Файл: Спорт и здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра рационального природопользования

РЕФЕРАТ

По предмету: «Экология человека»

На тему: «Спорт и здоровье»
Работу выполнил:

студент 2-го курса

Музаффаров Глеб Джамшидович
Проверили:

К.г.н., с.н.с.

Королева Елена Григорьевна,

Н.с.

Орлов Дмитрий Сергеевич


МОСКВА-2020

СОДЕРЖАНИЕ





Аннотация 3

Annotation 4

Введение 5

1. Спорт и здоровье как концептуальные понятия 6

2. Влияние спортивных занятий на здоровье человека 9

3. Физическая и спортивная форма: характеристика и методика измерения 14

Заключение 18

Список использованных источников 19


Аннотация



Основная идея реферата – это связь между систематическими спортивными упражнениями и здоровьем человека. Автор реферата анализирует спорт как общественное явление и общественную практику. Он утверждает, что спорт может быть не только основной для общественного здоровья, но и серьезной угрозой этому здоровью. Все зависит от того, имеется ли в обществе спортивная культура. Наличие спортивной культуры – это весомый фактор, который положительно влияет и на популярность спорта, и на снижение возможных рисков. Также автор реферата анализирует различные проявления спорта как общественного явления. В частности, он указывает на то, что грань между профессиональным спортом и общественным спортом уменьшается. В результате, многие практики из профессионального спорта переходят в спорт массовый. Одна из таких неоднозначных практик – это спортивная медицина. Автор утверждает, что спортивная медицина содержит в себе наиболее серьезные риски, серьезные угрозы по отношению к общественному спорту и общественному здоровью.

Annotation



The main idea of the abstract is the connection between systematic exercising and human health. The author of the abstract analyzes sport as a social phenomenon and as social practice. He argues that sports can be not only fundamental to public health, but also a serious threat to that health. It all depends on whether there is a sports culture in the society. The presence of a sports culture is a significant factor that positively affects both the popularity of sports and the reduction of possible risks. Also, the author of the abstract analyzes various manifestations of sport as a social phenomenon. In particular, he points out that the line between professional sports and public sports is narrowing. As a result, many practitioners are moving from professional sports to mass sports. One of these controversial practices is sports medicine. The author argues that sports medicine contains the most serious risks, serious threats to public sports and public health.


Введение



Польза спорта – как для здоровья человека, так и для его психологического состояния. Культура занятия спортом – как в оздоровительных целях, так и участие в спортивных соревнованиях – имеют очень древние традиции. Тем не менее, массовое возрождение спорта имело место не так давно – буквально полтора столетия тому назад. Именно в то время началось спортивное движение в Европе и США, которое привело к возрождению Олимпийских игр, а также проведению регулярных спортивных соревнований. В итоге, на сегодняшний день мы имеем массовый любительский спорт, который, так или иначе касается каждого человека. Спортивная культура стала массовой и популярной, во всех странах и среди всех возвратных групп.

Вместе с тем, нужно указать, что практика занятия спортом не так однозначна, существует большой опыт того, как неграмотный подход к занятию спортом влечет за собой серьезные последствия для здоровья человека. Одним из таких аспектов является правильное преподавание основ физической культуры в начальной школе и в высших учебных заведениях. К числу наибольших рисков следует отнести распространение многочисленных полупрофессиональных тренировочных курсов (в том числе и посредством YouTube каналов), которые создаются не всегда достаточно подготовленными и образованными людьми, которые могут преследовать коммерческие или другие далекие от спорта цели. Для того, чтобы занятия спортом были полезны для человека, необходим грамотный методический подход к таким упражнениям.

Цель данного реферата – показать место спорта в повседневной жизни человека, его влияние на общее состояние его здоровья и те организационные формы, которые может приобретать спортивная жизнь.

1. Спорт и здоровье как концептуальные понятия



В системе жизненных ценностей здоровье должно занимать одно из ведущих мест. Это положение особенно актуально в условиях современной российской действительности, где имеют место сравнительно короткая продолжительность жизни, высокая смертность в работоспособном возрасте, значительные показатели заболеваемости в детском возрасте. Проблема здоровья имеет много аспектов, однако в настоящее время не существует строго аргументированной науки о здоровье. Здоровье человека заключает в себе биологические и социальные элементы сложной многоуровневой системы и должно изучаться комплексно, являясь предметом междисциплинарного исследования 1.

До настоящего времени нет общепризнанного научного определения «здоровье» человека. Многие исследователи считают, что поиски путей и попытки решения этой задачи представляются фундаментальной проблемой медико-биологических наук, а также одной из проблем философии и социологии.


На рубеже XX – XXI столетий в нашей стране предпринималась попытка внедрить в программы среднего и высшего образования дисциплину «Валеология» в качестве учения о здоровье и здоровом образе жизни. Однако специалисты-валеологи нечетко представляли предмет своего исследования и преподавания: одна школа отдавала предпочтенье нетрадиционным методам оздоровления, другая ограничивалась изучением проблемы наркомании, третья основывала свою деятельность на весьма далекой от науки системе «Детка» П.К. Иванова и т.д. Многие учебные пособия по валеологии представляли собой бессистемный подбор мыслей и теоретических положений, не связанных основной идеей. Кроме того, как подчеркивалось выше, до сих пор нет общепринятого и обоснованного наукой определения понятия «здоровье». В руководствах по физической культуре и спорту здоровье понимается очень широко и включает физическое развитие, физическую подготовленность, отсутствие болезней и повреждений и т.д. Подобную ситуацию можно объяснить так называемым плюрализмом (свободой) мнений и методологическим эклектицизмом.

В современной отечественной и западной литературе существует более сотни толкований и подходов к понятию «здоровье». Самым распространенным определением является записанное в преамбуле устава ВОЗ (1948): «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако такое определение нельзя считать удовлетворительным, так как социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком. Кроме того, недостижимость полного физического, духовного и социального благополучия обусловлено динамичностью его составляющих и их тенденцией к росту.

Индивидуальное и общественное здоровье является одной из главных предпосылок благополучия нации. Индивидуальное здоровье формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни. Что касается общественного здоровья, то оно отражает жизнеспособность общества как социального организма, возможности его дальнейшего экономического и духовного роста и обусловлено качеством окружающей среды.

Критерии здоровья представляет собой неоднозначное понятие. Вопрос комплексной оценки уровня здоровья школьников с учетом их физического развития и физической подготовленности широко обсуждается в специальной литературе. Наиболее разработаны показатели, учитывающие соматический статус, включающий оценку физического развития и уровень физической подготовленности, отражающие характер адаптационных процессов и резервные возможности организма.


В настоящее время система физического воспитания в учреждениях общего среднего (полного) образования располагает большим количеством различных методик и технологий для оценки показателей здоровья детей и подростков. Однако в практике большинства школ тестируются, как правило, показатели двигательной подготовленности учащихся (бег, прыжки, метания и др.), что не отражает в достаточной степени состояние их физического здоровья. В настоящее время отечественные исследователи отмечают тенденцию роста соматических нарушений у детей разного возраста на фоне увеличения стрессовых воздействий и снижения адаптивных возможностей ребенка 2.

Касательно понятия спорта существует не меньше количество определений. Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в "узком" и "широком" смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:

1) система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);

2) унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;

3) регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом. Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.


2. Влияние спортивных занятий на здоровье человека



Здоровый образ жизни сам по себе подразумевает движение: естественно, что под движение подразумеваются не только серьезные физические управление, или же настойчивые спортивные тренировки. Спорт – это далеко не всегда стремление к высоким спортивным достижениям. Спортивные движения важны и для того, что бы человек просто чувствовал себя в хорошей форме, был подвижным и подтянутым. То есть, спорт в жизни человека – это не только постоянные тренировки. В первую очередь для обывателя спорт –это часть ЗОЖ – здорового образа жизни. Сам ЗОЖ, помимо спортивных упражнений, подразумевает также и правильное питание.

Влияние спортивного образа жизни на здоровье человека, а также на его общее самочувствие очень велико. Эта истина была известна еще с древних времени, и поэтому множество человеческих культур и цивилизаций включали в себя различные спортивные практики. В современном мире такое соединение спорта и здоровья имеет под собой, в первую очередь, научную основу. Современная спортивная активность – это очень большой перечень разнообразной деятельности. а также социальной активности. Для спорта присуща не только физическая сторона, - то есть люди, которые им постоянно занимаются, но и информационная сторона – про спорт надо говорить, делится друг с другом своими впечатлениями и соображениями.

Кроме того, что спорт сам по себе влияет на физическое состояние человека, он еще сказывается и на психологических качествах. Общеизвестно, что занятия спортом придают человеку психологическую уверенность. Так, спорт подразумевает систему оценки и самооценки. То есть, каждое спортивное состязание построено таким образом, чтобы его участники могли относительно легко и однозначно определить победителя между собой. Во время тренировок, самостоятельного занятия спортом у человека развивается определенная самооценка, умение оценивать эффективность и продуктивность своих действий. Таким образом, занятия спортом прививают определенную культуру самодисциплины, которая, помимо всего прочего, также подразумевает и умение оценить себя и в других жизненных обстоятельствах. То есть, навык профессионального занятия спортом также подразумевает и такое направление деятельности, как умение контролировать себя, и оценивать свои действия в конкретных числовых критериях.

Самооценка – это еще одна составляющая спортивных занятий. По мере того, как человек развивает в себе те или иные спортивные качества, он повышает собственную самооценку, растет в своих глазах. Такая повышенная самооценка также сказывается и на том, что он более высоко себя ставит. То есть, спортивные успехи положительно влияют на самоощущение человека, его само восприятие в социуме в целом. Другими словами, человек, который интенсивно занимался спортом, и получил определенные результаты, опираясь на эти результаты может поднять свою самооценку в социуме в целом.