций); -
кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России; -
кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте")[10]. Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента (далее - центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.
Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Документальное оформление операций на счетах в банке:
-
чековые книжки (лимитированные и не лимитированные) -
объявление о взносе наличными -
платежное поручение -
платежное требование -
расчетный чек.
Таблица 2 - Документальное оформление операции по расчетному и валютному счёту
Наименование документа | Краткое описание документа |
Выписка банка | Документ, предоставляющий сведения о состоянии счета и движении денежных средств. |
Платежное поручение | Расчётный документ, выписываемый плательщиком, содержащий указание банку о перечислении определенной денежной суммы со счёта плательщика на счёт покупателя. |
Платежное требование | Расчётный документ, который содержит требование к плательщику о перечислении денежных средств предприятиюполучателю |
Инкассовое поручение | Расчётный документ, на основании которого производится списание денежных средств в бесспорном порядке |
Чек | Документ, на основании которой дается распоряжение банку выдать чекодателю указанную денежную сумму |
Аккредитив | Поручения банка покупателя банку поставщика оплатить счет поставщика на условиях, оговоренных в аккредитивном заявлении. |
Вексель | Письменные долговые денежные обязательства. |
2.3 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) [9].
Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями:
-
договор купли-продажи; -
накладная, оформляемая при отгрузке товара -
товарно-транспортная накладная -
счет — документ, выписываемый поставщиком до поставки товарноматериальных ценностей или исполнителем работ заказчику -
счет-фактура — документ, выписываемый поставщиком для правильного расчета и платежа налога на добавленную стоимость -
акт о приемке материалов — документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, если обнаруживается недостача или они не соответствуют требуемым качественным параметрам -
коммерческий акт (составляется, если недостача произошла в пути следования). Таблица 3 - Документальное оформление операций расчетов с покупателями и заказчиками
Наименование документа | Краткое содержание документа |
Договор | Здесь указывается: наименование материалов, количество, цена, срок действия договора, порядок расчётов, порядок приёмки материалов. |
Накладная | Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов. |
Счёт-фактура | Документ, удостоверяющий фактическую отгрузку товаров или оказание услуг и их стоимость. |
Товарно-транспортная накладная | Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. |
Акт формы ТОРГ-2 и ТОРГ-3 | Составляется в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах. |
Акт формы ТОРГ-12 | Возврат товара от покупателя при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству. |
Кассовый чек | Выдается покупателю при реализации товаров. |
Приходный кассовый ордер | Документ, который используется для оформления поступления наличных денежных средств в кассу предприятия. |
Расходный кассовый ордер | Документ, который используется для оформления выдачи наличных средств с кассы предприятия. |
2.4 Нормативно-правовое регулирование и документальное оформление расчетов с подотчетными лицами
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"[7].
Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.