Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спортивная техника, опыт занятия спортом также способствует развитию в человеке таких навыков, как способность управлять собственным творческим поиском, владеть нужной техникой. Человек с серьезным опытом занятия спортом может управлять своими эмоциями, а также лучше управляться с собственным мышлением. Как ни странно, опыт спортивных занятий способствует тому, что у человека развиваются интеллектуальные способности. Он начинает сознательно направлять ход своих мыслей, концентрировать внимание на определенных процессах.
Значение спорта для здоровья человека в виду современного прогресса только возросло. Так, по мере наполнения повседневной жизни компьютерами, а также другими гаджетами, которые, казалось бы, должны были облегчать человеческий труд, вызовы для здоровья оказались еще серьезнее. Чем меньше человек двигается, тем большие проблемы возникаю у него со здоровьем. Чем меньше человек ходит пешком, а также прикладывает меньший объем физических усилий, тем в большей степени этот человек вредит собственному здоровью. То есть, современный образ жизни среднестатистического человека, который мало двигается, приводит к серьезным проблемам со здоровьем у основной части населения. Именно поэтому спортивная культура, желание заниматься спортом и достигать определенных результатов позволяет решить данную проблему, и перевести ее в разряд несущественных 3.
Недостаток движения становится современной комплексной проблемой, которая влечет за собой еще целый ряд трудностей и серьезных вызовов. Так. отсутствие движения в повседневной жизни человека ведет к так называемой гиподинамии – комплексному медицинскому заболеванию, которое проявляется на общем состоянии здоровья и самочувствия человека.
В современных условиях именно систематические занятия спортом становятся тем комплексным решением, которое дает возможность практически каждому человеку решить свои проблемы со здоровьем, а также компенсировать нехватку движения. Кроме этого, именно спорт является общедоступным инструментом, которым может воспользоваться практически подавляющее большинство населения. Современный любительский спорт стал столь универсальным средством, что приемлемые форматы существуют для каждой возрастной и социальной группы.
Оценивая влияния спорта на здоровье человека, можно выделить три аспекта проявления такого влияния:
1) формирование правильной ценностной ориентации у человека и его отношение к образу жизни в принципе;
2) формирование определенного уровня физической подготовки в принципе. Грамотное занятие спортом подразумевает определенный уровень образованности, а также информированности о спорте;
3) формирование постоянной потребности человека заниматься спортом и стремление реализовать такую потребность. То есть, человек изначально начинает стремиться к тому, что бы проявить свою индивидуальность именно в спорте.
В повседневной жизни возможности для реализации спорта в жизни каждого человека – практически неограниченны. Современная методология спортивных упражнений столь развита, что позволяет подобрать занятия для человека любого возраста и комплекции. Вопрос стоит только в информировании этого человека.
В целом, если говорить про медико-физиологические направления влияния регулярных спортивных занятий на комплекцию человека, состояние его здоровья, то можно выделить несколько ключевых направлений:
1) влияние спортивных упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата. Также упражнения влияют на то, то развивается мышечная система человека, становится более упругим сам скелет. При этом речь не идет про особенные изматывающие нагрузки. Множество направлений спорта благоприятно влияет на кислородное питание организма. То есть, такие действия, как бег, плавание, а также занятие велосипедным спортом улучшает обмен веществ в организме. Регулярные тренировки также улучшают кровообращение, и укрепляют в целом мышцы всего тела, улучшают общее состояние здоровья;
2) спорт, - как профессиональный, так и любительский благоприятно влияет на саму скорость всех нервных процессов, а также приучает мозг быстрее реагировать на те, или иные ситуации. Человек с хорошим спортивным опытом оперативно реагирует на самые разные ситуации, и может принимать решения даже в обстановке серьезного стресса;
3) занятия спортом помогают решить такую важную и существенную проблему, как негативное воздействие окружающей среды на сердечно-сосудистую систему организма. Постоянные тренировки, - если речь не идет, конечно, про изматывающие профессиональные занятия, - способствуют тому, что у человека развивается сердечно-сосудистая система. Она становится более гибкой, и способной выдерживать более серьезные нагрузки;
4) спортивные занятия в целом также улучшают всю систему органов дыхания. Так, при физических нагрузках выравнивается дыхание, человек становится способен ровно дышать даже в тяжелых, стрессовых ситуациях;
5) улучшение состава крови, а также общее улучшение обмена веществ – это еще одно из последствий систематических занятий спортом. Так, спортивный опыт подготавливает человека к противостоянию с неблагоприятными внешними условиями. Люди, которые активно занимаются физической подготовкой, в принципе меньше болеют и в принципе более устойчивы к неблагоприятным, стрессовым условиям окружающей среды.
Важным условием для эффективных спортивных занятий является осознанное желание человека и тяга к подобным занятиям. Суть спортивных упреждений в том, что они приносят пользу только при грамотном выполнении, поэтому человек должен хотеть заниматься спортом, иначе внешний контроль не сможет заменить самоконтроль 4.
В целом же, для того, что бы человек смог реализовать все выше перечисленные преимущества спортивных занятий, нужно, что бы он был проинформирован, - вовремя и грамотно. Поэтому столь большое значение имеет именно информационная политика в спорте. То есть, для того, чтобы количество людей, которые систематически занимаются спортом, и делают это правильно, увеличивалась, необходимо, что бы в информационной сфере была представлена вся необходимая информация про спорт, как таковой и про то, какие именно методики занятия спортом являются оптимальными и эффективными.
3. Физическая и спортивная форма: характеристика и методика измерения
Между спортивной и физической формами как категориями существует много общего. Спортивной формой принято называть такое состояние уровня тренированности человека, его готовности выполнять определенные физические упражнения, которая возникла в результате систематических занятий спортом. Спортивная форма может быть как у профессионального спортсмена, так и у спортсмена-любителя. при этом спортивная форма может подразумевать разные уровни спортивного мастерства и возможностей человека как спортсмена. Физической же формой принято называть общее физическое состояние человека, его готовность выдерживать существенные нагрузки. И физическая, и спортивная форма возникают как результат постоянной и систематической работы человека над самим собой. Физические упражнения – это очень сильный инструмент, при помощи которого можно повлиять не только на физическую или спортивную форму, но и на моральное, психологическое самочувствие.
То есть, систематические, грамотные занятия спортом ведут к комплексному улучшению состояния человека, его способности выдерживать нагрузки. Спортивная форма или же физическая форма отнюдь не означают готовность человека именно к спортивным соревнованиям. Потенциал, который дает и физическая, и спортивная форма вполне можно использовать для реализации своих творческих замыслов, или же просто в качестве основы для повышения трудоспособности.
Повышение физической формы человека, и удержание ее на должном уровне заложено в функции физической подготовки в среднеобразовательной школе, а также в преподавание физической культуры и спорта в принципе. Преподавание физической культуры на уроках в среднеобразовательной школе очень важно по нескольким причинам 5:
1) такие занятия дают молодому человеку правильное, комплексное представление про физические упражнения, правила и порядок их выполнения. К тому же, именно физическая культура в школе формирует основу спортивной культуры у школьника;
2) создание и закрепление базовых физических навыков у школьников, а также базовых представлений про спортивные состязания и спорт как таковой. Очевидно, что в течении жизни спортивные предпочтения человека, в том числе его симпатии к тем или иным видам спорта могут меняться. Поменяться могут и представления про спорт как таковой. Однако, именно базовые знания, которые были заложены во время школьных занятий, позволяют человеку быть уверенным в своих действиях;
3) обучение технике безопасности при занятиях спортом. При всех своих преимуществах, спорт, тем более профессиональный – это крайне рискованная форма физической активности. Для того, что бы спортивные занятия приносили пользу человеку, и не стали источником серьезных травм, необходимо с самого раннего возраста усвоить обязательные правила по технике безопасности выполнения физических упражнений.
Для тех, то занимается спортом, также важным понятием является и личная гигиена. Имеются в виду не только элементарные практические навыки, которыми должен обладать человек и которым должен следовать. Важно понимать, что занятие в спортивном зале зачастую создает дополнительные риски – те, которые в повседневной жизни отсутствуют.
В частности, нужно упомянуть про спортивную медицину. Она присутствует не только в жизни профессиональных спортсменов, но и касается большого количества спортсменов-любителей. Медицина в спорте – это не только оказание медицинских услуг спортсменам, которые получили травмы. Базовые навыки по спортивной медицине – это те умения, которыми, хотя бы в минимальной степени должен обладать спортсмен-любитель. Так, речь идет про оказание экстренной медицинской помощи, а также умение вовремя распознать спортивную травму, принять меры первой помощи.
Не менее актуальная тема – это спортивное питание. Ранее, на заре спортивных состязаний и спорта как общественного движения, спортивное питание означало только специальную диету. Такая диета заключалась, с одной стороны, в том, что бы строго контролировать свой вес и не дать упасть физической форме. Также, в зависимости от вида спорта, спортивное питание предполагало акцент на определенных продуктах, - что бы у спортсмена было достаточно сил.
Современное спортивное питание в гораздо большей степени связано с фармакологией. Собственно, современные спортсмены для профилактики, а также для контроля над собой, для минимизации вредных последствий профессионального спорта принимают очень большое количество разных препаратов. Вопрос о контроле над допингом стоит очень остро. Но, кроме этого, существует еще и вопрос приема медицинских препаратов и спортсменами – любителями. Например, современный рынок спортивного питания насыщен самыми разными предложениями, которые, при очень сильном медикаментозном эффекте, также предполагают наличие и большого количества побочных эффектов.
Преподавание физической культуры и спорта также должно предусматривать и информирование школьников про всю сложность и неоднозначность медикаментозных препаратов, которые также принято считать частью спортивного питания. Так, неправильный подбор таких препаратом, или же неправильные правила приема, или же наличие у человека серьезных противопоказаний с высокой долей вероятности ведет к осложнению со здоровьем, и может нивелировать весь полезный эффект от таких занятий.
Занятие спортом и физической культурой является хорошим инструментом для профилактики различных заболеваний, и, практически единственным естественным (и в тоже время эффективным) способом поддержания на должном уровне своего здоровья. Для того, что бы спортивные занятия приносили человеку пользу, и способствовали укреплению его здоровья, необходимо, что бы такие занятия:
1) соответствовали возрасту человека;
2) соответствовали физическому состоянию человека: существует очень большое количество жизненных ситуаций, при которых занятие спортом или же какие-либо нагрузки не рекомендуются (постоянно или же временно). Поэтому, человек не должен заблуждаться в том, что спорт – это универсальное решение на все случаи жизни;
3) спортивные занятия должны соответствовать конституции человека, специфике его строения. Так, каждый вид спорта изначально предполагает наличие у человека предрасположенности к конкретным движениям. Нельзя заблуждаться касательно того, что каждый вид спорта может быть успешно освоен каждым человеком. Но, тем не менее, для каждого типа конституции, а также для каждого темперамента и т.д. можно подобрать свой, определенный вид спорта;