Файл: Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр

1.1 Понятие и сущность учебной мотивации

1.2 Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии и её психолого-педагогическая сущность

Глава 2. Методика формирования мотивации учащихся 5 классов на уроках технологии средствами дидактических игр

2.1 Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр

2.2 Разработка дидактических игр на уроках технологии в 5 классах

Глава 3. Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр

3.1 Программа и методы диагностики

3.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

наблюдаться тенденция к стабилизации результатов, однако происходит "откат" к "размытости" доминантных мотивов внутри каждого мотивационного типа. В целом же можно сделать вывод о том, что в процессе формирования мотивации учащихся очевидна положительная динамика, что подтверждает гипотезу исследования.

Результаты вспомогательной методики подтверждают сказанное выше. Так, у "отличников" (20%) наблюдается повышение внутренней мотивации (среднего уровня) на 1 балл, в результате чего у одного учащегося из данной подгруппы наблюдается переход на высокий уровень (полученное пограничное значение 15), а у другого показатель становится равным верхней границе среднего уровня (14 баллов). Динамика по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента составляет 3 балла. У остальных учащихся (80%) внутренняя мотивация (средний уровень) повышается на 4 балла, по сравнению с формирующим экспериментом, а по сравнению с констатирующим динамика составляет +7 баллов. Среднее значение характеризует общую мотивацию выборки как внутреннюю мотивацию среднего уровня (динамика на +3,2 и +4,9 по сравнению с показателями формирующего и констатирующего эксперимента соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности выбранной методики. Подробный анализ полученных на всех трёх этапах эксперимента результатов доказывает, что у учащихся выборки, независимо от их успеваемости, наблюдается положительная динамика учебной мотивации (с некоторым преобладанием социальных мотивов над познавательными). Данная мотивация является стабильно сформированной у большинства участников выборки уже на этапе формирующего эксперимента. Вычисление t-критерия Стьюдента и результаты вспомогательной диагностики подтверждают достоверность сделанных выводов.


Заключение



Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед системой современного российского образования, в числе приоритетных необходимо назвать задачу развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Целью настоящего исследования являлось выявление и обоснование педагогических условий, определяющих эффективность процесса формирования мотивации учения школьников на уроках технологии. Средством для реализации данной цели были выбраны дидактические игры.

Для реализации цели были последовательно решены три задачи. Согласно первой из них, в работе были рассмотрены теоретические основы понятий учебной мотивации и дидактических игр, многообразие их классификаций. Был сделан ввод о том, что учебная мотивация лежит в основе учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивации учения; наиболее распространенные из них выделяют внешнюю и внутреннюю, а также познавательную и социальную мотивацию (внутри последних выделяется по 3 подтипа (мотива)). В основе учебной мотивации лежит интерес школьников к образовательному процессу, к предмету, формирование которого можно стимулировать через использование дидактических игр.

Применение игровых методов на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями игры. В связи с этим применение различных видов игр (сюжетно-ролевых, предметных, интеллектуальных, словесных, упражняющих и т.д.) в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным.

Согласно второй задаче, в работе были представлены методические рекомендации включения дидактических игр в уроки технологии, а также приведены примеры данных игр, относящихся к различным подвидам. Основными принципами использования дидактических игр как средства повышения мотивации учащихся на уроках технологии необходимо считать ориентацию на возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся, их подготовку по предмету, на тематику и содержания занятия, на структурный этап занятия, на котором планируется проводить игру.


Согласно третьей задаче работы, было проведено экспериментальное исследование предложенной методики.

Исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент) с использованием двух методик — основной (разработка И. С. Домбровской) и вспомогательной (разработка Т. Д. Дубовицкой). Обоюдное подтверждение результатов, полученных по данным методикам, а также их статистическая достоверность, выясненная с помощью вычисления критерия Стьюдента, позволяет сделать вывод об эффективности дидактических игр при формировании мотивации учащихся. И хотя изменения в сфере познавательных и социальных мотивов, зафиксированные на этапе формирующего и итогового эксперимента, минимальны (отмечается последовательное повышение показателей познавательных и социальных мотивационных подтипов с преобладанием широких и узких социальных мотивов на высоком уровне) ввиду самой временной непродолжительности исследования, в целом можно сделать вывод о подтверждении гипотезы работы.

Данная работа, на наш взгляд, весьма важна для психолого-педагогической науки и, особенно, практики, поскольку в ней освещена малоизученная проблема.

Методические материалы, представленные в настоящей работе, могут быть успешно использованы учителями технологии на уроках в 5 классе. Также в работе систематизирована обширная информация по вопросам мотивации и дидактической игры, которая может быть использована при дальнейшем развитии проблемы исследования (составлении комплекса дидактических для каждого занятия программы обучения технологии в 5 и последующих классах).

Список литературы





  1. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента [Электронный ресурс] // Psychol-оk: психологическая помощь = http://www.psychol-ok.ru/ — М.: 2006-2011. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/

  2. Алексеев, В. Е. Организация технического творчества учащихся [Текст] / В. Е. Алексеев. — М.: Высшая школа, 1986. — 46 с.

  3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя [Текст] / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. — 144 с. — (Серия "Психологическая наука — школе").

  4. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И. Е. Берлянд. — Кемерово: "Алеф", 1992. — 96 с.

  5. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5 – 9 кл.: метод. пособие [Текст] / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с.: ил.

  6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62-68.

  7. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Электронный ресурс] / А. С. Герасимова // Институт психологии РАН, 2006 = http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html. — Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html

  8. Горский, В. А. Технологическая подготовка школьников в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс] / В. А. Горский. — Режим доступа: www.gorski.ru/documents/37.doc.

  9. Давыдова, Н. А. Интеллектуальная игра как средство повышения мотивации учащихся при обучении русскому языку [Электронный ресурс] / Н. А. Давыдова // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии: электрон. журнал = http://vestnik.kuzspa.ru/ — Кузбасская государственная педагогическая академия, 2009. — Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/10/

  10. Дидактические игры [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия = ru.wikipedia.org/wiki/ — Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Дидактические_игры

  11. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. – C. 42 — 45

  12. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / О. А. Дюжева. — Кострома, 2010. — 22 с.

  13. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов [Текст] /И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.

  14. Ильин, Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) [Текст] / Е. П. Ильин. — Киев: Вища школа, 1998. — 263 с.

  15. Командин, Е. Н. Мотивации учащихся к обучению на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Е. Н. Командин, Л. А. Меркулова // Первый психологический портал г. Пятигорска, 2011 = http://psy.5igorsk.ru/ — Режим доступа: http://psy.5igorsk.ru/obrazovanie/motivacii-uchashixsya-k-obucheniyu-na-urokax-angliieskogo-yazika.html

  16. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

  17. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144с. – (Педагогическая психология).

  18. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И. С.) [Электронный ресурс] // Энциклопедия школьного психолога = psihologu.info. — Режим доступа: http://www.psihologu.info/content/view/904/23/

  19. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. [Текст] /Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

  20. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый – М.: Просвещение, 1992. — 260 с.

  21. Пойкалайнен, Е. В. Педагогические условия формирования мотивации углублённого изучения предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительного образования: на примере физики Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01,13.00.02) / Е. В. Пойкалайнен. — Ярославль, 2000. — 19 с.

  22. Приёмы повышения мотивации учащихся на уроках информатики // МОУ "Приупская СОШ" = http://prsosh.ucoz.ru/ — Режим доступа: http://prsosh.ucoz.ru/publ/1-1-0-9

  23. Савельев, А. А. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / А. А. Савельев. — Ярославль, 1999. — 19 с.

  24. Тарасов, В. Н. Педагогические условия формирования познавательной мотивации учащихся старших классов: на примере изучения дисциплин гуманитарного цикла [Текст]: автореф. ...канд. пед. наук (13.00.01) / В. Н. Тарасов. — Шуя, 2001. — 20 с.

  25. Шивалин, В. И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии [Текст] / В. И. Шивилин // Школа и производство. – 2000. — № 5. — С. 60-61.

  26. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]: научное издание / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1971. — 352 с.: ил., табл.

  27. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с. — (Серия "Сам себе психолог").

  28. Юрченко, О. С. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / О. С. Юрченко // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2011 = festival.1september.ru/. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/211494/

  29. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии [Текст] / И. В. Яркова // Школа и производство. — 2001. — № 5. — С. 50-52.



Приложение 1
Основная диагностическая методика (разработка И. С. Домбровской)
Инструкция: "Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:

4 — всегда

3 — почти всегда

2 — иногда

1 — очень редко

0 — никогда.

В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам".
1. Мне нравится узнавать новые факты.

2. Мне нравится самому искать и находить новые знания.

3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения.

4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии.

5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе.

6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям.

7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне.

8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в Интернете.

9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью.

10. Я учусь ради своего будущего.

11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере.

12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим.

13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений.

14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач.

15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях.

16. Мне нужно учиться.

17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют.

18. Я помогаю другим в обучении.

19. Мне интересно понимать закономерности явлений.

20. Мне нравится самому объяснять новые факты.

21. Мне нужны знания для самосовершенствования.

22. Я учусь, так как этого требуют.

23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе.

24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими.

25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня.

26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний.

27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком.

28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности.

29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю.

30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса.
Бланк ответа

1




7




13




19




25




2




8




14




20




26




3




9




15




21




27




4




10




16




22




28




5




11




17




23




29




6




12




18




24




30






Обработка полученных данных.

По каждой строчке вычисляют среднее значение.

Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.

Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребностей в новых впечатлениях по Л. И. Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.

Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных ("позиционных" по А. К. Марковой или "социологических") мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.

Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.
Приложение 2
Вспомогательная диагностическая методика (разработка Т. Д. Дубовицкой)
Инструкция: "Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

верно – "+ +";

пожалуй, верно – "+";

пожалуй, неверно – "–";

неверно – "– –".

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.