Файл: Шулепова Наталия Валентиновна, педагог дополнительного образования п. Верхнезейск, 2023г. Содержание Раздел Комплекс основных характеристик образования пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музей истории БАМа»
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:
5.Физические карты мира, России, Амурской области.
Кадровое обеспечение: Шулепова Наталия Валентиновна, педагог дополнительного образования
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
планы-конспекты каждого занятия;
методические сборники и литература по данному направлению;
схемы и таблицы для учебных занятий;
тестовые задания по всем разделам программы;
10. Куренцов А.И. Зоогеография Приамурья.-М.:Наука, 1965, - 121 с.
- формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи программы:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого и настоящего, потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
- 1 2 3 4
Содержание программы
Учебный план
№ | Название темы | Кол-во часов Из них | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1. Ведение. | 1 | 1 | - | |
1.1 | Вводное занятие. Беседа. Что такое «краеведение»? | 1 | 1 | - | Входной контроль |
2. | Раздел II. Амурская область. История п. Верхнезейск в лицах. | 26 | 9 | 17 | |
2.1. | Дальний Восток на карте нашей Родины. П.Верхнезейск - наша малая родина. | 1 | 1 | - | Беседа, опрос, игра |
2.2. | Исследовательская работа: «Наш посёлок - многонациональная семья». | 2 | 1 | 2 | Зачет |
2.3. | Школа. История МАОУ Верхнезейская СОШ. Интервью. | 6 | 1 | 5 | Выпуск школьной газеты |
2.4. | «Родина их позвала…» | 3 | 1 | 2 | Промежуточный контроль |
2.5. | Мост- главный стратегический объект п. Верхнезейск. | 4 | 1 | 3 | Фотовыставка |
2.6. | Культурная жизнь посёлка. ДК и сельская библиотека. Интервью. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2.7. | Больница. Люди в белых халатах. Интервью. | 6 | 2 | 4 | Беседа |
2.8. | Дети войны, проживающие в п. Верхнезейск. «Книга памяти». | 2 | 1 | 1 | Промежуточный контроль |
3. | Раздел III. Жизнь БАМа продолжается… | 3 | 3 | - | |
3.1 | Строительство второй ветки БАМа. | 1 | 1 | - | Наблюдение, опрос |
3.2 | БАМ-2. Как живут новые строители. Экскурсия в воинскую часть. | 2 | 2 | - | Наблюдение, опрос |
4. | Раздел IV. Наш музей. | 6 | - | 6 | |
4.1. | Работа в музее. | 3 | - | 3 | зачет |
4.2. | Экскурсия в школьный музей для учащихся МАОУ Верхнезейская СОШ. | 2 | - | 2 | зачет |
4.3. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Итоговый контроль |
Итого | 36 | 13 | 23 | |
1.4. Содержание учебного плана:
Раздел I. Ведение.
1.1. Вводное занятие. Что такое «краеведение»?
Теория: Особенности исследовательской работы
Практика: Игра на знакомство. Лекция «Музей в нашей школе и его роль в жизни посёлка». Знакомство с понятием «краеведение», с планом работы «Музея истории БАМа». Тестирование «Знатоки истории посёлка».
Контроль: беседа
Раздел II. Амурская область. История п. Верхнезейск в лицах.
2.1. Дальний Восток на карте нашей Родины. п.Верхнезейск - наша малая родина.
Теория: Население посёлка. Зея - крупнейшая река бассейна Амура. Легенда о Зее. Как образовалось Зейское водохранилище. Почему водохранилище называют «Дорогой жизни»?
Практика: Работа с картой Амурской области. Местоположение посёлка. 1975 – 2023 год: жизнь Верхнезейска.
Контроль: опрос
2.2. Исследовательская работа: «Наш посёлок - многонациональная семья».
Теория: БАМ - комсомольская стройка. Значение БАМа для нашей страны. СССР – многонациональное государство. Союзные республики.
Практика: Кто проживает на территории п. Верхнезейск? Работа с архивами в сельсовете
Контроль: беседа
2.3. Школа. История МАОУ Верхнезейская СОШ. Интервью.
Теория: Как всё начиналось. Школы п. Верхнезейск. Объединение в одну. Педагогический состав. Ветераны труда.
Практика: интервью с учителями, проработавшими в школе больше 30 лет.
Контроль: статья об учителях
2.4. «Родина их позвала…»
Теория: Наши земляки- строители БАМа, живущие сейчас в посёлке: Винтоняк М.Н., Синеговская Т.В., Плотникова З.Л., Нагацкие и др.
Практика: приведение альбома «Строители БАМа» в порядок.
Контроль: альбом
2.5. Мост- главный стратегический объект п. Верхнезейск.
Теория: Значение моста для посёлка, области и страны. Герои-строители. Воспоминания очевидцев. Встреча с теми, кто охраняет мост.
Практика: работа над альбомом «Мост – главный стратегический объект». Охрана моста.
Контроль: альбом
2.6. Культурная жизнь посёлка. Интервью.
Теория: Не хлебом единым сыт человек: роль Дома культуры и сельской библиотеки в жизни посёлка. Традиции и современность.
Практика: сбор материала для музея по данной теме. Интервью с Евсевлеевой Н.Д.и Каган В.А.
Контроль: беседа
2.7. Больница. Люди в белых халатах. Интервью.
Теория: Строительство больницы. Значение для людей. Что изменилось за 48 лет? Оборудование. Врачи.
Практика: интервью с медперсоналом, проработавшим в больнице больше 30 лет.
Контроль: беседа
2.8. Дети войны, проживающие в п. Верхнезейск. «Книга памяти».
Теория: ВОВ в истории моей страны, моей области, моего посёлка. Труженики тыла и дети войны п. Верхнезейск.
Практика: сбор материала для музея по данной теме; реставрация альбома «Книга памяти».
Контроль: альбом
Раздел III. Жизнь БАМа продолжается…
3.1. Строительство второй ветки БАМа.
Теория: Для чего нужна вторая ветка БАМа?
Практика: Встречаем железнодорожные войска. Церемония закладки памятного камня. Надежды Верхнезейска. Вахтовые городки для военных железнодорожников. Просмотр видеофильма.
Контроль: беседа
3.2. Экскурсия в воинскую часть
Теория: Воинская часть г. Свободного №03415.
Практика: изучение условия проживания строителей. Цели и задачи железнодорожных войск. Сотрудничество.
Контроль: беседа
Раздел IV. Наш музей.
4.1. Работа в музее. Подготовка экскурсоводов.
Теория: Особенности составления выступления экскурсовода
Практика: составление выступления для экскурсоводов.
Контроль: готовый конспект
4.2. Экскурсия в школьный музей для учащихся начальных классов МАОУ Верхнезейская СОШ.
Теория: правила проведения экскурсий
Практика: проведение экскурсии.
Контроль: правильность написания конспекта
4.3. Итоговое занятие.
Теория: Правила поведения во время отчетных мероприятий
Практика: отчёт о проделанной работе.
Контроль: выступление
Планируемые результаты.
1. Появление интереса к истории своего Отечества и родного края.
2. Уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению, к «старым» и «новым» строителям БАМа.
3. Укрепление нравственного потенциала и потребности приумножать лучшие достижения прошлого и настоящего в своей жизни.
4. Развитие навыков исследовательской деятельности, общения с ребятами из разных классов, работы с историческими и литературными источниками.
5. Дети научатся брать интервью, работать с экспонатами музея.
Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного курса. В соответствии с ФГОС в программе «Музей истории БАМа» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
Познавательные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.