Файл: Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Какое слово из перечисленных лишнее и почему? (Пробка — это часть коры).
3. Какого слова в указанном ряду не хватает и почему (Камбий — это один из слоёв древесины).
Далее учащиеся, отгадавшие слова, выходят к доске, показывают на вывешенной на доску иллюстрации местонахождение данных слоёв в структуре древесины и рассказывают о строении и функции каждого слоя.
Игра "Обустрой рабочее место"
Тип игры: предметная.
Необходимые средства и материалы: ручные инструменты (набор для каждого учащегося или пары учащихся) — измерительная линейка, столярный угольник, ножовка, напильник, лобзик, абразивная шкурка, молоток, клещи.
Ход игры:
Учащиеся получают ящики с набором перечисленных инструментов. По команде преподавателя они должны разложить все инструменты на своём столе с учётом требований техники безопасности. Преподаватель фиксирует время завершения задания каждым учащимся, а затем совместно с классом проверяет правильность его выполнения у всех участников игры (при этом целесообразно, чтобы учащиеся сами оценивали работу своих товарищей, находили и исправляли их ошибки). Побеждают учащиеся, которые быстрее и правильнее других разложили на своём рабочем месте все инструменты.
Игра "Правильно расставь слова"
Тип игры: упражнение.
Необходимые средства и материалы: предложения с переставленными словами, написанные на доске.
Ход игры:
Преподаватель пишет на доске несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при ручной обработке древесины:
1 .Правильно, фартук, следует, спецодежду, халат, надень, с нарукавниками, подобрать, убор, тщательно, волосы, при этом, головной (Правильно надень спецодежду: халат с нарукавниками, фартук, головной убор; при этом следует тщательно подобрать волосы).
2. Прочно, обрабатываемую, закрепи, в тисках, деталь (Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках).
3. Проверь, в случае, учителю, инструментов, доложи, состояние, их, неисправности (Проверь состояние инструментов, в случае неисправности доложи учителю).
4. Щёточкой, специальной, не сдувай, опилки, а, их, сметай (Не сдувай, а сметай опилки специальной щёточкой).
Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке, таким образом повторяя и закрепляя информацию
, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы: к какому этапу практической работы на занятии могут быть применены данные правила (к этапу, предваряющему начало работы; к этапу непосредственной практической деятельности; к этапу завершения работы); какие ещё правила техник безопасности, относящиеся к данному этапу, вы знаете.
Игра "Заветное слово"
Тип игры: тренинг на внимание.
Ход игры: дети стоят у своих мест, приветствуя учителя в начале занятия. Учитель сообщает цель урока. Нужно сесть, когда услышишь определённое слово, например, "технология".
Игра "Оратор"
Тип игры: мотивационный тренинг
Ход игры: учитель сообщает тему и цель занятия. Любой учащийся (по желанию) должен выйти к доске и выступить пред своими товарищами в роли "оратора", т. е. за 1 минуту убедить их в жизненной необходимости изучения данной темы. Можно устроить конкурс на лучшего оратора среди 2-3 учащихся.
Игра "Поймай ошибку"
Тип игры: тренинг на внимание.
Необходимое оборудование и материалы: карточки-"светофоры".
Ход игры:
Учитель заранее оговаривает с учащимися, что при сообщении нового материала он намеренно будет допускать ошибки в изложении тех сведений, которые уже знакомы учащимся (например, "Известно, что на торцовой поверхности среза видны годичные концентрические слои древесины, на радиальном разрезе — ломаные линии, а на тангентальном разрезе — непрерывные сплошные, несколько искривленные полосы" (неверное объяснение для радиального и тангентального разреза)). Учащиеся, не перебивая объяснений учителя, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала. Учитель на выбор просит одного из учащихся объяснить, в чём заключалась допущенная ошибка и исправить её.
Игра "Мои предложения"
Тип игры: тренинг на рефлексию
Ход игры: по окончании занятия учитель предлагает детям дополнить фразу: "Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы..." (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.).
Игра "Домашнее задание для друга"
Тип игры: сюжетно-ролевая мини-игра
Необходимое оборудование и материалы: конверты с домашним заданием.
Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в
котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу. Рекомендуется подготовить 2 или 6 разновидностей домашнего задания (по количеству вариантов, на которых сидят ученики).
Предложенные дидактические игры могут быть успешно проведены на уроках технологии в 5 классе.
Глава 3. Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
3.1 Программа и методы диагностики
Для подтверждения эффективности выбранной методики формирования мотивации учащихся средней школы на уроках технологии средствами дидактических игр (см. главу 2) была проведена опытно-поисковая работа.
Базой исследования стала одна из средних общеобразовательных школ г. Нижний Тагил Свердловской области. В исследовании принимали участие дети 11 лет (учащиеся 5-ого класса), не имеющие нарушений в психофизическом развитии. Выбор класса осуществлялся в связи с тем, что учащиеся перешли на новую ступень своего обучения (из начальной школы в среднюю), т. е. для них имеет действие "эффект новизны" (новый статус, новый педагог, новые условия обучения). И хотя данные дети, с одной стороны, могут иметь некоторые сложности в адаптации к изменившимся условиям, с другой стороны, это предоставляет благоприятную почву для повторного, более эффективного, чем раньше, формирования устойчивой мотивации учения по предмету (при благоприятном исходе).
Подбор респондентов для проведения исследования осуществлялся по строго определенным критериям в соответствии с требованиями репрезентативности выборки. При этом главным фактором отбора являлось соблюдение максимальной статистической идентичности респондентов по таким параметрам, как возраст (11 полных лет) и пол (мужской). В итоге общая численность выборки респондентов составила 10 человек. Также учитывались предыдущие оценки участников исследования по преподаваемому предмету (четвертные и годовые оценки за 4 класс). По данному показателю в группе исследуемых было выявлено 2 ребенка (1-ая подгруппа), обучавшихся на протяжении предыдущего года по технологии только на "отлично", и 8 детей (2-ая подгруппа), имевших на протяжении предыдущего года в табеле успеваемости оценки "удовлетворительно" и "хорошо" (итоговая оценка у всех учащихся данной подгруппы по предмету — "хорошо").
Исследование уровня сформированности мотивации учения у детей данной выборки осуществлялось в течение одного месяцев, с 01 сентября по 30 сентября 2011 г. в соответствии с последовательностью этапов:
1. На первом этапе (с 01. 09. 11 г. по 10. 09. 11 г.) были отобраны методики выявления имеющегося у исследуемых учащихся уровня мотивации учения по предмету и произведено диагностирование школьников в ходе констатирующего эксперимента. Было начато обучение детей по предмету согласно имеющемуся в образовательном учреждении календарно-тематическому плану с включением в структуру занятия дидактических игр.
2. На втором этапе исследования (с 11. 09. 11 г. по 20. 09. 11 г.) была проведена промежуточная диагностика данной выборки (формирующий эксперимент). Обучение по предмету по выбранной методике было продолжено.
3. На третьем этапе исследования (с 21. 09. 11 г. по 30. 09. 11 г.) работа с группой детей по развитию у них мотивации учения проходила с учетом корректировки используемой методики согласно результатам формирующего эксперимента. При завершении данного этапа с учащимися был проведен итоговый (контрольный) эксперимент, в ходе которого выяснен окончательный уровень сформированности мотивации школьников по предмету.
Кроме того, на каждом этапе исследования осуществлялась обработка и интерпретация результатов проведенных диагностик и их сравнительный анализ с целью установления причинно-следственных связей между полученными показателями и применяемой методикой по выборке в целом, а также внутри каждой подгруппы.
Для выяснения эффективности выбранной методики обучения в соответствии с обозначенными этапами проведения эксперимента были подобраны следующие диагностические средства:
1. Наблюдение за деятельностью детей по предмету в различных видах её проявления (урочной и внеурочной, учебной и творческой, теоретической и практической).
2. Беседа с детьми.
3. Опрос сотрудников образовательного учреждения (нынешний и предыдущий руководители данного класса).
4. Анализ психолого-педагогической документации по выборке.
5. Диагностические методики.
При этом три из перечисленных диагностических средств применялись только на первом этапе исследования (беседа, опрос классных руководителей и анализ документации по выборке). На основе данных, полученных с помощью указанных средств, выборка была составлена и разделена на подгруппы, а также была продумана методика обучения исследуемых школьников.
Для проведения эксперимента на всех трех этапах осуществления исследования были выбраны две диагностические методики — основная (разработка И. С. Домбровской, см. Приложение 1) и вспомогательная (разработка Т. Д. Дубовицкой, см. Приложение 2) — с целью сравнения результатов,