Файл: Цель освоения дисциплины.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
ЛЕКТОР – доцент, к.м.н. ХАМЕНСКИЙ Сергей Арсентьевич

Цель освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины
«Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»
формирование культуры безопасности, готовности и способности выпускника к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основные задачами дисциплины:


приобретение:
понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;
понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;
теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий и структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; ( Р С Ч С )
знаний системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и способности организовать оказание первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов;

формирование:


формирование:
культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицинского персонала в мирное и военное время;
способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво и пожароопасного характера;
способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точки зрения безопасности;
мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.


    Место дисциплины в структуре ООП:

    Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по специальности относится к профессиональному циклу высшего профессионального образования.
    Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
    в цикле гуманитарных, социальный и экономических дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика;
    в цикле математических, естественнонаучных, дисциплин: физика; математика; медицинская информатика; химия; биологическая химия; биология; анатомия человека; нормальная физиология ; фармакология; микробиология, вирусология; иммунология - клиническая иммунология; патологическая физиология; патологическая анатомия;
    в цикле профессиональных дисциплин: эпидемиология, гигиена общественное здоровье и здравоохранение, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хирургия, хирургические болезни; медицинская реабилитация, инфекционные болезни, фтизиатрия.


Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные (ОК)
способность и готовность к анализу значимых событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию;
способность и готовность использовать методы управления, организовать работу, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.
Профессиональные (ПК) способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;


в профилактической деятельности
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам ; способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
в организационно-управленческой деятельности
способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций ;
в научно-исследовательской деятельности
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен: знать:



особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время;
методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;
риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;
основы безопасности общества и личности;
основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций:
поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия;
медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций;
задачи и основы организации Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;
особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях;
основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях;
определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;


особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях;
особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия; „
основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы;
организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формирований и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
основные положения нормативных правовых документов по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения;


уметь:


Диагностировать жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;
оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях;
выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;
применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача;
применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача;
осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях;
определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки;
оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера;
решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях;
определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;

владеть:


понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;
приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях;
способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;
способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи;
алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.

Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека


Жизнедеятельность человека. Среда обитания человека. Патогенные ситуации.
Окружающая среда. Факторы окружающей среды. Факторы риска.
Патологические состояния организма человека. Адаптация человека.

Безопасность жизнедеятельности. Виды, направления, подходы, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.
Культура безопасности жизнедеятельности


Предметом изучения курса БЖД является система «человек – производство - окружающая среда».


Проблема взаимодействия человека с окружающей средой возникла с появлением человека на Земле.
До середины 20 в. всё чаще и чаще нарушалось динамическое равновесие биосферы в целом.
Начиная с середины нашего века, быстрый рост антропогенного воздействия человека на природу создал реальную опасность процессам, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и создадут реальную угрозу жизнедеятельности человека.


Безопасность жизнедеятельности


совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы от опасных и вредных факторов различного характера


Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — системный сознательный процесс взаимодействия человека с окружающей средой.
Условия деятельности – совокупность факторов, воздействующих на человека.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека


техносфера


социум


биосфера


человек


Среда обитания


Биосфера -это арена жизни и деятельности человека, где совершаются все процессы от которых зависит жизнь человека. Верхней границей биосферы является озоновый слой.


В биосфере образуются природные, или биосферные факторы — ветер, снег, дождь, молнии и др.


Техносфера – совокупность объектов и процессов, созданных в результате разумной преобразовательной деятельности людей.
Это совокупность всех созданных человечеством объектов (орудий труда, машин, зданий, сооружений, веществ, материалов и т. п.).
В техносфере образуются факторы искусственного происхождения, например шум, вибрация, инфразвук, ультразвук и др.


Социум — это сообщество людей.
Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.